Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у детей постепенно, в процессе речевой деятельности.

             Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

            Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие усиливают объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

             Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно, ведь для чего мы тренируем мышцы – чтобы они стали сильными, ловкими и подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Но язык – «главная мышца» органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

В норме овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 5-6 годам. Но иногда этот процесс затягивается, и тогда появляется множество проблем. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения, боясь быть осмеянными. А в школе могут добавиться и речевые ошибки в тетрадях. Чтобы этого не случилось, можно помочь ребёнку укрепить артикуляционные мышцы точно так же, как укрепляем мышцы рук, ног и туловища с помощью физических упражнений. Заниматься артикуляционной гимнастикой стоит начинать как можно раньше.

Детям двух, трёх, четырёх лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Подбирая упражнения для артикуляционной гимнастики, следует предусматривать те движения и положение органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему языка.

При образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляции будут достаточно подвижны, а работа их – координирована. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Для маленьких детей занятия артикуляционной гимнастикой – труд, серьёзная работа, какими бы лёгкими ни казались упражнения взрослому.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т.е всё то, что необходимо для правильного образования звука.

Перед тем, как начать заниматься артикуляционной гимнастикой с ребёнком, взрослый предварительно сам учится правильно выполнять упражнения перед зеркалом. После того, как взрослый сам освоит упражнения, он показывает их ребёнку. Занятия проводятся так же перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, что делает его язык, в каком положении находятся губы.

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положения губ, языка, необходимых для чёткого, правильного произношения всех звуков. Сначала это простые статические упражнения, затем вводятся динамические. Не нужно огорчаться, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойно, и всё получится.

Когда все отдельные упражнения ребёнку хорошо знакомы, нужно подобрать артикуляционный комплекс. Лучше всего «сложить» их, упражнения, в волшебную сказку.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики и выполнению упражнений на каждом возрастном этапе будут различными.

С детьми 3 лет упражнения проводят в игровой форме. Объём требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.

В средней группе для артикуляционной гимнастики также используются игровые приёмы. Приобретённые детьми простейшие навыки движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению упражнений.

В старшей группе уже следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое.

В подготовительной к школе группе, когда уже сформировано правильное звукопроизношение (у нормотипичных детей), для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков. Эта работа способствует развитию у ребёнка фонематического слуха. Она проводится с использованием игровых приёмов.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать перед общей утренней гимнастикой или перед завтраком и перед полдником/ужином в течение 3-5минут.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к сложным. Проводить их нужно эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых 2-3 упражнений новым может быть только одно, другие даются для повторения и закрепления. Если же ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается старый материал.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Разместиться нужно так, чтобы ребёнок видел лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено. Взрослому необходимо следить за качеством выполняемых ребёнком движений (точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому), в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Алгоритм организации работы:

А) рассказать о предстоящем упражнении, используя игровой приём.

Б) показать ребёнку выполнение упражнения

В) ребёнок выполняет предлагаемое упражнение, а взрослый контролирует правильность выполнения.

Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить, что ребёнок выполняет упражнение неверно, - это может привести к отказу от выполнения. Нужно показать ребёнку его достижения, подбодрить.

Во время выполнения артикуляционной гимнастики нужно следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если они не будут получаться, необходимо сообщить об этом логопеду. Следует так же сообщать, если при выполнении упражнений долго не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляционного аппарата.

Помните, что сам по себе комплекс упражнений артикуляционной гимнастики – не панацея. Эта гимнастика только подготовит речевой аппарат ребенка к правильному произношению, значительно облегчит, но не сможет заменить собой работу логопеда


Автор(ы): Яровая Любовь Александровна
Приложения: