Пропедевтика нарушений просодической стороны речи у детей

Туманцева Марина Евгеньевна

      Речь - это психический процесс формирования, передачи и понимания сообщений (информации) посредством языка. Важным фактором, для понимания смысла сказанного , является интонационная окраска речи, ее выразительность, высота, тембр голоса. Просодика − важная составляющая правильной и красивой речи. Именно ее сформированность и делает речь выразительной.

    У детей, имеющих тяжелые нарушения речи работа по коррекции нарушений просодических компонентов речи должна вестись ежедневно. В группах компенсирующей направленности у детей речевыми нарушениями и стертой дизартрией наблюдается несформированность  как фонетической, так и просодической сторон речи. Вышеназванные  проблемы, если вовремя не обратить на них внимание и  не исправить в детском возрасте, в дальнейшем вызовут трудности общения с окружающими,  то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

     Просодика представляет собой совокупность ритмико-интонационных свойств речи. Просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации. Рассмотрим более подробно характеристики просодических свойств речи. Интонация представляет собой сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр, логическое ударение, которые на уровне предложения служат не только для выражения различных синтаксических значений и категорий, но также и для передачи экспрессивной и эмоциональной окраски.  Понятие мелодика речи включает в себя совокупность тональных средств, характерных для данного языка, т. е. является модуляцией высоты . Одним из важнейших компонентов просодической стороны речи является ее темп. Темп речи – это скорость протекания речи во времени. Специфическим просодическим компонентом речи является ее тембр, индивидуальная окраска, колорит голоса. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, от времени суток. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно. Сила голоса определяется как умение давать голос тихо, средне и громко. Громкость (легкие, гортань, глотка, ротовая и носовая полости)  обеспечивается хорошей работой дыхательного аппарата, активной артикуляцией, отсутствием лишнего мышечного напряжения. Сила голоса – это величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Громкость – это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Высота голоса – это физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. Важным компонентом просодической стороны речи является ее ритм, т.е. равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения. В основе ритмической организации человеческой речи лежит тот естественный, первичный ритм, который характеризует деятельность человеческого организма и в частности человеческое дыхание. Поскольку процесс дыхания относительно ритмичен, постольку ритмична в известной мере и человеческая речь: необходимость периодических вдохов и выдохов вызывает соответствующие остановки голоса – паузы, которые разбивают речь на единицы, называемые речевыми тактами. Таким образом, единицей речевого ритма становится слово или группа слов, ограниченные от последующих при помощи паузы.  Особое место в интонации занимают паузы – это «незвуковое» интонационное средство. Паузы необходимы, так как они разрывают поток речи, чем облегчают восприятие речи. Еще одним интонационным средством является логическое ударение. Это выделение наиболее важного слова в ряду остальных для предания предложению точного смысла. Специфика логического ударения состоит в особой семантике и в мере выделения акцентируемого слова. Следовательно, средствами выражения логического ударения являются: усиление словесного ударения, повышение или понижение тона на ударном слоге выделенного слова, увеличение длительности, которое достигается усилением напряженности артикуляции ударного слога. Правильное использование дыхания в речи заключается, во-первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха, во-вторых, в своевременном и незаметном наполнении запаса его на паузах. В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания.  

 Какие же игры можно использовать для пропедевтики просодических компонентов речи?

1. Динамические игры для развития навыка интонационного оформления.  (вопросительной,   восклицательной, интонаций завершённости и незавершённости);

2. Игры для нормализация процесса речевого паузирования;

3. Игры для  формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров.

4. Ритмические игры "Делай так" , "Повтори за мной"

5. Игра "Повторяй-ка" (взрослый произносит фразу с определенным интонационным окрасом, дети должны повторить)

 В работе важно использовать различный речевой материал: стихотворения, тексты и др. Например, О.Сердобольская «Все в порядке», М.Карим «Вы видали», О.Григорьев «Полотер», «Кулек конфет», «Яма», В.Лунин «Кошка», Б.Заходер «Ежик», «Медведи на обеде», В.Левановский «Черный кот», Т.Бокова «Киска, киска, как дела?», Л.Барбас «Когда прилетают скворцы?» и др. Для формирования у детей восклицательной интонации в самом начале работы лучше всего пользоваться стихотворениями, постепенно включая в работу и другие тексты. В ходе работы можно разыгрывать сценки из сказок или рассказов, давая детям разные роли по очереди.

- «Слушай, хлопай, объясняй». Услышав выделенное слово, хлопнуть в ладоши (топнуть, присесть и т.д.); объяснить, почему это слово выделено.

- «Назови главное слово». Услышав выделенное слово, повторить его, объяснить, почему это слово выделено.

- «Эрудит». Логопед задает вопрос, а дети должны быстро ответить на него, выделив голосом главное слово, объяснить, прочему они это слово выделили. -Чем рисует художник? - Чем режут хлеб? -Чем гладят белье? И т.д. - «Скажи, что ты любишь», «Кто чем питается?», «Кто чем защищается».

    К данным упражнениям необходимо подготовить предметные картинки. Речевым материалом для упражнений могут служить как отдельные фразы, так и знакомые связные тексты, небольшие по объему. Значительно усложнит выполнение заданий использование незнакомых текстов, а при анализе отдельных фраз - однократное воспроизведение образца. Также важно работать над ритмом. Ритм организует не только двигательную активность, но и слово, руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи. В работе над темпом и ритмом можно использовать такие движения, как отхлопывание и притопывание. Допускается отстукивание ритма одной или двумя ногами, отхлопывание в ладоши или одной рукой по телу или столу. Целесообразны игры с мячом. Например, дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку- четыре удара мяча: Снего - снего – снегопад, Каждый очень – очень рад: Будут лыжи и коньки, Будут санки и снежки. 

Раз, два, три, четыре, пять (5 ударов) Будем фрукты мы считать: (4 удара) Груша, персик, мандарин, (3 удара) Абрикос и апельсин (2 удара) Раз, два, три, четыре, пять (5 ударов) Фруктов было ровно пять (4 удара).  Такие игры я подбираю к каждой лексической теме.

    При работе над темпом речи важно проговаривание речевого материала в заданном темпе (от замедленного к убыстренному с постепенным наращиванием). Прекрасно подходят для этой цели  такие музыкальные игры как «Мы идем теперь направо», народные игры «Воробей», «Моем пол» и др.

     Работа по формированию просодической стороны речи и работа по развитию голоса неразрывно связаны между собой. При развитии мелодико – интонационной стороны речи особое значение имеет навык управления движения голоса вверх – вниз, поэтому очень важно научить ребенка пользоваться голосом различной высоты. Нужно постепенно формировать умение повышать и понижать голос в пределах звука, слога, слова и фразы. При формировании мелодико- интонационной стороны речи важным разделом является работа над логическим ударением (выделение слов, наиболее важных по смыслу). Детям предлагается выделять слова, на которые падают ударения, голосом и движением – хлопаньем в ладоши, притопыванием

 Важно помнить и о навыке паузации. Для развития подходит маршировка, маршировка в сопровождении с тексом, стихом, кричалкой. Можно использовать упражнение "Stop and go", в котором дети по команде прерываются, а по следующей команде продолжают петь песню или рассказывать стих.

Опыт показывает, что целенаправленная, педагогически продуманная система работы и тщательный подбор приемов, соответствующего литературного материала, игр и упражнений, театрализованной деятельности, позволяет значительно улучшить или полностью исправить просодические нарушения речи.


Автор(ы): Туманцева Марина Евгеньевна
Приложения:
677fcb68d1aa0_статья.docx