Память и внимание. Удивительные свойства человеческого разума
Кузнецова Мария Сергеевна
Я постоянно задаю себе вопрос: «Чему я хочу научить своих учеников?» И в каком бы я классе ни преподавала, ответ всегда неизменен. Я глубоко убеждена в том, что главная цель урока - это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. А для этого ребятам из урока в урок приходится запоминать огромное количество информации.
Для меня, учителя, каждая тема урока интересна и важна по-своему.
И тогда я задумалась… Ведь каждый наш ученик работает с огромным количеством информации, большинство из которой ему не просто необходимо запомнить, но и осознать…, а мы – учителя об этом зачастую не задумываемся, ведь для нас то наш предмет привычен…
Для нас за кадром остается как ученики дома готовятся к нашим предметам. Далеко не всем легко дается учить наизусть стихотворения или правила, формулы, теоремы и доказательства, запоминать даты исторических событий…
На мой взгляд, мы могли бы друг другу помочь, если бы каждый учитель на своих уроках показывал ребятам упражнения или техники, которые помогут помочь им осваивать такое большое количество информации, научат как это делать правильно. При желании на этапе мотивации это было более, чем просто полезно…
Каждый из нас знает, что память бывает двигательная, зрительная, слуховая и словесная.
Человек может хранить в кладовых памяти огромное количество информации. По расчету ученых каждый из нас способен запомнить миллионы книг. Но мы из-за лени или по незнанию – используем лишь частичку своего мозга.
ВОЗМОЖНОСТИ ПАМЯТИ:
Александр Македонский, Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, количество которых у каждого полководца превышало 30 000 человек.
Бетховен сочинял на ходу и никогда не наносил на бумагу ни одной ноты, пока вся пьеса не запишется в голове.
Русский шахматист Александр Алехин в 1938 году в Чикаго вслепую в течение 12 часов одновременно играл на 32 шахматных досках, оперируя тысячью фигур и более чем на 2000 клетках.
Держать память в форме мы можем только при постоянной умственной деятельности. Плохой памяти не бывает. Это лишь означает, что человек ее не развивал.
И как по волшебству (а учитель немножко маг и чародей) мне на глаза попался один удивительный предмет, оставшийся после моего дня рождения. Это была нарядная упаковка.
По статистики проблемы с памятью беспокоят каждого третьего жителя земли. Причем ухудшение памяти характерна для всех возрастов. В то время как развитие памяти это не только память, но и мышление, воображение, внимание, и многое другое, без чего немыслима эффективная умственная деятельность человека.
Итак, чего достигает человек тренируя память?
Внимание. Необходимость контролировать ход своих мыслей, постоянная концентрация на объектах запоминания приводит к улучшению внимания. В результате человеку становится легче сосредоточиваться на текущих делах и проблемах, его жизнь становится гораздо организованнее, меньше подверженной влиянию помех.
Мышление. Развитие памяти улучшает и мышление за счет того, что постоянно приходится работать с мысленными объектами, придумывать связывающие их ассоциации. В результате развивается ассоциативное мышление — ответственное за обобщение и абстракцию и наглядно-образное — использование которого помогает целостному восприятию реальности и интуитивному решению проблем. Ну и разумеется просто сама способность к запоминанию помогает мышлению. Если все необходимые факты оказываются под рукой, то в процессе мышления оказывается меньше необходимости задерживаться на решении второстепенных проблем, по получению необходимой информации. Не секрет: пока найдёшь нужную информацию — забудешь зачем она нужна. Особенно если ищешь её с помощью интернета — попутно попадается столько интересного, что процесс поиска оказывается «важнее» результата и когда найдёшь искомое, уже забываешь с чего же всё начиналось.
Воображение и творческая деятельность. Ассоциации, придумываемые мнемонистом, часто необычны и абсурдны. Связывая объекты приходится создавать невероятное. Уже через некоторое время после начала занятий можно заметить, что при решении своих проблем начинаешь использовать методы, раньше казавшиеся слишком нестандартными. А неразрешимые проблемы вдруг получают простое и элегантное решение.
Для работы вам потребуются картинки, цветные карандаши, фломастеры.
Сегодня на мастер-класс я пришла не с пустыми руками.
Я вам принесла подарок.
Для того, чтобы упаковать его мне понадобилась коробка, …упаковочная бумага, на которой изображены …., и в конце
Слова французского философа Ларошфуко: «Если вы не способны найти покой внутри себя, вы не найдете его больше нигде».
Самая частая причина нарушений памяти – это тревога. Когда мы напуганы, то думаем только о предмете своего страха. Как это ни странно, один из самых сильных страхов, который блокирует работу памяти, - это страх забыть. Когда мы слишком сильно хотим немедленно вспомнить что- то, происходит то же самое - воспроизведение блокируется. Возникает сильное чувство тревоги. И вот уже ученику не до того, чтобы вспоминать. Поэтому первое условие эффективной работы памяти - это расслабление и покой.
Закрываем глаза и представляем любую картину: морской берег, спокойное озеро. Вы спокойно покачиваетесь на надувном матрасе или лодке, которая медленно дрейфует по поверхности озера. Можно представить пляж и яркий солнечный день. Сделайте образ, который вы представили, ярким. Дышите ровно.
Сейчас, прежде чем приступить к заданиям, я предлагаю вам пройти небольшой тест.
Задание 1: для разминки я вам предлагаю послушать небольшой рассказ и после ответить на несколько вопросов. (ИСТОРИЯ)
Восьмого апреля около города Казани произошла дорожная авария. Товарный состав, подходя вечером к станции, сошёл с рельсов. Поезд состоял из 27 вагонов; в 12 вагонах была солярка, а в 15 – бензин. Две цистерны солярки по 40 тонн и 4 цистерны бензина были повреждены, и смесь из бензина и дизельного топлива вылилась на автостраду, из – за чего упал на бок 10 – тонный грузовик, перевозивший подсолнечное масло, и всё масло вылилось на дорогу. К счастью, никто не пострадал.
А теперь дайте ответы на вопросы:
В какое время года произошло событие? (Весной – 8 апреля).
Каких вагонов было больше – с бензином или с соляркой? (С бензином.)
Сколько цистерн с вином было повреждено? (4 цистерны.)
Чего больше разлилось – вина, солярки или масла? (Бензина.)
Сколько было всего вагонов? (27.)
В какое время суток произошло крушение? (Вечером.)
Задание 2: таблица Шульте - таблица случайно расположенных чисел, обычно размером 5x5 элементов и обычно состоит из цифр и букв. Это упражнение способствует развитию скорочтения, потому что улучшает периферийное зрение, так же помогает развивать память и устный счет. необходимо проходить смотря строго в центр таблицы и периферийным, боковым зрением находить цифры или буквы в порядке их возрастания. Чем быстрее будут найдены все цифры или буквы в порядке их возрастания, тем лучше. Во время прохождения упражнения необходимо остановить внутренний диалог, то есть ничего не проговаривать про себя. Время выполнения 1 минута. (МАТЕМАТИКА)
Развивать свою память, свое мышление, внимание и воображение может каждый из нас. Саморазвитие – это увлекательное занятие. И награда за него – это успешность и уверенность в себе.
Автор(ы): Кузнецова Мария Сергеевна
Приложения: