Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе (ТНР)

Хлеб — всему голова

Хитриченко Анжела Владимировна

Цель: Закреплять знания  у детей о значении хлеба в жизни человека.
Задачи: 
Образовательные:
-Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол.
- познакомить с разнообразием  хлебобулочных изделий.
- учить образовывать прилагательные от существительных.
- воспитывать бережное отношение к хлебу и к труду хлебороба.

   Развивающие: 

-развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.                                                                                                                                  

-активизировать и обогащать словарь детей по теме.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к хлебу и к труду хлебороба.

-воспитывать коммуникативные качества.

Коррекционные:

-развивать способность концентрировать внимание на воспринимаемом на слух материале.

-закрепить умение отвечать на вопросы грамматически правильным предложением.

-побуждать детей к установлению логических связей.                                                                                                                                                                         
Интеграция областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Материал: мольберт(ковралин), картины из серии «Выращивание хлеба», колоски пшеницы, мяч.
Предварительная работа: - знакомство с трудом  хлебороба;
- рассматривание иллюстраций и беседы по ним;
-просмотр мультфильма «Весёлый трактор», фильм «Как пекут хлеб»;
-заучивание стихов, пословиц и поговорок о хлебе;
- чтение рассказов М. Пришвина «Лисичкин хлеб», В. Лященко «Вот какой каравай»; А. Митяев «Мешок овсянки», В. Приходько «Дом зерна», «Теплый хлеб» К.Паустовский.
- рисование «Хлебное поле», «Колоски»; «Хлебные изделия».

                                                                Ход занятия :
                                                       I.Организационный  момент.
Дети заходят в группу. 
На столе  лежит поднос   с хлебом (булка, хлеб) накрытый салфеткой.

Воспитатель:.
Ребята, к нам пришли гости, поздоровайтесь.

Сегодня  я вас всех приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить, вы постарайтесь угадать:

Загадка:
Рос сперва на воле, в поле
Летом  цвел и колосился
А когда обмолотили
Он в зерно вдруг превратился
Из зерна – в муку и тесто
В магазине принял место
Вырос он под синим небом
А пришел на стол к нам?
 Дети: ХЛЕБОМ
II.Основная  часть
Воспитатель: Снимает салфетку с подноса и показывает детям. Да, верно, мы с вами поговорим именно о самом главном богатстве-о  Хлебе, хлебушке .Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
1. Дидактическая игра «Какой хлеб?»
Подбор определений к существительному. Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения ( например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный, хрустящий, вкусный.)
2. Пословицы про хлеб.
Мы с вами сказали, что хлеб на столе самый главный. Недаром же   говорится  в пословице: «Хлеб – всему голова». А какие пословицы о хлебе  знаете вы ?
Дети: -Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
- Будет хлеб-будет и песня
- Хлеб батюшка, вода-матушка
- Без хлеба – нет обеда
- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
-Что посеешь ,то и пожнешь.
- Берегите хлеб, он наше богатство.
-Без труда хлеб не родиться никогда.
3.Воспитатель: А сейчас давайте  вспомним, откуда хлеб попадает к нам на стол.
Дети идут к столу, где лежат картины на тему «Выращивание хлеба» и колоски (на подносе).
Перед  детьми картина «На поле».
Рассказывание по серии картин:
Воспитатель: Что вы видите на картинке?
Дети: Поле.
Воспитатель: Что делает трактор на поле?
Дети: Трактор пашет землю.
Воспитатель: Для  чего он это делает?
Дети: Чтобы земля была мягкая, чтобы зернам  было уютно, и они не остались на поверхности.
Воспитатель: Землю вспахали, а потом  что делают в поле?
Воспитатель демонстрирует картины, где люди сеют зерна. Дети :Сеют зерна.
Воспитатель:А что нужно для того, чтобы зерна проросли?
Дети: Солнце, вода, удобрения.
Воспитатель:
– Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что?
Дети: В колосья.
Дети рассматривают картинку.
Воспитатель: Что здесь изображено?
Дети: Комбайн убирает пшеницу(колоски).
Воспитатель: У нас на столе лежат собранные колоски. Возьмите себе по колоску. Рассмотрите, какие они?(твердые,желтые,шершавые,колючие,сухие)
– А что дальше делают с колосками?
Дети: Достают зерна  
Воспитатель: Ребята,а давайте мы  попробуем руками достать зерна. Трудно это сделать?
– А зачем зерна достают?
Дети: чтобы  их измельчить и  сделать муку.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сейчас  попробывать сделать муку самим. А делать мы ее будем,как наши предки на мельнице. Правда ,что это не простое дело? Вот поэтому в наше время это делают специальные машины.(мукомолы)
Воспитатель: А из муки что делают?
Дети: Замешивают тесто, пекут хлеб и различные  хлебобулочные изделия.
Воспитатель:  А какие  хлебобулочные изделия вы знаете?

Ребята, а  почему  хлеб бывает черный и белый?

Дети: Черный хлеб получается из ржаной муки, а белый хлеб – из пшеничной.

Воспитатель: Да, хлеб бывает разный и он весь  полезный .В нем содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

4. Физкультминутка «В землю  зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся. (2 раза)

5. Воспитатель: Давайте поиграем в игру: «Назови какой, какая, какое?» Я буду называть слова, а вы продолжите.
Хлеб из ржи – ржаной; Хлеб из пшеницы – пшеничный; Каша из овса – овсяная; Каша из пшена – пшенная; Каша из ячменя – ячневая; Каша из кукурузы - кукурузная; Каша из гречихи – гречневая; Поле с рожью – ржаное; Поле с пшеницей – пшеничное; Поле с овсом – овсяное; Поле с ячменем – ячменное; Поле с кукурузой – кукурузное; Поле с гречихой – гречишное;

6. Игра «От зерна до каравая» Последовательно соединить цепочку из картинок.
Воспитатель: А сейчас  я перемешаю картинки,а вы должны будете их соединить в цепочку от зерна до каравая. Молодцы!

Воспитатель:
Вот и  подошло к концу наше путешествие и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин  и к нам на стол. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
7.Воспитатель  читает стихотворение:????
«Колосок». Погорельский.
В каждом зёрнышке пшеницы летом и зимой

Сила зёрнышка хранится и земли родной.

И растёт под небом светлым, строен и высок,

Словно  Родина бессмертный, хлебный колосок!

III.Подведение итогов. Рефлексия.

-Ребята,о чем мы сегодня разговаривали?(о хлебе.о том, что он проходит длинный путь, пока попадет к нам на стол)

-Почему же хлеб-всему голова? (это главный продукт на нашем столе)

Давайте  сейчас, каждый из вас возьмет по одному кружку .

-Что означает зеленый кружок? (все понравилось и получилось)

-Что означает желтый кружок? (все понравилось, но что-то не получилось)

-Что означает красный кружок? (ничего не понравилось и было непонятно)

Вот и подошло к концу наше занятие.

А какой вкус у хлеба и как его есть мы узнаем во время обеда.

Давайте скажем нашим гостям «До свидания» и пойдем отдыхать. 


Автор(ы): Хитриченко Анжела Владимировна
Приложения: