Изучение английского языка с помощью песен и ролевых игр
Калашникова Лариса Анатольевна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 199 , Санкт-Петербург
Изучение английского языка с помощью песен способствует развитию навыков коммуникативной речи учащихся, дает возможность овладеть звуковой системой изучаемого языка, его фонемным составом, ритмом и интонацией. Песни ориентируют детей на высказывание собственного мнения, своего отношения к услышанному. Кроме того, они обогащают лексический запас учащихся, оживляют преподавание, развивают чувства прекрасного, вызывая положительные эмоции, служат лучшему усвоению культуры стран изучаемого языка.
Уроки с применением песни обычно проводятся в особой, отличной от обычных уроков, обстановке. Например, все учащиеся садятся за один большой общий стол, или же наоборот, стулья и парты расставляются по периметру класса, что дает детям возможность дополнять свой ответ движениями или даже танцем. Главное – создать на уроке неформальную доверительную атмосферу, что является важным условием осуществления процесса общения.
Стоит обратить особое внимание на методику выставления оценок. Здесь следует учитывать заинтересованность, активность учащихся, их желание высказывать свое мнение об исполнении песни. Очень важно не нарушать атмосферу доверительного общения.
Песни подбираются по тому же принципу, что и тексты для внеклассного чтения: они должны быть аутентичны, доступны в информационном и языковом планах, проблемны, актуальны, а также мелодичны, но главное, они должны соответствовать возрастным особенностям учеников.
Работа над песней рассматривается как один из самостоятельных видов учебного процесса, этому можно посвятить от одного до трех и более уроков.
Изучение песни начинается с объяснения ее названия, с кратких сведений об исполнителях, о группе, о музыкальном направлении.
Далее снимаются все трудности, связанные с незнакомыми словами, географическими названиями, именами собственными. Выписываются слова, при переводе которых дети могут испытывать затруднения во время первого прослушивания песни.
После общей установки на работу с текстом по аудированию учащимся предлагается прослушать запись песни, либо просмотреть клип.
Обычно после первого прослушивания ребята могут перевести только отдельные слова и предложения, но уже после второго можно установить кто, как понял текст.
Далее закрепляются фонетические навыки: ученики читают слова песни за учителем – ведь даже самая качественная запись не может заменить живых слов.
После этого учащимся предлагаются упражнения по отработке лексико-грамматического материала песни.
В процессе этой работы они учатся правописанию словарных слов, имеющих трудное написание, изучают различные грамматические явления.
После удачно проведенной лексико-грамматической работы значительно облегчается перевод песни на русский язык. В классе дети обычно выполняют параллельный подстрочный перевод, а дома-художественный. Многие с этим заданием справляются неплохо.
На следующем уроке проводится повторное прослушивание песни, после чего продолжается работа по закреплению произносительно-интонационных навыков. На этом этапе важно добиться правильного произношения даже у слабых учеников, поэтому необходимо подбирать фонетические упражнения на дифференциацию звуков, корректировать произношение учащимися отдельных звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний и предложений.
После индивидуального прочтения текста песни с учениками проводится работа по развитию разговорной речи. Этот вид работы позволяет осуществлять устное общение на материале содержания песни. Беседа происходит по заранее подготовленным вопросам учителя или в форме диалогов и монологов.
В устной работе над учебным материалом учащиеся сначала используют готовые речевые образцы, а затем подбирают фразы для самостоятельного высказывания. Все это способствует более полному пониманию содержания песни. Далее им предлагается еще раз прочтение песни, где особое внимание обращается на выразительность и фонетическую правильность чтения. К этому моменту многие дети уже должны запомнить слова. До конца выучить песню им предлагается дома. Так создается благодатная почва для разучивания мелодии.
После заучивания слов песни ученики еще раз слушают запись, подпевая исполнителям. На этом этапе обращается особое внимание на правильное исполнение мелодии. Важно в эти минуты дать возможность сольного пения тем учащимся, у которых имеются хорошие вокальные способности, тогда и другие будут более уверенно чувствовать себя во время пения. Повторное исполнение песни, теперь уже без музыки, покажет степень достижения поставленной цели. На этом же уроке проводится конкурс на лучшее групповое и сольное исполнение. Это помогает учащимся освоить мелодику английской речи.
Чтобы создать мотивацию общения на иностранном языке в учебных условиях, необходимо использовать ситуацию. А ситуация – обстоятельства, в которые ставится говорящий и которые вызывают у него потребность говорить. Они могут быть реальными, условными, воображаемыми и даже фантастическими. В этом виде работы очень важно, чтобы дети «пропускали ситуацию через себя», придавая ей личностный характер, а это, как показывает опыт изучения иностранного языка, значительно повышает эффект усвоения.
Поэтому различные формы инсценировок являются наиболее эффективными приемами обучения разговорной речи. При этом необходимо учитывать соотношения таких важнейших форм, как монолог, диалог и полилог.
К подобным урокам проводится большая подготовительная работа. Ребята читают тексты по теме, отвечают на вопросы по содержанию, составляют план текста в виде вопросов или тезисов, затем пересказывают близко к тексту, далее он расширяется за счет личных дополнительных наблюдений. В результате рождаются не только стандартные диалоги, подготовленные по образцу, но и свободные, которые бывают следующих типов: интервью, беседа, дискуссия. Все это и составляет ролевую игру. Для ее осуществления предлагается общая схема , определяются функции участников. А дальше следует саморазвивающийся процесс, открывающий широкие просторы для импровизации.
Ролевая игра способствует развитию коллективизма у учащихся, так как для ее успешного протекания важно точное взаимодействие и взаимопомощь участников.
Успешное проведение такой ролевой игры предполагает четкую подготовку и организацию как со стороны учащихся так и со стороны учителя.
Главная задача учителя – открывать возможности для активной речевой деятельности учащихся. В связи с этим важным организационным моментом является распределение ролей. Приходится брать на себя определенную роль, чтобы незаметно для учащихся руководить их речевым и неречевым поведением.
Следует привлекать к ролевой игре как можно больше учащихся, не игнорируя учеников, слабо владеющих языком. Им на первых порах следует давать роли «немногословные».
Таким образом изучение английского языка с помощью песен моделирует ситуацию общения на уроке, стимулирует речевую и мыслительную деятельность учащихся. Предлагаемые ситуативные условия на уроке должны соответствовать возрастным психологическим особенностям учащихся, способствовать развитию практических навыков и умений, а также интереса к изучаемому предмету.
Автор(ы): Калашникова Лариса Анатольевна
Приложения:
677f658341ba3_изучение_англ_яз_с_помощью_песен.doc