Педагогическая поддержка учителей, организующих
проектную деятельность учащихся в школе
Гордеева Мария Сергеевна
В российском образовании происходят существенные изменения, связанные с поиском новых форм и методов организации обучения, основным вектором становится научить ученика учиться, научиться развивать его способности к организации собственной деятельности, применять приобретенные знания на практике. Особую значимость приобретает организация проектной деятельности, так как именно такая деятельность стимулирует познавательную активность школьников и мотивирует учеников не только к получению новой информации, но и развитию творческих способностей посредством создания проектного продукта.
Федеральный государственный стандарт утверждает необходимость формирования у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности. Реализация заложенных в стандарт положений предполагает создание условий для приобретения обучающимися опыта проектной деятельности при изучении всех учебных предметов на всех уровнях обучения. С введением ФГОС СОО защита итогового проекта приобретает обязательный характер и является результатом сформированности проектных компетенций у обучающихся. Процесс организации и реализации проектной деятельности в школе невозможен без учителя, именно учитель является экспертом в преподаваемом предмете и наставником для обучающегося. Помимо улучшения образовательных результатов, организация проектной деятельности дает возможность профессионально развиваться учителю. Однако включение школьников в проектную деятельность с позиции учителя сопряжено с рядом трудностей, таких как, например, отсутствие информационно-методической поддержки педагога, и как следствие, отсутствие полного представления о сущности проектно-исследовательской деятельности и образовательного эффекта от ее реализации, высокая загруженность, низкий уровень мотивации педагога.
Несмотря на многочисленные исследования, связанные с вопросами организации проектной деятельности в школе и определении роли учителя в этом процессе (А.П. Тряпицына, Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, К. Н. Поливанова и др.), остаются недостаточно подвергнуты научному рассмотрению возможности создания единой системы педагогической поддержки педагога, включающего школьников в проектную деятельность и механизм ее внедрения. Большинство научных работ затрагивают тему подготовки будущих педагогов к организации проектной деятельности обучающихся, не затрагивая при этом тему педагогической поддержки опытных педагогов. Кроме того, разработанные на сегодняшний день программы курсов повышения квалификации для педагогов, включают в основном нормативные и теоретические аспекты проектной деятельности и не ставят перед собой задачи развития компетенций, необходимых педагогу для организации проектной деятельности обучающихся, а также развития его творческих способностей и критического мышления. Проводимые исследования показывают, что у большинства педагогов нет четкого представления о понятии «проектная деятельность». В конечном итоге, у педагога отсутствует мотивация организовывать проектную деятельность учащихся в рамках преподаваемого предмета. Помимо этого, с введением ФГОС СОО остается открытым вопрос, кто должен организовать проектную деятельность старшеклассников в рамках отдельного курса и какую роль должен занимать при этом учитель. Тем самым, во многих школах этот процесс протекает стихийно, а результат проектной деятельности не соответствует установленным ожиданиям.
На мой взгляд, решение проблемы подготовки и поддержки педагога, включающего школьников в проектную деятельность, должно носить комплексный характер. Основная задача, организовать работу таким образом, чтобы учитель не ощущал дополнительной нагрузки, поддержка педагога должна органично встраиваться в образовательный процесс. Система педагогической поддержки учителя должна решать не только задачу организации проектной деятельности обучающихся, но и создавать пространство для профессионального развития и роста самого учителя. Для разработки системы и включения ее в образовательный процесс, необходимо определить какими компетенциями должен обладать педагог для того, чтобы эффективно выстроить работу учащихся при выполнении проекта. Такие ученые, как Г.Б.Голуб, В.В.Сериков, И.С.Фишман отмечают, что для успешного развития проектной деятельности требуется положительная мотивация. Особую роль играет набор личностных качеств педагога: инициативность, ответственность, коммуникативность, инновационность, умение анализировать, умение критически осмысливать текущую деятельность, готовность к сотрудничеству, организаторские способности. Кроме того, педагог должен обладать прочными теоретическими знаниями в преподаваемом предмете. Основной этап работы включает проведение ряда диагностик среди педагогов (оценка уровня мотивации и отношения к осуществлению проектной деятельности, уровня проектного мышления, понимания сущности проектной деятельности) с использованием как разработанного инструментария (анкет, кейсов), так и существующих методик (например, оценка уровня развития проективного мышления индивида (Г.Л. Ильина, Д.Н. Перкинс, М.Н. Давыдов)). Результаты диагностик необходимо учитывать при разработке и дальнейшей апробации системы педагогической поддержки. Организовать работу необходимо с учителями всех уровней (начальная, основная, средняя школа). Педагогическая поддержка предполагает соответствующее учебно-методическое, информационное обеспечение. Система поддержки включает три направления: методическое обеспечение, информационное обеспечение, внешнее партнерство. Все направления взаимосвязаны между собой, именно комплексный характер поддержки позволит индивидуализировать процесс с учетом уровня подготовки учителя и специфики преподаваемого предмета.
1. Первым направлением работы является методическое обеспечение педагога. Под методической поддержкой деятельности педагога понимается «целостная, системно-организованная деятельность, в процессе которой создаются условия для профессионального роста педагога, развития его профессионально-педагогической компетентности». Анализ показывает, что на данный момент разработано большое количество пособий по вопросам организации проектной деятельности, однако большинство из них дают только общее представление о структуре и этапах проектной деятельности, не конкретизируя при этом приемы включения проектной деятельности в работе учителя с учетом преподаваемого предмета. На мой взгляд, необходимо разработать и систематизировать систему заданий, которые могут быть использованы учителем на уроках. Например, творческие задания, кейс задания, стимулирующие обучающихся к осуществлению проектно-исследовательской деятельности. В дальнейшем, в сотрудничестве с районными методистами возможно создание банка заданий с учетом уровня образования обучающихся и предметной области. Трудоемким процессом для учителя является планомерно выстроить и контролировать работу обучающегося. Для этого необходимо разработать формы для систематизации работы над проектом. Помимо этого, разработку программы повышения квалификации можно рассматривать, как способ осуществления методической подготовки учителя, однако необходимо предусматривать массовость и динамичность данного процесса.
2. При работе с учащимися учитель сталкивается с проблемой нехватки имеющихся в образовательном учреждении ресурсов. Зарубежный опыт организации проектной деятельности показывает, что реализация проекта должна выходить за рамки школы, работу над проектом могут курировать специалисты (согласно направлению проекта). Однако, отечественный опыт показывает, что вся нагрузка возложена на учителя. На мой взгляд, в каждом образовательном учреждении должно быть организовано сотрудничество (центры дополнительного образования, ВУЗы, техникумы и.т.д). Во-первых, партнеры могут осуществлять заказ на выполнение какого-либо проекта обучающимся, во-вторых, могут оказывать консультационную поддержку педагогам и обучающимся, в-третьих, сотрудничество позволит использовать дополнительные площадки для реализации и представления проектов.
3. По мнению Е.П. Круподёровой, использование информационной образовательной среды при организации проектной деятельности открывает новые возможности для совершенствования образовательных педагогических методик, интерактивности обучения, повышения потенциала учителя при организации работы над проектом. На мой взгляд, создание единой информационной платформы может объединить в себе все необходимые для педагога ресурсы. Ресурс позволит организовать сетевое сообщество педагогов, создать виртуальную площадку для сотрудничества с другими организациями, систематизировать банк методических разработок, а также представлять полученные результаты.
Оценка эффективности внедрения предложенной системы, на мой взгляд, должна оцениваться не только по результатам итоговой диагностики учителя, но и по результатам деятельности обучающихся, именно по сформированности компетенций у обучающихся в области проектной деятельности можно говорить об эффективности работы учителя. Конечным продуктом научно-исследовательской деятельности станет комплекс учебно-методических материалов для учителя размещенных в единой информационно образовательной среде. Разработанная информационно образовательная среда станет сетевой площадкой для обучения, методического сопровождения и сотрудничества педагогов организующих проектную деятельность обучающихся. Заключительным этапом исследования является апробация предложенной системы поддержки педагогов, корректировка полученных результатов исследования, подготовка методических рекомендаций.
Автор(ы): Гордеева Мария Сергеевна
Приложения: