Психолого-педагогические основы формирования российской гражданской идентичности в контексте обновленной парадигмы воспитания
Байкина Диана Евгеньевна
Аннотация: В статье рассматривается трансформация воспитательного процесса в современной российской системе образования, обусловленная социокультурными вызовами и законодательными изменениями. Актуальность исследования определяется необходимостью научного осмысления и практической реализации стратегии формирования гражданской идентичности в условиях ценностного плюрализма и геополитической турбулентности. Автор, опираясь на анализ нормативных документов (ФГОС, проект «Разговоры о важном», национальный проект «Образование») и теоретические положения отечественной психолого-педагогической школы, выявляет специфику и противоречия современного воспитательного идеала. Цель статьи – охарактеризовать психолого-педагогические механизмы и условия эффективности воспитания гражданина-патриота в образовательной организации. Методологическую основу составили системный, аксиологический и деятельностный подходы. В результате исследования определены ключевые компоненты гражданской идентичности (когнитивный, ценностно-смысловой, эмоциональный и поведенческий), проанализированы риски формализации воспитательной работы и предложены пути их минимизации через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, проектные технологии и создание воспитывающей среды. Делается вывод о том, что успешность формирования гражданской идентичности напрямую зависит от синтеза традиционных для российской ментальности коллективистских ценностей и современных психолого-педагогических технологий, направленных на развитие критического мышления и социальной ответственности личности.
Введение
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется глубокой трансформацией всех социальных институтов, включая систему образования. Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности вновь становится государственным приоритетом, что находит отражение в законодательных инициативах и обновлении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Актуальность темы обусловлена необходимостью разработки научно обоснованной модели воспитания, адекватной вызовам времени и учитывающей историко-культурное своеобразие России. В условиях информационной войны, ценностной дезориентации части молодежи и усиления деструктивного влияния извне, формирование устойчивой, зрелой гражданской идентичности становится не только педагогической, но и стратегической задачей национальной безопасности.
Цель данного исследования – проанализировать психолого-педагогические основы формирования российской гражданской идентичности в контексте обновленной парадигмы воспитания. Задачи работы включают: 1) выявление специфики современного государственного заказа на воспитание; 2) характеристику структурных компонентов гражданской идентичности с позиций возрастной психологии; 3) анализ рисков и перспективных направлений реализации воспитательного потенциала образовательной среды.
Методология и методы исследования
Методологической основой исследования выступили системный подход, позволяющий рассматривать воспитание как комплексный, многоуровневый процесс; аксиологический подход, акцентирующий роль ценностных ориентаций в становлении личности; и деятельностный подход, в рамках которого личность формируется в процессе социально значимой деятельности. В работе применялись методы теоретического анализа (нормативно-правовых документов, психолого-педагогической литературы), сравнительный метод и метод моделирования.
Основная часть
1. Специфика государственного заказа на воспитание в современной России: от декларации к системе
Законодательное закрепление воспитания как приоритета произошло с принятием поправок к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (2020 г.), где воспитание определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения». Данная дефиниция акцентирует ценностно-смысловую составляющую, что является отличительной чертой российского подхода.
Практической реализацией этого закона стало введение с сентября 2022 года во всех школах страны внеурочного курса «Разговоры о важном». Его уникальность заключается в попытке создания единого общероссийского воспитательного пространства, синхронизированного по темам и содержанию. С психолого-педагогической точки зрения, это масштабный эксперимент по формированию «воображаемого сообщества» (Б. Андерсон) через систему еженедельных ритуалов, обсуждающих ключевые события, традиции и ценности. Однако здесь возникает ключевое противоречие: между заданным «сверху» содержанием и необходимостью его личностного присвоения «снизу». Преодоление этого противоречия требует от педагога высокого мастерства, выходящего за рамки сценария, и глубоких знаний в области возрастной психологии.
2. Психологическая структура гражданской идентичности и возрастная динамика ее формирования
С позиций психологии, гражданская идентичность – это сложное, многокомпонентное образование в структуре самосознания личности. В его структуре можно выделить:
- Когнитивный компонент: знание о своей принадлежности к российскому народу, понимание прав и обязанностей гражданина, основ государственного устройства, символики, ключевых событий истории и культуры.
- Ценностно-смысловой компонент: принятие базовых национальных ценностей (патриотизм, служение Отечеству, межнациональный мир, семья, труд), личностное отношение к ним.
- Эмоциональный компонент: чувство гордости, сопричастности к стране, ее достижениям и историческим победам; переживание ответственности за ее будущее.
- Поведенческий компонент: готовность и реальное участие в социально значимой деятельности, реализация гражданской позиции в поступках.
Возрастная динамика формирования идентичности, описанная в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона, указывает на сензитивные периоды для каждого компонента. Для младшего школьного возраста (7-11 лет) характерно эмоционально-чувственное восприятие Родины через малую родину, семью, сказки и традиции. Ведущей деятельностью является учебная, поэтому эффективны формы, интегрированные в урок. Подростковый возраст (11-15 лет) – ключевой этап для становления идентичности. Подросток ищет свое место в группе, обществе, для него критически важны диалог, дискуссия, проектная деятельность, позволяющая проявить собственную позицию. Подача материала в директивной форме встречает сопротивление. Для старшеклассников (15-18 лет) актуальным становится ценностно-смысловой и поведенческий компоненты. Их интересуют не «что» и «как», а «почему» и «зачем». Эффективны дебаты, социальное проектирование, волонтерство, осмысление своего профессионального будущего в контексте развития страны.
3. Риски и перспективные направления в современной воспитательной практике
Ключевым риском реализации новой парадигмы воспитания является ее формализация – сведение к отчетам, обязательным мероприятиям «для галочки», заучиванию лозунгов. Это приводит к ритуализации и, как следствие, к ценностному цинизму у учащихся, что психологически разрушительно.
Второй риск – игнорирование возрастной психологии. Единый сценарий «Разговоров о важном» для всей школы не может быть одинаково эффективен для первоклассника и выпускника. Без адаптации содержания и методов к ведущему типу деятельности он обречен на поверхностное восприятие.
Третий риск – перекос в сторону когнитивного компонента в ущерб эмоциональному и поведенческому. Знания о ценности патриотизма, не подкрепленные реальными делами и переживаниями, остаются мертвым грузом.
Перспективным путем преодоления этих рисков является:
Интеграция воспитательного компонента в предметное обучение. Урок истории, литературы, обществознания, даже химии и физики может и должен работать на формирование идентичности, раскрывая вклад российских ученых, связь науки с решением государственных задач.
Смещение акцента с мероприятий на среду. Создание в школе атмосферы уважения, доверия, сотрудничества, где ценности проживаются, а не декларируются. Школьное самоуправление, система наставничества, клубная работа – все это элементы воспитывающей среды.
Опора на проектные технологии. Социальные, исследовательские, культурные проекты, позволяющие подростку и старшекласснику не просто узнать о проблеме, а реально повлиять на нее в масштабах своего двора, школы, района. Это формирует тот самый поведенческий компонент идентичности и чувство личной ответственности.
Подготовка и поддержка педагога. Учитель сегодня – ключевая фигура в этом процессе. Он должен быть не транслятором информации, а фасилитатором, модератором сложных дискуссий, носителем тех ценностей, которые он пропагандирует. Это требует от него высокого уровня рефлексии, психологической устойчивости и глубоких гуманитарных знаний.
Заключение
Формирование российской гражданской идентичности в современной школе – это сложный, многогранный процесс, находящийся на стыке педагогики, психологии, социологии и политологии. Его успешность определяется не столько количеством проведенных патриотических мероприятий, сколько способностью образовательной системы создать условия для целостного, осмысленного и эмоционально насыщенного проживания ценностей гражданственности и патриотизма на каждом возрастном этапе.
Уникальность российского опыта заключается в попытке построения целостной государственной системы воспитания, сочетающей традиционные коллективистские основания российской ментальности с современными требованиями к развитию критически мыслящей, инициативной и социально ответственной личности. Преодоление рисков формализации и догматизма требует от педагогического сообщества тонкого понимания психологических механизмов личностного развития и готовности к диалогу с новым поколением на языке смыслов и деяний, а не лозунгов и предписаний. Дальнейшие исследования должны быть сосредоточены на оценке эффективности конкретных воспитательных практик и разработке дифференцированных моделей психолого-педагогического сопровождения процесса становления гражданской идентичности у различных категорий обучающихся.
Автор(ы): Байкина Диана Евгеньевна
Приложения: