Песок и его возможности в нормализации речи у детей
с тяжелыми нарушениями речи
Бучкина Ирина Петровна
Аннотация
В методической разработке дано обоснование использования кварцевого и кинетического песка в коррекционной работе с детьми с ТНР по преодолению речевых нарушений. Показано, что песок может быть использован в логопедической работе со всеми группами детей, испытывающих речевые трудности, в том числе и с неговорящими детьми. Продемонстрировано, что песок может быть применен на всех этапах логопедической работы, начиная с этапа вызывания первых звукокомплексов, и при коррекции всех компонентов речевой системы (звукопроизношение, фонематический слух, лексико-грамматическая система языка, связная речь), а также при коррекции сопровождающих речевые нарушения диспраксий: пальцевых и кистевых. Отмечено, что песок обладает успокаивающим и стабилизирующим нервную систему действием, а также активизирует познавательную деятельность ребенка. В методической разработке представлен игровой подход к работе с песком. Предложены игры с двумя вариантами песка- кварцевым и кинетическим. Кварцевый песок предлагается использовать со световым планшетом или световым столом, который предоставляет дополнительную сенсорную стимуляцию в виде света разных цветов. Показаны возможности использования песка на логопедических занятиях в зависимости от коррекционно-образовательных задач. Показано, что песок может выступать дополнительным инструментом в работе логопеда при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ТНР.
Актуальность и практическая значимость
Использование песка в логопедической работе с детьми с ТНР помещает нас в парадигму сенсорно-интегративного подхода к коррекции речевых нарушений. Теория сенсорной интеграции и основанная на ней терапия были разработаны Э. Джин Айрес (1920-1988) в 50 – е годы ХХ века. Данный подход использовался для коррекции поведенческих, эмоциональных, когнитивных, речевых нарушений у разных категорий детей. Теория сенсорной интеграции показала связь процессов обработки сенсорной информации, получаемой от анализаторных систем, с поведением, развитием и обучением ребенка. Теория сенсорной интеграции Э. Джин Айрес развивается и трансформируется благодаря работам А. Банди, Ш Лейн, Э. Мюррей, У.Кислинг и др. авторов. В теории сенсорной интеграции подчеркивается важность получения ребенком стимулов от всех сенсорных систем, при этом особенное внимание уделено вестибулярному анализатору, проприоцептивной системе (информация, поступающая по афферентным путям от мышц, связок и фасций к ЦНС) и кожной чувствительности. Не вдаваясь в теоретические аспекты данной системы, важно отметить, что взаимодействие с песком активизирует две анализаторные системы: кожную и проприоцептивную. Сенсорная интеграция необходима всем детям. Но при наличии нарушений развития богатство и разнообразие сенсорных впечатлений просто необходимы.
Применение песка в логопедической практике также приближает нас к юнгианской песочной терапии sandplay и к арт-терапевтическому направлению в психокоррекции и психотерапии.
Игры с песком- одна из форм естественной деятельности ребенка и песок не оставляет равнодушным, пожалуй, ни одного ребенка, независимо от его возраста, уровня развития и речевых возможностей.
Песок – традиционный материал, с которым на протяжении многих поколений дети знакомятся с самого раннего возраста. И поколения наших бабушек и мам, и мы, и наши дети хорошо знакомы с песком. С песком традиционно можно поиграть на улице в детской песочнице. Но сейчас песок «вошел» в дома и группы детских садов, в кабинеты психологов, а также в кабинеты логопедов, где для него находится достойное место.
При контакте с песком активизируются ощущения от рецепторов, расположенных в коже рук. Кожная чувствительность позволяет формировать ощущения прикосновения, давления, вибрации, тепла, холода и боли. Раздражения, воспринимаемые кожей, носят комплексный характер, так как воздействуют на разные виды рецепторов. Рецепторы, расположенные в коже, представлены тельцами Мейснера и Пачини, Гольджи-Мацони, Руффини, колбами Краузе, клетками Меркеля. На кончиках пальцев рук расположено огромное количество рецепторов. По численности рецепторов подушечки пальцев рук сопоставимы с сетчаткой глаз.
В процессе взаимодействия с песком ребенок осуществляет движения руками, при которых активизируется двигательный анализатор. Работа двигательного анализатора включает в себя два компонента: афферентные и эфферентные импульсы. Рецепторы системы мышечно-суставной чувствительности располагаются в сухожилиях, суставных сумках, фасциях и в мышцах. Они обеспечивают проприоцептивные ощущения. Мышечная чувствительность используется ЦНС для управления движениями и для корректировки двигательной активности.
При взаимодействии ребенка с песком пропроицептивные ощущения, поступающие от кистей рук по афферентным путям в ЦНС, позволяют получать дополнительную информацию об объектах окружающего мира и вместе с кожными ощущениями формируют высокодифференцированные и целостные осязательные образы.
Корковый отдел общей чувствительности расположен в постцентральной области коры больших полушарий. Приятные осязательные впечатления стабилизируют психоэмоциональное состояние ребенка, снижают детскую возбудимость и позволяют активизировать познавательную деятельность ребенка. Так, физиологами доказано, что слабые тактильные и температурные ощущения, в особенности достаточно длительные и повторяющиеся, понижают возбудимость корковых клеток и приводят к развитию в них процесса торможения. Эта закономерность объясняет успокаивающее и организующее влияние песка на детей. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка и сохранить его мотивацию к занятиям с логопедом.
Игры с песком помогают развивать так называемый «ручной интеллект» у детей, когда мыслительная деятельность протекает при выполнении реальных действий с внешними предметами.
При организации игрового процесса с песком предлагается система «пяти шагов».
Первый шаг - демонстрация песочницы
Детям предлагается рассмотреть песочницу и потрогать песок. Если используется световой планшет или световой стол, то переключается свет. Несколько минут ребенку предоставляется возможность делать в песочнице то, что он хочет: пересыпать его, перекладывать из руки в руку, прятать кисти рук или пальцы в песок и т.д. Затем в зависимости от коррекционно-образовательных задач предлагаются те или иные игры.
Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок и игровых предметов, которые будут использоваться на занятии.
Демонстрируем ребенку разнообразные фигурки, трафареты, приспособления. Предлагаем детям их рассмотреть, подержать в руках.
Третий шаг - знакомство с правилами игр на песке. Игры с песком в условиях логопедических занятий имеют определенные ограничения. Важно в самом начале занятий с песком познакомить ребенка с правилами игры с песком. Некоторое время эти правила важно проговаривать в начале каждого занятия. Пока ребенок не запомнит их.
Четвертый шаг - формулирование темы занятия и инструкций к играм. В начале занятия задается его тема.
Пятый шаг - завершение занятия, выход из игры с песком. Завершая работу в песочнице, дети разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка. Можно использовать какую-либо песенку или стишок для завершения занятия.
При использовании игровых упражнений с песком в логопедической работе можно решать следующие коррекционно-развивающие задачи, направленные на преодоление дефицитов речевой системы у детей:
- развитие ротового выдоха;
- развитие фонематического слуха;
- развитие лексико- грамматической системы языка;
- автоматизация сформированных звуков;
- дифференциация звуков;
-развитие навыков связной речи;
- формирование слоговой структуры слов;
- развитие кистевого и пальцевого праксиса;
- развитие навыков языкового анализа и синтеза;
Нами обобщен и проанализирован опыт использования песка в индивидуальной, парной (мама и ребенок) и подгрупповой формах работы. Ниже представлены примеры игр, исходя из конкретных задач логопедической работы.
Для работы с кварцевым песком мы предлагаем использовать световой планшет или световой стол, который предоставляет возможность увеличить сенсорную стимуляцию за счет света разных цветов, контейнеры для кинетического песка, миниатюрные фигурки- модели реальных объектов окружающего мира, природный материал, пуговицы, веревочки, геометрические фигуры, предметы- заместители реальных предметов и др.
Ниже представлены примеры игр с песком.
1. Игры на развитие ротового выдоха
1.1 Игры с кварцевым песком.
1.1.1 Игра «Ветерок». Ребенок через трубочку дует на песок и выдувает, например, разные рисунки: волны, линии, солнышко, цветы, геометрические фигуры и др.
1.1.2 Игра «Выдуй картинку». на световом планшете выкладываются картинки, например, по лексической теме недели или на автоматизируемый звук. Затем они сверху засыпаются песком. Ребенку нужно с помощью трубочки выдуть картинки из-под песка и правильно назвать их.
1.1.3 Игра «Выдуй фигурку». Проводится аналогично с игрой «Выдуй картинку», только засыпаются и выдуваются фигурки или небольшие предметы.
1.1.4 Игра «Четвертый лишний». В песок прячутся три картинки/предмета из одной логической группы и четвертая из другой. Ребенку нужно их выдуть и определить, какая картинка/фигурка лишняя.
1.2 Игры с кинетическим песком.
1.2.1 Игра «Вертушка». В кинетический песок устанавливаются небольшие вертушки, которые нужно привести в движение за счет ротового выдоха.
1.2.2 Игра «Сдуй снежинки». На снежный городок из кинетического снега дети бросают небольшие кусочки бумаги, которые имитируют снежинки. Затем эти снежинки нужно сдуть.
2. Игры на обогащение активного и пассивного словаря
2.1. Игры с кварцевым песком.
2.1.1 Игра «Чего не стало?». Показываем ребенку фигурки или изображения. Все фигурки или изображения, за исключением одной, засыпаем песком, а одну убираем. Ребенок находит все фигурки и отгадывает, какая фигурка пропала. Критерий для отбора изображений или фигур зависит от коррекционно-развивающей задачи.
2.1.2 Игра «Трафареты». Используются трафареты в соответствии с лексическими темами. Или в соответствии с автоматизируемыми (дифференцируемыми) звуками.
2.1.3. Игра «Назови одним словом». Ребенку предлагается нарисовать на песке предметы из одной лексической группы, а затем одним словом назвать их.
2.2 Игры с кинетическим песком.
2.2.1 Игра «Прятки» Используются игрушки или картинки в соответствии с изучаемой лексической темой. Взрослый показывает ребенку 5-6 игрушек и просит ребенка закрыть глаза и прячет в песок все игрушки. Нельзя, например, откапывать игрушку заданного цвета или начинающуюся на определенный звук. Критерий может быть любой в зависимости от задач конкретного занятия.
Также можно играть в игры 2.1.1. и 2.1.3
3. Игры на развитие грамматических функций
3.1 Игра «Найди клад». Ребенок находит спрятанные в песке картинки или фигурки, называет их и производит преобразование слов: образовывает уменьшительно-ласкательную форму слов, их множественное число, согласовывает слово с числительными, образовывает прилагательное от существительного и т.д..
4. Игры на развитие фонематического слуха
4.1 Игра «Отгадай звук». Логопед рисует/лепит с помощью формочки предмет, в названии которого нужно определить первый/последний звук.
4.2 Игра «Есть ли звук в слове?» Развитие фонематических представлений. Из игрушек, находящихся в песочнице, нужно выбрать только те, в которых есть заданный звук.
4.3 Игра «Выложи слово по звукам». Просим ребенка выложить из цветных камушков (фишек, шишек, желудей, маленьких ракушек и т.п. материалов) структуру слова, где каждому звуку соответствует один камушек.
4.4 Игра «Что для Маши, а что для Медведя?». Игра на дифференциацию звуков. В песочнице размещаются фигурки мультипликационных персонажей Маши и Медведя. Для Маши нужно отобрать предметы с одним заданным звуком, а для медведя с другим. Предметы можно нарисовать или вылепить.
5. Игры на отработку слов определенной слоговой структуры
5.1 Подбираются изображения или фигурки, структура слов которых соответствует определенным типам слов.
Игры используются из других разделов в зависимости от задач конкретного занятия.
6. Игры на развитие навыков связной речи
6.1 В песочнице выкладываются персонажи сказок. Ребенку нужно разместить их в соответствии с логикой развития событий в сказке, а затем либо с помощью логопеда, либо самостоятельно рассказать эту сказку. Предлагается начинать с русских народных сказок «Репка», Теремок», «Рукавичка», «Курочка Ряба» и т.п.
6.2 Ребенку по собственному замыслу нужно выстроить в песочнице основу для своего рассказа и затем рассказать, что происходит в песочнице (рис.4).
6.3 Игра «Необыкновенные следы». Ребенок с помощью пальцев рук, ребер кистей или кулаков изображает следы разных животных и называет глаголы движения: «Идут мишки. Прыгают зайки. Ползут змейки. Бегут жучки. Бегут паучки. Прыгают лягушки.» Для каждой фразы нужно придумать продолжение таким образом, чтобы получилась небольшая история.
6.4 Составить небольшую историю со словом, содержащим в своем составе звук, с которым проводится работа по его автоматизации. В песочнице создать сюжет этой истории. Критерий отбора слова может зависеть от задач занятия (либо в соответствии с изучаемой лексической темой, либо в соответствии с отрабатываемой грамматической функцией и т.д.)
7. Игры на развитие пальцевого и кистевого праксиса
7 Игры с кварцевым песком.
7.1.1 Поскользить по поверхности песка ладонями, оставляя зигзагоообразные, круговые или волнистые следы.
7.1.2 Выполнить те же движения, но поставить ладонь на ребро, затем кулаками, костяшками пальцев.
7.1.3 Игра «Кто идет?». Пройтись по песку каждым пальцем по отдельности. Затем одновременно одноименными пальцами обеих рук.
7.1.4 Игра «Игра на фортепьяно». Имитация игры на фортепьяно по поверхности песка.
7.1.5 Рисование пальцем на песке. Этот способ позволяет создавать линии разной формы и толщины, точки и добиваться четкости изображения. Для рисования можно использовать не только указательный палец, но и все остальные.
7.1.6 Рисование песком в технике «Насыпание»: песок зажимается в кулак и пропускается ладонью и пальцами.
7.1.7 Рисование песком в технике «Щепоть»: большой, средний и указательный палец соединяются, ими захватывается небольшое количество песка и затем песок рассыпается.
7.1.8 Пересыпание песка с помощью ложки.
7.1.9 Рисование на песке с помощью палочек или дощечек.
7.2 Игры с кинетическим песком.
7.2.1 – 8.2.5 Аналогично играм из 8.1.1- 8.1.5
7.2.6 Лепка с использованием формочек.
7.2.7 Лепка по собственному замыслу.
8. Иры на развитие языкового анализа и синтеза
8.1 Выложить структуру слова по звукам с использованием природного материала, стеклышек, фишек и т.п. материалов.
8.2 Выложить структуру слова по слогам с использованием природного материала, стеклышек, фишек и т.п. материалов.
8.3 Выложить структуру предложения с использованием природного материала, стеклышек, фишек и т.п. материалов.
8.4 Начертить на песке схему предложения.
8.5 Выстучать пальцем одной руки (одноименными пальцами обеих рук, ладошками) по песку количество слогов в слове.
8.6 Выстучать пальцем одной руки (одноименными пальцами обеих рук, ладошками) по песку количество слов в предложении.
Заключение
В предложенной методической разработке рассмотрено ограниченное количество игр. Игр с песком можно придумать бесчисленное количество. Для нас важно было показать возможности использования песка на логопедических занятиях при коррекции речевых нарушений. Песок выступает в качестве дополнительного и интересного инструмента, который позволяет решать именно логопедические задачи и в форме интересных и живых игр с песком осуществлять процесс нормализации речи детей с ТНР.
Рекомендуемая литература
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб, 2007.
2. Епанчинцева О. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. СПб, 2020.
3. Журавлева Н.Н., Лебедева Л.В., Каушкаль О.Н. Познавательно – речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице». М., 2016.
4. Ратникова Е.В., Гаврик А.В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми. СПб, 2013.
5. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб, 2008
6. Тинникова О. А., Хакимова М. Е. Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников/ Молодой ученый. - 2016-№17(121). С.172-174.
Автор(ы): Бучкина Ирина Петровна
Приложения: