Метапредметные связи на уроках развития речи с детьми ОВЗ
Московая Диана Эдуардовна
В исследовании рассматриваются различные возможности использования метапредметных связей на уроках русского языка, в частности, на уроках развития речи с детьми ОВЗ, и их роль в обучающем процессе. Выявляются наиболее эффективные пути использования метапредметных связей.
Ключевые слова: ОВЗ; метапредметные связи; развитие речи; русский язык; методика обучения русскому языку.
Каждый ребенок - особенный, это неоспоримо. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
Проблема обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании, поэтому назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество. А также возникла необходимость приобретения навыков работы с такими детьми у каждого учителя общеобразовательной школы.
Таких детей особенно тяжело заинтересовать и мотивировать. Чтобы урок был для них успешным и интересным, необходимо использовать как можно больше разной информации. Именно здесь на помощь приходит использование метапредметных связей.
Важность метапредметных связей в процессе обучения уже давно доказана¸ ведь именно они способствуют формированию метапредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какого-либо одного предмета. В настоящее время развитие науки характеризуется взаимопроникновением друг в друга разных наук. Связь между учебными дисциплинами является отражением связи между отдельными науками, их связи с техникой и практикой, а также определяет роль изучаемой дисциплины в жизни [1:12].
При использовании межпредметных связей в преподавании на новом уровне решаются задачи обучения и воспитания обучающихся, и самое главное – закладывается фундамент для комплексного видения проблем реальной жизни и их решения. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием для комплексного обучения и воспитания в школе, особенно в инклюзивном образовании.
Школьники в процессе решения межпредметной познавательной задачи включают предметные умения, активное использование которых зависит от интереса к необходимым предметам. Также необходимо указать на тесную связь между интересом к предмету и успешностью использования знаний. Учащиеся должны научиться привлекать сведения из дополнительных источников информации, находить оригинальные способы анализа, и при этом связывать всё с программным материалом [3:153].
Одним из актуальных аспектов обучения в школе является развитие связной речи учащихся, особенно это важно на уроках русского языка. Ведь именно уроки русского языка повышают уровень речевого развития, совершенствуют речевые умения и навыки школьников. Овладение коммуникативными навыками важно начинать именно в школе, в силу особой чуткости школьников к языковым явлениям, их повышенного интереса к осмыслению речевого опыта и общению. Именно поэтому мы с уверенностью можем сказать, что развитие коммуникативной компетентности ученика является актуальной задачей образовательного процесса в школе. В федеральном государственном образовательном стандарте говорится о обязательных умениях, которые обеспечивают коммуникативность ребенка, а также ставятся задачи, способствующие формированию умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию [5].
Развить выше названные умения, добившись при этом заинтересованности учащихся, поможет использование в преподавании русского языка межпредметных связей, а легче всего это сделать на уроках развития речи. Приведем ряд наглядных примеров того, каким образом их можно использовать.
1. Междпредметные связи с ИЗО на уроках развития речи при обучении написанию сочинения по картине в 5 классе
Работа по картине большое влияние оказывает на развитие умственных способностей, активизацию мышления школьников. Об этом говорят Л.В. Занков, М.П. Феофанов и Б.М. Козлов.
В.Г. Поляков, Е.Н. Тихеева, Ю.А. Самарин, И.Н. Шапошников, В.И. Капинос указывают на значение картины при овладении школьниками пространственными и временными отношениями. Предметы, которые изображены на картине, видятся школьниками в иных отношениях, нежели в окружающей действительности - может быть другая величина, другое отношение между главным и второстепенным, иное расположение. В результате работы с картиной учащиеся учатся сопоставлять изображенное с тем, что они наблюдают в окружающей их действительности, что способствует развитию логического мышления. Также ряд методистов и педагогов отметили, что рассматривание живописи развивает воображение, вырабатывает наблюдательность, способствует развитию умения широко мыслить [2].
Методисты рекомендуют при написании сочинений использовать картины различной тематики и в зависимости от этого выбирать методы и приемы работы на уроке. Так, Л.А. Худякова в своей работе дает описание сочинений по картине в пятом классе в зависимости от тематики картины. Данная систематизация показывает формы обучения учеников разным типам высказываний при использовании картины. Мы выбрали анималистический жанр (изображение животных), так как школьники этого возраста, как показали наблюдения, проявляют большую заинтересованность именно к произведениям художников-анималистов.
Рассмотрим пример беседы по данному жанру картины (здесь и далее в тексте в рамках даются авторские разработки фрагментов уроков)
1. Какое время года изображено на картине? 2. Почему картина так называется? З. Какие синонимы можно подобрать к слову "наводнение"? Назовите их. 4. Кто изображен на картине? Почему заяц оказался на дереве? Как он туда попал? (Заяц, который забрался на дерево, спасаясь от наводнения. Весной солнце растопило снег, растаял и лед, из-за чего высоко поднялась вода. Она и залила кусты и корни деревьев. Испуганные звери пытаются спастись от паводка, но не всем хватает места на земле. Именно поэтому заяц забрался на дерево) 5. Каким художник изобразил зайчика? Опишите его. Подберите полные прилагательные к этим словам и запишите их. ( Заяц сидит на сучке старого крепкого дерева, низко над водой, которая затопила остров. Заяц съежился от страха, поджал лапы. Голова у зайчика маленькая, коричневатая, белые пятна вокруг глаз. Сами глаза круглые и блестят от испуга. Уши торчком и на их кончиках небольшие черные пятна. Шерсть у зайца на шее она желтовато-коричневая, а сзади - серо-белая) 6.Что еще можно сказать об этом зайце? Как он проявил себя? 7.Какие чувства вызывает эта картина? |
В результате мы вводим в словарь школьников слово «анималист»; они учатся отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания; учатся редактировать свою речь, связно выражать свои мысли, следовать логике рассуждения; учатся любить природу и животный мир.
2. Межпредметные связи с географией на уроках развития речи при обучении написанию путевого очерка в 7 классе
Среди огромного разнообразия жанровых форм, очерк занимает довольно важное место. Почему? Он является полудокументальным жанром, который не лишён художественности. Очерк не терпит вымысла (реальность описываемого), а эмоциональные описания, напротив, являются одной из основных составляющих данного жанра, поэтому этот жанр довольно близов ученикам средней школы.
В художественной литературе выделяют всего четыре вида очерка, мы отдали предпочтение путевому, так как он поможет нам наиболее непринужденно использовать знания из географии для написания.
Для того чтобы успешно провести данный урок, учителю необходимо комплексно подготовиться. Для начала необходимо подготовить информацию о том, что такое очерк, как его писать, какие стилистические особенности в него входят.
Для начала необходимо выбрать ряд городов, которые ученикам будет интересно описывать. Города лучше выбирать из разных стран, так они лучше познакомятся с географическим положением многих городов. Далее необходимо отобрать информацию о каждом городе, которая должна содержать: расположение; климат; реки, горы и т.д.; самые популярные места и достопримечательности.
Но начинать работу с детьми следует с объяснения особенностей путевого очерка:
- Давайте теперь поговорим о путевом очерке, ведь именно его нам сегодня предстоит написать. Как вы думаете, какое определение ему можно дать? (ответы учеников) - Молодцы! Путевой очерк – это действительно описание каких-то событий, мест, происшествий и встреч с людьми, которые происходят во время путешествия автора. Цель путевого очерка – показать как живут люди в других городах и странах, как там живется самому автору, показать взгляд извне на то, что его окружает. - Итак, вам необходимо представить поездку или произошедшее так, словно это действительно было! Вы должны не просто излагать увиденное, но и показывать своё отношение, эмоции, которые испытываете. Продумайте свой образ повествователя!
|
Далее необходимо, с помощью раздаточного материала, попытаться вместе с детьми составить путевой очерк. Почему это важно?
Надо научить детей пользоваться информацией и видоизменять её так, как необходимо для написания очерка. Объяснить, что информация о климате дана для того, чтобы они смогли представить атмосферу города, погоду (а погода влияет на эмоции), про места, по которым они якобы будут ходить и т.д.
Таким образом, дети не только познакомятся с особенностями расположения, климата и обычаев других стран, но и смогут научиться написанию путевого очерка, который служит отличным способом развития речи.
3. Межпредметные связи с биологией при обучении написанию эссе (9-11 класс)
Очень популярный жанр как в публицистике, так и в литературе – эссе. Слово «эссе» родом из французского языка, однако корни его уходят в латинский язык к слову exagium (взвешивание).К его написанию также часто прибегают и школьники на различных уроках (русский язык, литература, история, обществознание, биология).
Экологической проблемой называют глобальную проблему всего человечества, выражающуюся в изменении структуры и функционирования природных экосистем. Чтобы суметь говорить на данную тему с учениками, необходимо использовать знания, полученные на уроках биологии, в частности, термины, присущие только этой науке.
Для начала стоит спросить учеников, знают ли они что такое экологическая проблема, какие экологические проблемы они могут назвать (загрязнение атмосферы и гидросферы, вырубка лесов, озоновые дыры, глобальное потепление и т.д.)
Затем самому учителю необходимо познакомить учеников более подробно с той проблемой, которую он выбрал для написания эссе. Рекомендуется использование наглядной презентации, возможно и без содержание текста, так как в данном вопросе главное наглядно показать реальность и губительность выбранной проблемы.
- Ребята, сейчас я вам немного расскажу об одной из экологических проблем немного подробнее, но для начала обратите внимание на доску. Что вы видите? (ответы учеников) - Это озоновая дыра. Озон поглощает очень опасное для нас солнечное излучение и не позволяет ему достичь поверхности планеты. Когда слой этого газа истончается, образуются озоновые дыры. Как вы думаете, чем они опасны? (ответы учеников) - Ослабление озонового слоя усиливает поток солнечной радиации на Землю, что может являться причиной роста числа раковых образований кожи у людей. Также повышенный уровень излучения ведет к резкому увеличению смертности среди морских животных и растений. (ряд фото, демонстрирующих сказанное) - Скажите, как вы думаете, почему появляются озоновые дыры? Кто в этом виноват? (ответы учеников) - Да, вы правы, в этом виноваты люди, которые позволяют выбрасывать в воздух тонны вредных химических веществ. Даже такие привычные нам лаки для волос, ацетон, краски и т.д. вредят озоновому слою. |
После этого необходимо поставить перед учениками цель урока, а также тему эссе, которое им предстоит написать.
- Сегодня мы с вами будем писать эссе на тему «Можно ли остановить появление озоновых дыр или человечество обречено на испытание последствиями своих действий?» - Исходя из темы, какую цель сегодняшнего урока мы с вами поставим? (ответы учеников) - Правильно, цель нашего урока – используя полученные сейчас и ранее знания, проанализировать возможность решения такой глобальной проблемы как озоновые дыры. |
Далее учеников необходимо познакомить со структурой эссе и предложить вместе устно составить введение, тезисы – аргументы и заключение.
- Ребята, какбы вы начали своё эссе? (Напр., Сегодня я хочу поговорить о такой глобально проблеме как озоновые дыры, ведь если не принять меры сейчас, потом будет уже поздно.) - После вступления вам необходимо составить три тезиса, которые вы будете подкреплять аргументами. Например, возникновение озоновых дыр остановить невозможно, потому что человечество не остановится в изобретении новых химических веществ. Для подтверждения данного тезиса приведу два аргумента. Ученый … говорит, что …. И т.д. - А чем бы вы закончили эссе? Какой вывод вы сделаете? ( Напр., данную проблему можно решить. Как я написал выше, всё в наших руках, мы можем остановить появление озоновых дыр и сделать наш мир безопаснее, а планету более здоровой) |
Мы считаем целесообразным на этом уроке разрешить на этом уроке пользоваться интернетом (на телефоне или планшете), чтобы ученики не только самостоятельно искали необходимую им информацию (для аргументов), но также научились из огромного потока текстов и статей находить необходимое.
Таким образом, использование межпредметных связей на уроках русского языка решает следующие задачи:
- объединяет изучаемые в школе дисциплины, что даёт возможность ученикам выстроить целостное представление об изучаемых явлениях и процессах;
- вооружает учеников навыками каллиграфического и орфографического письма, устной и письменной речи;
- создает условия для поддержания психического здоровья обучающихся за счет смены видов учебной деятельности;
- развивает навыки продуктивного общения, приобретения жизненно необходимого опыта, расширяет социальное пространство личности [4:107].
В заключение хотелось бы сказать следующее: межпредметные связи в настоящее время рассматриваются как один из способов развивающего обучения, ведущий к формированию новых и качественных путей обогащения учебной деятельности школьников – межпредметных понятий и межпредметных умений (Т.К. Александрова, Л.М. Панчешникова, Н.А. Сорокин). Явление межпредметных связей многомерно, так как они не ограничиваются какими-либо рамками в плане выбора содержания, использования определенных методов и форм организации обучающего процесса, что мы продемонстрировали примерами выше. Межпредметные связи способствуют формированию диалектического мышления, научного мировоззрения, всесторонне развивают способности школьника, и поэтому мы считаем необходимым их использование на уроках русского языка.
Литература
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.
2. Калюжная Е.В. Межпредметные связи на уроках русского языка // Актуальные опросы обучения русскому (родному) языку. – Рязань: Изд-во Рязанского государственного университета, 2015. – С. 181-183.
3. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения. – М.: Наука, 2001. – 342 с.
4. Квасных Г.С. Межпредметные связи как принцип интеграции процесса обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, Психология. – 2013. – №1. – С.105-107.
5. Крупская Н.К. Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин. – Пед. соч. В 6 – ти т. – М.: Издательство академии педагогических наук, 1980.
6. Межпредметные связи в учебно-познавательной деятельности учащихся / Под ред. Н.А. Сорокина. – Тула: Изд-во тульского университета, 1983. – 57 с.
7. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей: пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 230 с.
Автор(ы): Московая Диана Эдуардовна
Приложения:
66fd8bca44be0_статья.docx