Методическая разработка занятия в 1 классе
Путешествие в Книжное царство, Премудрое государство. Знакомство с библиотекой
Новицкая Лариса Александровна
Цели:
1. Ознакомить с базовыми понятиями библиотечно-библиографических знаний (библиотека, абонент, читальный зал и т.д.)
2. Ознакомить детей с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгой.
Задачи:
1. Привлечь детей к регулярному посещению школьной библиотеки;
2. Пробудить желание самостоятельно читать книги;
3. Развивать внимание и память первоклассников.
Оборудование:
1. Растяжка «Добро пожаловать в Книжное царство, Премудрое государство»
2. Костюм кота Матроскина
3. Книги Э. Успенского про кота Матроскина
4. Плакатики: «Читатели», «Библиотекарь», «Абонемент», «Читальный зал»
5. Знаки (круглые по типу дорожных, запрещающих) «нельзя бегать», «нельзя шуметь», «нельзя разбрасывать книги»
6. Правила кота Матроскина
Форма занятия:
1. Путешествие по библиотеке
2. Беседа
3. Инсценировка Правил поведения в библиотеке
4. Чтение Правил кота Матроскина
5. Рассматривание и выбор книг
Ход урока:
1. Вступительное слово библиотекаря
2. Беседа «Что такое библиотека»
3. Путешествие по библиотеке
4. Инсценировка правил поведения
5. Знакомство с Правилами пользования
6. Итог урока. Рассматривание и чтение книг.
Ход занятия
Урок проводит библиотекарь вместе мальчиком в костюме кота Матроскина.
Библиотекарь
В классе
Здравствуйте, ребята! В нашей школе есть помещение совершенно непохожее на другие. Это не столовая и не спортивный зал.
Это Книжное царство, Премудрое государство, в котором живут книги! Туда мы и отправляемся!
Перед дверью
В Книжное царство не принято вваливаться толпой, с шумом и гамом. Книги любят тишину!
Дети заходят и рассаживаются.
Библиотекарь: Итак, ребята, вы пришли в библиотеку. Сегодня вы станете читателями нашей библиотеки, жителями нашего Книжного царства, Премудрого государства.
Есть страна чудесная на свете,
Ее Библиотекою зовут.
Сюда приходят взрослые и дети,
Потому что книги здесь живут.
Что же означает слово «библиотека»?
Слово «библиотека» – иностранное, греческое. Состоит из двух частей: «библио» – в переводе означает «книга», «тека» переводится как «хранилище». Значит, библиотека – дом, где хранятся книги. Но книги в библиотеке не просто хранятся, они здесь живут и ходят в гости к своим читателям. Ведь книга – лучший друг всех, кто любит читать.
А вы любите читать?
Посмотрите вокруг! Сколько здесь книг. И каждая может рассказать вам интересную историю или сказку, познакомить с новыми людьми, и не только с людьми. Вот сегодня у нас в гостях многим вам знакомый кот Матроскин из сказок Эдуарда Успенского.
Выходит кот Матроскин со стопкой книжек Э. Успенского про дядю Федора.
Матроскин: Я рад с вами познакомиться, ребята. Я вообще люблю знакомиться. Ведь я такой красивый.
Посмотрите, каким меня нарисовал художник в этой книге. Книга называется «Дядя Федор, пес и кот». (Показ книги).
А вот в этой книге «Зима в Простоквашино» я подметаю пол. (Показ) Я очень хозяйственный, ребята. В этой книге я маляр. (Показ) Я все умею делать. Здесь я грибник (Показ). Вон сколько грибов сушится. А все я! Все я один по хозяйству хлопочу.
Библиотекарь: Ладно, Матроскин, ты можешь долго о себе рассказывать, но мы должны показать ребятам библиотеку.
Матроскин: Да-да, конечно! Но вы, ребята, обязательно прочитайте эти книги обо мне.
Библиотекарь: В библиотеке, ребята, книги бесплатно берут домой почитать. И все, кто приходит в библиотеку называются «Читателями».
Матроскин выставляет плакатик «Читатели».
Матроскин: Кто хочет стать читателем – поднимите руки! Вот как здорово, сколько еще народу добавиться в нашем книжном царстве.
Библиотекарь: Матроскин, очень некрасиво перебивать взрослых.
Матроскин: Не сердитесь Л.А. Хотите, я расскажу одно хорошее стихотворение о Вас.
Библиотекарь: Обо мне? Кто-то обо мне написал стихотворение?
Матроскин: Стихотворение не лично о Вас, оно о тех, кто работает в библиотеке. О самых главных людях в книжном царстве. Интересно, ребята, знают, как называется главный человек в библиотеке? (Ответы детей)
Матроскин: Правильно, библиотекарь!
Матроскин показывает плакатик «Библиотекарь», при этом декламируя стихотворение:
Каких профессий только нет
Художник, повар и поэт
Учитель, доктор и аптекарь,
Но есть еще библиотекарь.
Волшебник в мире книг живет,
Все для читателя найдет.
В библиотеку мы идем,
Как в наш родной любимый дом.
Матроскин: Л.А. – наш библиотекарь, самый главный человек над книгами.
Библиотекарь: Спасибо, Матроскин, за чудесное стихотворение. Давайте, ребята, дальше знакомиться с библиотекой. Обычно библиотека делится на два помещения. Первое «Абонемент».
Матроскин показывает плакатик «Абонемент».
Библиотекарь: Что такое абонемент? Это место, где книги выдают читать домой. Вот здесь у нас абонемент для начальной школы. Все эти книги можно взять домой, но только на время. Прочитал книгу и надо сдать ее обратно в библиотеку, потом можно взять другую.
Книги здесь стоят рядами
Полка к полке – посмотри!
Корешки пестрят цветами
Красный, жёлтый, раз, два, три.
Все стоят по алфавиту:
«А» - Астафьев, «Б» - Бажов.
Можешь ты домой их взять,
Только, чур – вернуть назад!
Еще одно помещение в библиотеках – «Читальный зал».
Матроскин показывает плакатик «Читальный зал»
Библиотекарь: Вот здесь у нас маленький читальный зал. Для чего нужен читальный зал? В библиотеке есть книги, которые не выдаются на дом. Это словари, справочники, просто очень ценные книги. Они могут понадобиться читателям в любой день и должны быть всегда под рукой.
Матроскин: (показывает журналы) А для вас в нашем читальном зале есть журналы «3/9 царство», «Коллекция идей», и мой любимый журнал «Простоквашино».
Библиотекарь: Итак, ребята, что такое абонемент? Что такое читальный зал?
(Ответы детей)
Библиотекарь: Путешествуем дальше. (Экскурсия по библиотеке). Показ детского абонемента.
Далее рассказ о главном столе библиотекаря. Формуляр книжный, формуляр читательский и т.д.
Библиотекарь: С библиотекой вы познакомились, давайте теперь поговорим о правилах поведения читателей в библиотеке. У нас действуют три основных правила:
1. Не бегать!
Матроскин показывает знак.
2. Не шуметь!
Матроскин показывает знак.
3. Не разбрасывать книги!
Матроскин показывает знак.
Книги любят тишину!
Библиотекарь: Но читатели должны еще знать правила пользования библиотекой.
Вот здесь у нас есть этот серьезный документ. А для вас самых маленьких читателей есть Правила кота Матроскина.
Матроскин: Чтобы книги долго жили и радовали читателей их надо беречь, не мять, не рвать, не разрисовывать. И я придумал для вас Правила пользования книгами. Сейчас я вам прочитаю их, запоминайте, если хотите быть читателями.
Матроскин читает Правила кота Матроскина.
Библиотекарь: Спасибо, Матроскин. Теперь ребята знают, как нужно обращаться с книгами.
Матроскин: Особенно берегите, ребята книги обо мне. Ведь так неприятно, когда тебе на нос посадят какое-нибудь пятно.
Библиотекарь: Вы так много сегодня узнали. Осмотрели всю библиотеку. Знаете, как себя вести в библиотеке, как нужно обращаться с книгами. И сейчас вы можете посмотреть книги, если захотите, возьмете домой почитать. Не забудьте книги потом надо вернуть. Срок 15 дней!
Выбор книг
Библиотекарь: Пора отправляться в обратный путь, в класс.
Матроскин: Понравилось вам, ребята в библиотеке? Все книжку ждут вас. Приходите почаще. До свидания.
Автор(ы): Новицкая Лариса Александровна
Приложения: