Нетрадиционные техники рисования,
как средство развития речи у детей
Бертова Людмила Владимировна
Речь для человечества – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. В современном дошкольном образовании речь рассматривается, как одно из направлений развития детей, так как от уровня овладения речью зависит умение выстраивать взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, общее интеллектуальное развитие.
Мелкая моторика рук развивается уже с самых первых месяцев жизни ребёнка, когда родители направляют кроху, обеспечивая жадный до энергии и активности мозг, который нуждается во впечатлениях. Но важными и значимыми являются не только первые годы жизни, хотя ранние опыт и впечатления на самом деле закладывают основу развития личности.
Любые действия, с которыми родители ежедневно помогают справиться ребёнку, прямым образом отражаются в том, будет ли у ребёнка и в дальнейшем природная любознательность, сможет ли ребёнок совершенствовать интеллектуальные способности, сможет ли ребёнок уверенно чувствовать себя в новых для него ситуациях.
Дошкольное детство является возможностью помочь ребенку стать тем, кем он может стать в будущем. Психологами было замечено, что мозг ребёнка развивает любое внимание к нему. Внимание вынуждает мозг обрабатывать информацию, а как следствие развиваться.
Задачей педагогов является донесение до родителей значения игр, которые развивают мелкую моторику. Для того чтобы у ребёнка появился интерес, необходимо помочь ему овладеть новой информацией, превратив обучение в игру, ни как не нужно отступать, если задания покажутся трудными, не нужно забывать хвалить ребёнка. Педагоги должны постоянно, советовать родителям чаще, играть с детьми в развивающие игры.
Уровень развития речи у детей заметно снизилось. Это во многом связано со слабым развитием моторики рук. Поэтому немало важно в работе с детьми стало развитие речи дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования.
Большое значение в развитии мелкой моторики рук имеет, именно художественное творчество, в процессе которого ребёнок осуществляет действия с различными материалами и инструментами, позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, что влияет на речь ребенка. Чем раньше начать работу по развитию мелкой моторики рук, тем более вероятен успех в развитии речи ребенка.
Нетрадиционные техники рисования как средство развития речи детей дошкольного возраста, в настоящее время очень актуальна и дает педагогу возможность для творчества.
Нетрадиционное рисование является толчком для развития творчества, воображения, толчком для проявления инициативы, самостоятельности, выражения индивидуальности. Каждая техника как маленькая игра, которая доставляет ребёнку положительные эмоции. Такое рисование нисколько не утомляет дошкольника, наоборот, у малыша высокая работоспособность и активность сохраняется в течение всего времени рисования.
Чтобы, достичь результатов нужно, ставить, следующие задачи:
·Развивать способность к речевому и художественному выражению своих чувств, мыслей и идей;
·Развивать словарный запас детей за счет углубленного погружения в художественно-эстетическую сферу деятельности;
·Развивать способность к диалогу в совместной художественно-эстетической деятельности;
·Развивать мотивацию к общению, взаимодействию в художественно-эстетической деятельности, преобразованием окружающего мира;
·Формировать способность адекватно оценивать свое творчество и сверстников;
·Формировать представления о разнообразных способах речевого и художественного выражения своих мыслей, чувств и идей;
·Способность развитию творческой активности детей, проявлению инициативы в общении, речевом творчестве, художественной деятельности.
Немало важно тщательно отнестись к созданию условий для результатов. Нужно создать необходимую развивающую предметно-пространственную среду. Которая бы обеспечивала проявление творческой инициативы детей, возможность ребенку самостоятельно выбирать содержание собственного образования. Имеющийся материал можно расположить таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам. Выбирая игрушки, пособия, проявлять свое творчество, реализовывать свои замыслы.
Каждая совместная деятельность – это маленькая игра, цель которой - развивать у детей речь, воображения, образное мышления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы.
Можно использовать, например, несколько методов рисования:
-Рисование пальчиками
-Рисование ладошкой
-Монотипия предметная
-Монотипия пейзажная
-Кляксография
Ещё особое внимание уделяется использованию художественного слова при создании рисунков, дети учатся отвечать на вопросы, формируют практические умения, развивают речь.
Дети лучше усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми, так как они выполняют главную роль наглядной опоры для речевых упражнений.
В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Различные виды изобразительного искусства благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности.
В процессе обучения детей нетрадиционным техникам рисования у них появляется уверенность, смелость, свобода владения материалами. Ребенок раскрепощается, он уже не боится, что у него что-то не получится.
Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изо деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.
Нетрадиционные техники оказывают огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка, и прежде всего на его эстетическое развитие, развитие образной речи. Важно в дошкольном возрасте подвести ребенка к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства и обязательно развивать речь.
Список литературы.
1.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Москва, 2000
2.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Москва, 2007
3.Доронова Т.Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности» Москва, Школа – Пресс, 2005
4.Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)/
5.Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы во второй младшей группе детского сада. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2012г/
6.Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?// Дошкольное воспитание, 2005, № 2
7.Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Москва, 2010
8.Михалюта, И. Значение нетрадиционной техники рисования в детском саду [Электронный ресурс]. URL: http://www.maam.ru (дата обращения: 20.03.2018).
9.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Санкт-Петербург, 2008.
10.Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева — М.: Академия, 2001. — 336 с.
Автор(ы): Бертова Людмила Владимировна
Приложения: