Использование интеллектуальных карт на уроках
окружающего мира в начальной школе
Алексеева Ольга Михайловна
Каждые десять лет мы наблюдаем факт того, что объём информации удваивается, соответственно, это влечёт за собой факт кардинального изменения в её усвоении. Необходимо научить ребёнка работать с этой информацией, научить тому, как ее получать, обрабатывать и использовать, и, таким образом, сформировать компетентность в данном вопросе.
На уроках окружающего мира уделяется особенное внимание формированию и развитию данной способности у школьников. Специфика курса "Окружающий мир" согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального образования предполагает, что выпускник по итогам обучения овладеет доступными ему инструментами изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, сравнение, опыт, классификация и т.п.). В результате это нашло отражение в Примерной программе по учебным предметам, где метапредметными результатами обучения являются: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета, а также умение работать с моделями изучаемых предметов. Для успешного усвоения знаний по курсу "Окружающий мир" необходимо осуществлять поиск современных технологий.
Одной из таких технологий, способствующих формированию информационной компетентности, являются интеллект-карты. Интеллект-карты (или "ментальные карты") — это способ изображения процесса общего системного мышления с использованием схем. Ментальные карты как средство активизации мыслительного процесса описаны в работах Т. Бьюзена и Х. Мюллера. В России данный метод описан в работах профессора Санкт-Петербургского университета Е. А. Бершадской.
Е. А. Бершадская отмечает, что при построении карт идеи становятся яснее и чётче, связи между идеями хорошо усваиваются. Ментальные карты позволяют взглянуть на изучаемый материал с другой точки зрения, охватить его одним взглядом, воспринять как единое целое. Постоянное использование интеллект-карт позволяет сделать мышление более организованным и логичным.
Технологию интеллект-карт целесообразно использовать в учебном процессе по следующим причинам:
- Ускорение процесса обучения;
- Помощь ученику в проделывании большой мыслительной работы;
- Более скорое усваивание информации, её анализ и обобщение;
- Визуальная репрезентация материала способствует более быстрому запоминанию информации учеником.
Первым этапом использования интеллект-карта является её применение в качестве наглядного пособия, с целью закрепления или изучения нового материала. При этом преподаватель не просто представляет готовый вариант карты, а создает ее на глазах у учащихся, тем самым стараясь вовлечь их в процесс создания.
Вторым этапом освоения метода интеллект-карт должна стать работа по их созданию в группе. Ознакомление детей с подробным алгоритмом ее построения наиболее хорошо описано у Т. Бьюзена.
По мнению Т. Бьюзена, основная идея или проблема должна быть расположена в центре. Далее, от центрального понятия в разные стороны проведены стрелки разных цветов, над которыми понятным языком подписаны связанные с ним понятия и ассоциации, от основных веток отходят вторые, третьи и т.д.
В дальнейшем, при сформированном навыке группового составления интеллект-карт, можно переходить к составлению индивидуальных интеллект-карт.
Многократное составление интеллект-карт по предмету окружающий мир в рамках школьной программы способствует систематизации знаний учащихся по предмету, высокому качеству усваиваемого материала, приобретению учащимися учебных, исследовательских и проектных навыков, необходимых для дальнейшего обучения в средней и старшей школе; повышению уровня качества знаний, проявлению интереса к изучаемому предмету.
Вторая глава методического пособия "Практическая работа по использованию интеллект-карт на уроках окружающего мира в 3-м классе" посвящена особенностям учебно-методического комплекта "Школа России", на основе проведенного исследования диагностируется уровень сформированности обществоведческих знаний у учащихся третьих классов теоретического материала и диагностики. В данном пособии были разработаны уровни и критерии оценки качества усвоения информации учащимися с использованием технологии интеллект-карт. Более того, там было разработано содержание практической работы по использованию педагогической технологии ментальной карты на уроках окружающего мира, а также проведен анализ результатов практической работы.
Таким образом, можно сделать следующий вывод - использование технологий интеллект-карт, исходя из оценки отечественных и зарубежных специалистов, может способствовать более благоприятному усваиванию, анализу и обобщению информации у детей младших классов.
Автор(ы): Алексеева Ольга МИхайловна
Приложения: