Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с ТНР

В гости к зебре

Чернышева Елена Николаевна

Цель – развитие связной речи, расширение и обогащение пассивного и активного словаря детей.

Задачи:

Образовательные:

- уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран

- активизировать словарь по теме за счёт существительных, прилагательных, образования сложносочинённых прилагательных (толстокожий, длинношеий, острозубый, и т.д.)

Воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и товарищей, дополнять ответы других детей

- формировать положительное отношение к учебной деятельности

- прививать любовь и бережное отношение к животным

Коррекционно-развивающие:

- развивать любознательность, интерес к жизни животных

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление

- развивать речевую деятельность

Материалы:  карта Африки, чудо-дерево с силуэтами животных (лев, жираф, зебра, слон, бегемот, обезьяна); мячик, игрушки животных. Аудиозапись голосов животных, песня Красной Шапочки.

Предварительная работа:

Организация развивающей среды (выставка книг о животных жарких стран, картинки с животными по теме для рассматривания). Беседы с детьми о животных жарких стран, чтение познавательной и художественной литературы, отгадывание загадок, составление описательных рассказов. Рисование, аппликация, лепка животных в свободной деятельности, сюжетные игры «Зоопарк», «Сафарипарк», настольные игры.

Воспитатель вместе с детьми входит в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель:

- Ребята, вы любите путешествовать? (-Да.)

- Давайте сейчас отправимся в путешествие. Куда? А вы мне сами потом скажете. Для этого нам надо встать в круг.

Поскорее встанем в круг,

Ты – мой друг, и я – твой друг!

Мы ногами топнем,

Мы в ладоши хлопнем,

Друга за руку возьмём

И пойдём, пойдём, пойдём.

 (дети цепочкой за воспитателем под фонограмму песни «Про красную Шапочку» подходят к магнитной доске, на которой расположена карта Африки)

Воспитатель:

- Вот мы с вами и очутились в Африке. Что вы можете рассказать об этом континенте кроме того, что он второй по величине материк в мире? Чем ещё интересна Африка?

Дети: - Самый жаркий материк в мире, здесь находится самая большая пустыня Сахара, живёт самое большое животное – слон, самое высокое животное – жираф, самое быстрое животное – гепард.

Воспитатель:

- Сейчас мы с вами попробуем отыскать этих животных. А как можно узнать животное, если его не видишь?

Дети: - По голосу, по тени, по следам.

Воспитатель:

- Давайте попробуем это сделать. ( сдвигает карту, под ней на дереве висят тени животных)

- А как в Африке, в саванне,

Чудо дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное!

Не листочки на нём, не цветочки на нём.

Вы, ребята, посмотрите, что увидели, скажите.

Ответы детей.

Воспитатель:

- Правильно, там тени животных. Я увидела тень слона, а ты, Марк, чью тень увидел?

Дети:

- Я увидел тень льва

- Я увидел тень жирафа… (воспитатель рядом прикрепляет животное, чью тень ребёнок назвал).

Воспитатель:

Здесь очень жарко и солнце светит ярко. От такой жары животных спасёт только вода. Послушайте загадку и скажите, о чём она.

«Туда по тропе все звери идут,

Там в жаркой саванне животные пьют.

Вода там вкусней лимонада,

Ее пить животные рады!»  (водопой)

Воспитатель:

- А что такое водопой? (Это место, где животные пьют воду).

- Возьмите животных и подведите их к водопою. (на столе стоят игрушки животных, на другом конце стола – «озеро»).

Воспитатель:

-Вероника, у тебя кто идет на водопой?

Дети: (Дети говорят по цепочке).

-К водопою идет зебра.

-К водопою идет лев.

Воспитатель: - Пока звери утоляют жажду, мы немножко поиграем .

Голос: - Я тоже хочу с вами поиграть.

Воспитатель: - Ой! Кто это говорит? (берёт рукавичку-зебру и надевает её на руку).

Зебра: - Ребята, здравствуйте! Вы так интересно обо всём рассказываете… Я тоже хочу с вами погулять по моей саванне и поиграть с вами. Я очень рада, что вы оказались на моей родине, в Африке. Давайте поиграем.

Пальчиковая гимнастика.

Если в жаркую страну                     сжимать и разжимать пальцы в кулак

Я случайно попаду,

То увижу там шакала,                     сделать «бинокль», смотреть , поворачивая голову

Кенгуру, гиппопотама,

Обезьяну, тигра, льва,                     загибать по 1 пальцу на обеих руках

Крокодила и слона.

Хорошо живётся им –                     показать большие пальцы обеими руками

Не бывает снежных зим!                руки «крестиком» - запрет

Дети садятся полукругом.

Воспитатель от имени зебры:

- Я хочу загадать вам загадки о моих друзьях-животных, а вы будете их отгадывать, будьте внимательны, чтобы не ошибиться.

Он - крупнее всех на суше,

У него большие уши.

Ноги, как колонны,

Средний вес – три тонны.

Дети: - Слон.

Воспитатель (зебра): Правильно. А что вы знаете про слона?

Рассказ детей:

-Слон – могучее, очень сильное животное. Даже льву с ним не справиться. Самое удивительное у слона – хобот. Что делает слон хоботом?

Собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет, может переносить деревья. Хоботом он защищается от врагов, моется, набирая в хобот воды и поливая себя сверху.

Слоны совсем не умеют бегать, только быстро ходят, но зато они хорошие пловцы.  Слоны, как и люди, могут быть правшами и левшами. Это заметно по тому, каким бивнем слон предпочитает работать. Большинство слонов правши.

Воспитатель (зебра): - Слон, какой?

Дети: - Большой, огромный, сильный, добрый, умный, большеухий, толстокожий.

Воспитатель (зебра):

В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,

В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,

Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)

Воспитатель (зебра): Кто нам расскажет про бегемота?

Рассказ детей:

Бегемот – огромное и тяжелое животное. Днём больше времени он проводит в воде, так как на солнце шкура очень нагревается, ест ночью, съедает 50-60 кг. травы.  У бегемота огромные зубы, но питается он только растениями, отрывая их своими сильными губами. Бегемот травоядное животное, но хищники опасаются на него нападать, так как он страшен в гневе, у него ужасные зубы, особенно нижние клыки, которые растут всю жизнь и достигают длины 50см.  Хоть и кажется, что бегемот большой и ленивый, но на самом деле он хорошо плавает, на ногах между пальцами есть плавательные перепонки, и быстро бегает по суше.

У нашего большого бегемота есть маленький друг. Кто это? (Бегемот дружит с птицами). Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки).

Воспитатель(зебра): - Бегемот какой?

- Ответы детей (толстокожий, огромный, большой, тяжелый)

Зебра:

- Ребята, скажите, чем похожи слон и бегемот? (ответы детей: живут в Африке, оба серого цвета, толстые, травоядные, умеют плавать).

- А чем они отличаются? (Слон высокий, а бегемот низкий. У слона большие уши, а у бегемота маленькие. У слона есть хобот, а у бегемота нет. У бегемота огромный рот, а у слона маленький.)

Зебра:

Он самый главный из зверей,

Он всех важней и всех сильней,

Он царь зверей, и знают дети

Рычит он громче всех на свете.

Дети: Лев.

Воспитатель(зебра): -  Что можете рассказать про льва?

Рассказ детей:

Лев он хищник, выслеживает добычу. У льва большая голова, пушистая грива, а у львицы гривы нет. Лев никого не боится. На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Львы настоящие сони, они могут спать до 20 часов в сутки. Львы охотятся только тогда, когда голодны, так что рядом с сытым львом даже зебры могут спать спокойно. Отбирать добычу у других хищников не в стиле львов, они брезгуют есть то, к чему прикасался шакал или гиена.

Воспитатель( зебра): -  Лев, какой? (хищный, грозный, сильный, ленивый).

Из кошачьей он семьи,

Но попробуй, догони.

Он не тигр, не леопард,

Самый быстрый зверь - …(гепард)

- Что вы знаете о гепарде?

Рассказ детей:

У гепарда довольно длинное туловище, короткий мех жёлто-песочного цвета с чёрными пятнами. Гепардов осталось очень мало на планете, они занесены в Красную книгу природы. Самое быстрое животное на планете, превосходный охотник.

Зебра: - Чем похожи лев и гепард? (африканские животные, хищники, есть когти, усы, хорошо бегают).

- Чем отличаются? (У гепарда шерсть пятнистая, а у льва однотонная. У льва есть грива, а у гепарда нет. У льва есть кисточка на хвосте, а у гепарда нет).

Воспитатель (зебра):

Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей

И питается он листьями –

Листьями с деревьев.

Дети: - Жираф

Воспитатель (зебра): - Что интересного вы знаете о жирафе?

Рассказ детей:

Жираф – самое высокое из всех животных. Из-за длинной шеи может запутаться в ветках, когда питается листочками деревьев. Передние ноги длиннее задних, на голове есть небольшие рожки. Пятнышки на шкуре помогают маскироваться среди деревьев от хищников. Жирафы мало спят, примерно 1 час в сутки, спят стоя, остальное время они едят. Жираф, как и верблюд, может тоже долго обходиться без воды в течение нескольких недель, получая влагу с растительной пищей. Язык у жирафов длинный, примерно 50 см., чёрного цвета. Жирафы очень хорошо видят, могут увидеть своих сородичей на расстоянии 1км.

Воспитатель: Жираф, какой? (высокий, пятнистый, спокойный, длинноногий).

Воспитатель (зебра):

Вот лошадки, все в полосках,

Может быть они в матросках?

Нет, они такого цвета.

Угадайте, кто же это?

Дети: - Зебры.

Воспитатель (зебра): Что вы можете рассказать о зебре?

Рассказ детей:

Зебры – командные животные, живут табунами. У зебр отличная память и зрение, они прекрасно узнают своих родственников и друзей издалека по узору полос. Узор у каждой зебры свой, нет двух одинаковых. Чаще всего зебры спят стоя, молоко у мамы-зебры не белого, а нежно розового цвета. Максимальная скорость 55км/ч, зебры очень манёвренные животные, убегая от врагов, мечутся из стороны в сторону, что сильно сбивает с толку нападающего.

Воспитатель (зебра): - А мы, зебры какие? (полосатые, быстрые, командные, ловкие).

- Чем похожи жираф и зебра? (Живут в Африке, есть длинные ноги с копытами, чтобы защищаться от хищников, травоядные, на хвостах есть кисточки, чтобы отгонять насекомых).

- Чем отличаются? (У жирафа шерсть пятнистая, а у зебры полосатая. У жирафа шея длинная, а у зебры короткая. У жирафа есть рожки, а у зебры нет).

Воспитатель (зебра): А каких еще животных Африки вы ещё знаете?

(Дети перечисляют: носорог, антилопа и т. д.)

Воспитатель (зебра): Молодцы! Вы много интересного рассказали и узнали о животных жарких стран. А теперь давайте немножко отдохнём.

Физминутка:

Это лев, он царь зверей,                  показать горделивую осанку

В мире нет его сильней.

А смешные обезьяны                       растопыренные ладоши к ушам, можно высунуть язык,

Раскачали все лианы.                      покачать головой

А вот умный добрый слон              ладони прижать к голове, руки согнуты в локтях,

Посылает вам поклон.                     киваем головой.

Леопард так быстро скачет,                       прыжки на двух ногах, руки на поясе

Словно мой любимый мячик.

Зебра головой кивает,                     руки за спину, киваем головой

К себе в гости приглашает.

Воспитатель (зебра): - Я ещё приготовила для вас трудное задание. Надо из нескольких слов составить одно. Становитесь в круг (игра с мячом).

- У слона большие уши, он – большеухий

-У бегемота толстая кожа, он – толстокожий

- У жирафа длинная шея, он – длинношеий

-У зебры быстрые ноги, она – быстроногая

- У бегемота большой рот, он – большеротый

-У крокодила острые зубы, он – острозубый

- У обезьяны цепкий хвост, она – цепкохвостая.

Воспитатель (зебра):

-Молодцы, справились с таким сложным заданием. У меня осталось ещё одно интересное задание для вас. Вы смогли узнать животное по  его тени, а сможете ли вы отгадать животное по его голосу? Давайте попробуем. (звукозапись голосов животных).

Зебра: - И с этим заданием вы тоже смогли справиться. Мне было с вами очень интересно, но мне пора возвращаться к своим друзьям, а вам в детский сад.

Воспитатель: - Ребята, давайте попрощаемся с зеброй, скажем ей «спасибо», что поиграла с нами, пусть бежит к своим друзьям. (снимает рукавичку и кладёт к зверям на водопое).

Итог занятия.

Воспитатель:

Вы прекрасно справились со всеми заданиями. На этом наше путешествие подошло к концу и нам предстоит возвращать в группу.

Повторяйте за мной:

Два раза похлопали,

Три раза потопали,

Вокруг себя повернись,

В группе окажись.

- Вот мы снова в детском саду. Но перед тем как закончить наше путешествие вспомним, где мы побывали и что мы повидали.

Закончите мою фразу:

-Вечером я расскажу родителям о…

А теперь подойдите к столам. На столах лежат смайлики.

- Ребята, что не хватает нашим смайликам? (Ротиков)

- Дорисуйте ротики. Оцените свою работу на занятии

Улыбку - если вам все понравилось, вам было интересно, и вы отвечали на вопросы.

Грустный ротик – если вы не все поняли, вы затруднялись отвечать на вопросы.

Вы большие Молодцы!

- А на память о нашем путешествии зебра оставила нам раскраски. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдём раскрашивать животных.

 

 


Автор(ы): Чернышева Елена Николаевна
Приложения: