Применение метода музыкальной терапии при работе
с детьми с задержкой психического развития
Никитина Елена Александровна
В последние годы неуклонно растет количество детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.
Понятие «задержка психического развития» - психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Задержка психического развития – временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций. Нормализация деятельности составляет важную часть коррекционного обучения таких детей, которая осуществляется на всех уроках и во внеурочное время, в тесном взаимодействии с учителями логопедами и психологами.
Большую роль в структуре дефекта детей с задержкой психического развития играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Речь детей с ЗПР характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, трудности в дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике, позволяет добиться положительной динамики в развитии всех сторон психической деятельности детей.
Успешно применяется музыкотерапия в развитии речи. Научно доказано, что лёгкая спокойная музыка во время проведения коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, уравновешивает процессы возбуждения и торможения. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние. Классические музыкальные произведения приносят человеку радость, благотворно влияют на организм, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит, повышают тонус коры головного мозга, концентрируют внимание [51].
Наибольший эффект от музыки- профилактика и лечение нервно- психических заболеваний. Музыкотерапию организуют в индивидуальных и групповых формах. Каждая их форм может быть представлена в трех видах:
-пассивной;
-активной;
-интегративная.
Виды музыкотерапии:
-вокалотерапия- пение, включает в себя обучение основам нижнереберно-диафрагмального дыхания, коррекцию психоэмоционального состояния;
-кинезотерапия-танцетерапия, логопедическая ритмика, психогимнастика;
-инструментальная-игра на музыкальных инструментах.
Цель занятий с использованием музыкотерапии:
-снижение фактора тревожности;
-стимуляция двигательных функций;
-развитие и коррекция сенсорных процессов и способностей;
-расторможенность речевой функции;
-развития чувства ритма, темпа, времени;
-развитие умственных способностей и фантазии;
-развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
-нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;
-стимуляция слухового восприятия (активизация функции правого полушария);
-улучшение общего состояния детей;
-улучшение качества выполнения движений, развитие выразительности, плавности, ритмичности;
-коррекция развития ощущений, восприятий, представлений;
-нормализация просодической системы, развитие тембра, темпа, ритма, выразительности интонации;
-формирование навыков словообразования;
-формирование слоговой структуры слова.
Приемы музыкотерапии:
-прослушивание музыкальных произведений;
-ритмичные движения под музыку (логоритмика);
-сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса;
-пение чистоговорок под музыкальное сопровождение.
В. Г. Стасенко, О. А. Фоменко рассматривают следующие виды музыкотерапии:
-музыкопихотерапия- «музыкальный сон» с дальнейшей беседой и анализом образов, музыкально-образная медитация;
-музыкосаматотерапия- лечебное воздействие музыки непосредственно на тело человека. Влияние происходит в процессе прослушивания специально созданных аудиомузыкальных программ, которые помогают в лечении соматических заболеваний;
-музыкально-цветовая терапия- известно, что цвет и музыка в жизни человека играют огромную роль. Если учесть, что визуалов в мире более 60 %, аудиалов — более 37 %, а кинестетиков — около 10 %, то можно уверенно сказать, что музыкальная цветотерапия привлекает к процессу все органы чувств [62].
Соотношение цветов и музыкальных произведений:
Красный цвет — стимулирующий. Он повышает кровяное давление, учащает ритм дыхания, создает ощущение тепла, но в избыточном количестве может вызвать нарушения в психике. Красному цвету соответствует яркая, агрессивная, экспрессивная, мажорная музыка. Она стимулирует человека к действию.
Зеленый цвет — успокаивающий. Он снижает кровяное давление и лишает усталости. Музыка этого цвета — спокойная, среднего ритма с мажорными нотками. Она позволит остаться со своими мыслями в одиночестве.
Синий цвет — снижает кровяное давление и вызывает ощущение холода. Соответственно, музыка минорная, с нотками грусти.
Техника проведения музыкальной цветотерапии проста: ребенка просят нарисовать то, что он услышал. И тут фантазия безгранична. Картины предстают абсолютно разными, уникальными и живописными. Если специалист здесь видит отражение серьезных проблем, то с такими детьми психологи работают персонально.
Литература:
1. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Е.А. Цыпиной. М., 1984.
2.Трифонова О.Н. Занятия по развитию речи у дошкольников и младших школьников с применением метода музыкотерапии. М.: Владос, 2018. 144
Автор(ы): Никитина Елена Александровна
Приложения: