Природный материал – кладовая для развития детского творчества

Иванова Наталия Николаевна

Осень всегда удивляет своим разнообразием: новыми красками, пасмурностью и солнцем, дождиком и ясной погодой, теплом и прохладой. Осень всегда вдохновляла на творчество писателей, и поэтов, художников и композиторов. И детей в детском саду тоже очень радует и вдохновляет на творчество. Природный материал – это вещества, предметы, сырьё, применяемые для изготовления материальных благ и сохраняющие свои свойства после их обработки. К природным материалам относятся кора дерева, мох, древесина, корни деревьев, жёлуди, семена, стебли злаковых растений, древесные грибы и многое другое. Природный материал - кладовая для развития детского творчества. Природные материалы, обладают низким уровнем токсичности и не наносят вред окружающей среде при производстве, использовании, особенно для детей. Богат и разнообразен природный мир нашей страны. Любовь к родному краю призывает людей беречь природу, охранять и приумножать её богатства. С самого раннего детства следует воспитывать в детях умение видеть в окружающей нас природе её красоту, научить детей бережно к ней относиться. Природа – это богатая мастерская для творчества. Художественное творчество с использованием природных материалов один из путей приобщения детей к природе. Дошкольников необходимо учить использовать природный материал в работе по изготовлению различных поделок, игрушек, картин. С этой целью мы создали, природную мастерскую. В природной мастерской, всё интересно и необычно: много ароматных шишек, пахнущих смолой, засушенные цветы и листочки разных цветов, мох, травинки. В желуде, шишке, каштане таятся образы сказочных героев.  Задача воспитателя помочь детям увидеть эти образы. Что же можно сделать из природных материалов? Панно из веток и листочков, красивые бусы из ягод рябины, рамочку для фотографий, рамочку для зеркала, панно из спилов брёвен, фигурки из коры деревьев.

Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала – труд очень увлекателен, кропотлив, интересен, необычен и очень приятен. Для того чтобы дети могли с большим удовольствием мастерить поделки, необходимо развивать фантазию, сообразительность, выдумку, добрые чувства, а с овладением навыка приходит и ловкость в работе, это очень способствует формированию ручных умений и навыков.

Листья – интересный и нужный материал для изготовления красивых картин и панно. Листья бывают самых разнообразных форм и расцветок. Листья клёна и дуба можно применить, как парус для яхты, плота, кораблика, а также можно применить их, как мордочки диких или домашних животных, крыльев птиц и бабочек, плавников рыб. Для сохранения и последующего использования их необходимо правильно заготовлять. Для этого собранные листья растений кладут между бумажными листами и проглаживают тёплым утюгом, после этого можно переложить плотными листами бумаги или тонким картоном и положить сверху груз.

Труд по изготовлению поделок из засушенных листочков способствует развитию личности, удовлетворяют любознательность, и создают благоприятный эмоциональный настрой, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой картины или поделки, очень важны для общего развития. Под руководством взрослого, ребёнок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. При этом у ребёнка формируется целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

На прогулке со взрослыми, дети насобирали красивых, осенних, разнообразных листочков, подолгу рассматривали собранные экземпляры, сравнивали листочки разных цветов, любовались интересными и разнообразными листочками с разных деревьев и кустов.

Огромное влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления, фантазии. Можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, цвет, форму, твердость, хрупкость, пластичность, познаёт простейшие способы его обработки, совершенствуют свои конструктивные способности. придумывают способы изготовления, а затем, после усвоения этого процесса, работа усложняется, детям показывают рисунок или фотографию изготавливаемого пейзажа, и наконец, они располагают на листе бумаги собранные, подготовленные, высушенные листочки, по собственному замыслу. Занимательность работы по изготовлению шедевров из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Детки, совместно с педагогом, смастерили в группе совместное большущее панно из листочков, в разнообразной цветовой гамме, назвали «Осенний лес». Выполнили предложенную работу в детском саду, в свободные режимные моменты.

А также было предложено домашнее задание: сделать общую семейную поделку на выставку в детский сад, ведь совместная деятельность родителей с детьми положительно влияет на развитие ребёнка: повышает его уверенность в себе, стимулирует познавательную активность и творчество. А также укрепляет доверительные отношения в семье. Наш детский сад старается активно взаимодействовать с родителями воспитанников, а родители, в свою очередь, радостно откликаются. На выставке из природного материала, огромное количество необычных, талантливо выполненных, наикрасивейших, шедевральных работ.

Ребята и их родители с увлечением мастерили свои сказочные работы. В работе применялись самые разнообразные природные материалы.

Совместное творчество стимулирует всестороннее развитие ребёнка, помогает раскрыть свои интересы и таланты, учит ребёнка сотрудничать, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, что способствует развитию его эмоциональной сферы.

Я думаю, что талантливых детей, не бывает!!!

 


Автор(ы): Иванова Наталия Николаевна
Приложения: