Игра в жизни ребенка
Бородина Алена Игоревна
Дидактическая игра в детском саду.
Одним из лучших методов обучения дошкольников, используемые в детском саду, является дидактическая игра.
Дидактическая игра - одна из разновидностей игр с правилами, участвуя в которой ребенок должен решить задачу, поставленную перед ним, соблюдая необходимые для этого правила. Благодаря такой игре ребенок познает что-то новое, доступное его возрастному развитию. Дидактическая игра осуществляет несколько функций:
- Обучает (помогает понять, что и как нужно делать)
- Организует (помогает соблюдать порядок в игре)
- Дисциплинирует (помогает понять свои права и обязанности)
В старшем дошкольном возрасте дети – уже знатоки многих игр, которые сами с удовольствием модифицируют. Им важна, не столько наглядность, как словесное объяснение правил игры. Так же, дети нуждаются в элементах новизны, со стороны игрового материала.
По содержанию игры подразделяют на:
- Математические (формируют математические представления)
- Сенсорные (помогают различать предметы по признакам)
- Речевые (развивают речь дошкольников)
- Музыкальные (развивают музыкальный слух, прививают музыкальную грамотность)
- Природоведческие (помогают реально понять окружающий мир)
- Изобразительные (знакомят с изобразительной детальностью)
Примеры дидактических игр:
Математическая игра «Вчера, сегодня, завтра» рис.1
Цель: закреплять понятия вчера, сегодня, завтра
Ход игры: взрослый кидает ребенку мяч и спрашивает, ты был на рыбалке? Ребенок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда?»
Например:
Мы пойдем в садик ... (завтра)
Пойдем в музей ... (сегодня)
Дождик прошел … (вчера)
Сенсорная игра «Похож, не похож» рис.2
Цель: учить детей сравнению предметов, нахождению сходства по цвету, форме, величине, материалу.
Ход игры: сказать ребенку, что сейчас мы поиграем в интересную игру «Похож – не похож». Напомнить о том, что нас окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем не похожих. Поставить игровую задачу: сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по цвету, форме, величине, материалу.
Речевая игра «Скажи по-другому» рис.3
Цель: формировать умение подбирать синонимы, развивать словарный запас.
Ход игры: объяснить ребенку, что синонимы слова близкие по смыслу, взрослый называет слово, ребенок слово обозначающее одно, и тоже. Например: блестящий – яркий, дети – ребята, метель – вьюга, добрый – хороший.
Музыкальная игра «На чем играю»
Цель: развивать тембровый слух
Ход игры: взрослый играет по очередности, на разных музыкальных инструментах (бубен, ксилофон, ложки, пианино) ребенок по звучанию должен, отгадать какой инструмент звучит. Для достижения большего результата можно провести предварительную работу, в форме видео – презентации музыкальных инструментов и их звучания.
Природоведческая игра по экологическому воспитанию
«Береги живое» рис.4
Цель: обращать внимание ребенка на то, что надо беречь окружающую нас среду
Ход игры: взрослый показывает картинку, а ребенок должен объяснить какая ситуация на ней изображена и как ее избежать.
Игра по изобразительной деятельности «Чего на свете не бывает?»
Цель: развивать творческое воображение, фантазию
Ход игры: взрослый предлагает ребенку, нарисовать то, чего на свете не бывает. Затем совместно с ребенком обсудить, что изображено на рисунке, и действительно ли, ли это не встречается в жизни
Автор(ы): Бородина Алена Игоревна
Приложения: