Картотека игр по пожарной безопасности
Гонтарь Нелли Дмитриевна
Картотека дидактических, подвижных и сюжтно- ролевых игр по пожарной безопасности
Дидактические игры | Сюжетно ролевые игры |
«Лото - пожарная безопасность» Задачи: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.
| «Мы - пожарные» Задачи: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по ППД; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры. |
«Карточная викторина». Задачи: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности. Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек. Варианты вопросов: - Назови возможную причину пожара; - как правильно вызвать пожарных; - что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром; - можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных; - что нужно делать, если в доме запахло газом; - можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара; - можно ли поджигать тополиный пух; - можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери; - можно ли использовать лифт во время пожара в доме; - что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя; - как правильно покинуть задымлённое помещение; - можно ли играть спичками и зажигалками и почему. | «Один дома». Предварительная работа: беседы на тему безопасности дома, беседа на тему «Огонь – спутник и помощник человека», отгадывание загадок об огне, воде, бытовых предметах, рассматривание сюжетных картинок на тему «Чтобы дома не случилась беда», знакомство с пословицами об огне, дидактические игры по пожарной безопасности. Задачи: развивать умения брать на роль в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, предметы заместители. Развивать творческое воображение, игровой замысел, опираясь на полученные знания ППД. Оборудование: игрушечные бытовые предметы (утюг, компьютер, газовая плита, микроволновая печь, стиральная машина, гладильная доска, электрочайник, фен и т.д.), предметы заместители (счётные палочки в коробочке и т.д.), телефон, атрибуты к игре «Мы –пожарные», игровой уголок, обустроенный. детской и кукольной мебелью.
|
«Назови причины пожара» Задачи: формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность. Ход игры: Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры. | «Костер» Задачи: уточнить порядок действий при пожаре, развивать быстроту реакции детей. Оборудование: песок, совочки, изображение огня. Правила игры: дети делятся на 2-3 команды. Нужно носить песок из песочницы маленьким детским совочком или ложкой (не рассыпав на бегу) и тушить костер (сыпать на лист бумаги с изображением костра). Побеждает та команда, которая за одинаковое время принесет к «костру» больше песка, т.е. лучше «потушит» костер.
|
«Выбери нужное» Задачи: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности. Ход игры: Ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель. ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек. |
|
«Сложи картинку» Задачи: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость. |
|
«Хорошо – плохо» Задачи: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание. Ход игры: Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого). Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа и т.д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место. |
|
«Доскажи словечко» Задачи: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память. Ход игры: Воспитатель вместе с детьми встаёт в круг, передаёт мяч ребёнку, который должен закончит стихотворную строку. Где с огнём беспечны люди, Там взовьётся в небе шар, Там всегда грозить нам будет Злой……(пожар) Раз, два, три, четыре. У кого пожар в …..(квартире) Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил….( утюг) Красный отблеск побежал. Кто со спичками……(играл) Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил бельё над …(газом) Пламя прыгнуло в листву. Кто у дому жёг…(траву) Кто в огонь бросал при этом Не знакомые …(предметы) Помни каждый гражданин: Этот номер:….(01) Дым увидел- не зевай. И пожарных ….(вызывай) |
|
«Четвёртый лишний» Задачи: закреплять знания о предметах, которые могут стать причиной возникновения пожара. развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей. Ход игры: из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример: кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д. |
|
Раньше и теперь Задачи: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ. Правила игры: воспитатель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня. 1.Как узнать и сообщить о пожаре? Что делали раньше Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар. Как поступают сегодня Звонят по телефону 01. 2.Как пожарным добраться до пожара? Что делали раньше На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара. Как поступают сегодня На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете. 3.Какая одежда (экипировка) у пожарных? Что делали раньше Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки -брезентовые рукавицы. Как поступают сегодня Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор. 4.Какими средствами тушат пожар? Что делали раньше Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром. Как поступают сегодня Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной. |
|
Горит – не горит Задачи: быстро и правильно выполнить ответственное действие. Образовательная задача: закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию на ответное действие. Правила игры: дети стоят в кругу, воспитатель – в центре. Педагог называет какой-либо предмет или вещество и бросает мяч одному из детей. В том случае, если это вещество не горючее, ребенок должен поймать мяч, если же оно горючее – отбить. Ребенок, сделавший ошибку, выбывает из круга. Выигрывает ребенок, оставшийся последним. (Примеры негорючих предметов и веществ: металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина, мел и т.д.)
|
|
Диалоги по телефону Задачи: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы, способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб. Правила игры: дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01, 02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации (3-4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба. (Роль дежурного выполняет воспитатель). |
|
Если возникает пожар Задачи: учить детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку, закрепить знания детей о правилах безопасного обращения с огнем. Правила игры: дети, взявшись за руки, образуют круг, в его центре стоит воспитатель с воздушным шариком (мячом) в руках. Он произносит строки стихотворения и, делая паузу на последнем слове, передает шарик (мяч) ребенку, который быстро досказывает слово и возвращает шарик воспитателю. Этот шар в руках не даром. Если раньше был пожар, Ввысь взмывал сигнальный шар – Звал пожарных в бой с пожаром. Где с огнем беспечны люди, Где взовьется в небо шар, Там везде грозить нам будет Злой, безжалостный … (пожар). Раз, два, три, четыре – У кого пожар в… ( квартире)? Дым столбом поднялся вдруг. |
|
Кто не выключил … (утюг)? Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил белье над … (газом). Пламя прыгнуло в траву. Кто у дома жег … (листву). Дым увидел – не зевай И пожарных … (вызывай). Помни, каждый гражданин – Этот номер … (01)!
|
|
Подвижные игры | |
Игра-эстафета СОБЕРИ РЮКЗАК ДЛЯ СПАСАТЕЛЯ Задачи: развивать координационные способности, ловкость; укреплять уверенность в своих действиях; стимулировать сообразительность, быстроту реакции, закреплять знания о назначении предъявленных предметов. | Игра-эстафета ПОЖАРНАЯ ТРЕВОГА Задачи: развивать координацию, быстроту реакции, умение быстро ориентироваться в пространстве. |
Игра-эстафета ПОТУШИ ОГОНЬ Задачи: развивать быстроту, ловкость; воспитывать умение работать в команде. Игровые правила: стараться не разлить воду, действовать по сигналу. | Игра-эстафета НА ПОЖАР Задачи: развивать быстроту, ловкость; воспитывать умение работать в команде. |
Игра-эстафета СМЕЛЫЕ ПОЖАРНЫЕ Задачи: развивать быстроту, ловкость; укреплять уверенность в своих действиях. | Игра-эстафета ТУШИМ ПОЖАР Задачи: развивать быстроту, ловкость; укреплять уверенность в своих действиях; воспитывать умение работать в команде. |
Автор(ы): Гонтарь Нелли Дмитриевна
Приложения:
67597ac377e06_Картотека_игр_по_пожарной_безопасности.docx