Методическая разработка занятия в 1 классе

Путешествие в Книжное царство, Премудрое государство. Знакомство с библиотекой

Новицкая Лариса Александровна

Цели:

1. Ознакомить с базовыми понятиями библиотечно-библиографических знаний (библиотека, абонент, читальный зал и т.д.)

2. Ознакомить детей с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгой.

Задачи:

1. Привлечь детей к регулярному посещению школьной библиотеки;

2. Пробудить желание самостоятельно читать книги;

3. Развивать внимание и память первоклассников.

Оборудование:

1. Растяжка «Добро пожаловать в Книжное царство, Премудрое государство»

2. Костюм кота Матроскина

3. Книги Э. Успенского про кота Матроскина

4. Плакатики: «Читатели», «Библиотекарь», «Абонемент», «Читальный зал»

5. Знаки (круглые по типу дорожных, запрещающих) «нельзя бегать», «нельзя шуметь», «нельзя разбрасывать книги»

6. Правила кота Матроскина

Форма занятия:

1. Путешествие по библиотеке

2. Беседа

3. Инсценировка Правил поведения в библиотеке

4. Чтение Правил кота Матроскина

5. Рассматривание и выбор книг

Ход урока:

1. Вступительное слово библиотекаря

2. Беседа «Что такое библиотека»

3. Путешествие по библиотеке

4. Инсценировка правил поведения

5. Знакомство с Правилами пользования

6. Итог урока. Рассматривание и чтение книг.

Ход занятия

Урок проводит библиотекарь вместе мальчиком в костюме кота Матроскина.

Библиотекарь

В классе

    Здравствуйте, ребята! В нашей школе есть помещение совершенно непохожее на другие. Это не столовая и не спортивный зал.

Это Книжное царство, Премудрое государство, в котором живут книги! Туда мы и отправляемся!

Перед дверью

     В Книжное царство не принято вваливаться толпой, с шумом и гамом. Книги любят тишину!

Дети заходят и рассаживаются.

Библиотекарь:  Итак, ребята, вы пришли в библиотеку. Сегодня вы станете читателями нашей библиотеки, жителями нашего Книжного царства, Премудрого государства.

          Есть страна чудесная на свете,

          Ее Библиотекою зовут.

          Сюда приходят взрослые и дети,

          Потому что книги здесь живут.

Что же означает слово «библиотека»?

Слово «библиотека» – иностранное, греческое. Состоит из двух частей: «библио» – в переводе означает «книга», «тека» переводится как «хранилище». Значит, библиотека – дом, где хранятся книги. Но книги в библиотеке не просто хранятся, они здесь живут и ходят в гости к своим читателям. Ведь книга – лучший друг всех, кто любит читать.

    А вы любите читать?

Посмотрите вокруг! Сколько здесь книг. И каждая может рассказать вам интересную историю или сказку, познакомить с новыми людьми, и не только с людьми. Вот сегодня у нас в гостях многим вам знакомый кот Матроскин из сказок Эдуарда Успенского.

Выходит кот Матроскин со стопкой книжек Э. Успенского про дядю Федора.

Матроскин: Я рад с вами познакомиться, ребята. Я вообще люблю знакомиться. Ведь я такой красивый.

Посмотрите, каким меня нарисовал художник в этой книге. Книга называется «Дядя Федор, пес и кот». (Показ книги).

А вот в этой книге «Зима в Простоквашино» я подметаю пол. (Показ) Я очень хозяйственный, ребята. В этой книге я маляр. (Показ) Я все умею делать. Здесь я грибник (Показ). Вон сколько грибов сушится. А все я! Все я один по хозяйству хлопочу.

Библиотекарь: Ладно, Матроскин, ты можешь долго о себе рассказывать, но мы должны показать ребятам библиотеку.

Матроскин: Да-да, конечно! Но вы, ребята, обязательно прочитайте эти книги обо мне.

Библиотекарь: В библиотеке, ребята, книги бесплатно берут домой почитать. И все, кто приходит в библиотеку называются «Читателями».

Матроскин выставляет плакатик «Читатели».

Матроскин: Кто хочет стать читателем – поднимите руки! Вот как здорово, сколько еще народу добавиться в нашем книжном царстве.

Библиотекарь: Матроскин, очень некрасиво перебивать взрослых.

Матроскин: Не сердитесь Л.А. Хотите, я расскажу одно хорошее стихотворение о Вас.

Библиотекарь: Обо мне? Кто-то обо мне написал стихотворение?

Матроскин: Стихотворение не лично о Вас, оно о тех, кто работает в библиотеке. О самых главных людях в книжном царстве. Интересно, ребята, знают, как называется главный человек в библиотеке? (Ответы детей)

Матроскин: Правильно, библиотекарь!

Матроскин показывает плакатик «Библиотекарь», при этом декламируя стихотворение:

Каких профессий только нет

Художник, повар и поэт

Учитель, доктор и аптекарь,

Но есть еще библиотекарь.

Волшебник в мире книг живет,

Все для читателя найдет.

В библиотеку мы идем,

Как в наш родной любимый дом.

Матроскин: Л.А. – наш библиотекарь, самый главный человек над книгами.

Библиотекарь: Спасибо, Матроскин, за чудесное стихотворение. Давайте, ребята, дальше знакомиться с библиотекой. Обычно библиотека делится на два помещения. Первое «Абонемент».

Матроскин показывает плакатик «Абонемент».

Библиотекарь: Что такое абонемент? Это место, где книги выдают читать домой. Вот здесь у нас абонемент для начальной школы. Все эти книги можно взять домой, но только на время. Прочитал книгу и надо сдать ее обратно в библиотеку, потом можно взять другую.

Книги здесь стоят рядами

Полка к полке – посмотри!

Корешки пестрят цветами

Красный, жёлтый, раз, два, три.

Все стоят по алфавиту:

«А» - Астафьев, «Б» - Бажов.

Можешь ты домой их взять,

Только, чур – вернуть назад!

Еще одно помещение в библиотеках – «Читальный зал».

Матроскин показывает плакатик «Читальный зал»

Библиотекарь: Вот здесь у нас маленький читальный зал. Для чего нужен читальный зал? В библиотеке есть книги, которые не выдаются на дом. Это словари, справочники, просто очень ценные книги. Они могут понадобиться читателям в любой день и должны быть всегда под рукой.

Матроскин: (показывает журналы) А для вас в нашем читальном зале есть журналы «3/9 царство»,  «Коллекция идей», и мой любимый журнал «Простоквашино».

Библиотекарь: Итак, ребята, что такое абонемент? Что такое читальный зал?

(Ответы детей)

Библиотекарь: Путешествуем дальше. (Экскурсия по библиотеке). Показ детского абонемента.

Далее рассказ о главном столе библиотекаря. Формуляр книжный, формуляр читательский и т.д.

Библиотекарь: С библиотекой вы познакомились, давайте теперь поговорим о правилах поведения читателей в библиотеке. У нас действуют три основных правила:

1. Не бегать!

Матроскин показывает знак.

2. Не шуметь!

Матроскин показывает знак.

3. Не разбрасывать книги!

Матроскин показывает знак.

Книги любят тишину!

Библиотекарь: Но читатели должны еще знать правила пользования библиотекой.

Вот здесь у нас есть этот серьезный документ. А для вас самых маленьких читателей есть Правила кота Матроскина.

Матроскин: Чтобы книги долго жили и радовали читателей их надо беречь, не мять, не рвать, не разрисовывать. И я придумал для вас Правила пользования книгами. Сейчас я вам прочитаю их, запоминайте, если хотите быть читателями.

Матроскин читает Правила кота Матроскина.

Библиотекарь: Спасибо, Матроскин. Теперь ребята знают, как нужно обращаться с книгами.

Матроскин: Особенно берегите, ребята книги обо мне. Ведь так неприятно, когда тебе на нос посадят какое-нибудь пятно.

Библиотекарь: Вы так много сегодня узнали. Осмотрели всю библиотеку. Знаете, как себя вести в библиотеке, как нужно обращаться с книгами. И сейчас вы можете посмотреть книги, если захотите, возьмете домой почитать. Не забудьте книги потом надо вернуть. Срок 15 дней!

Выбор книг 

Библиотекарь: Пора отправляться в обратный путь, в класс.

Матроскин: Понравилось вам, ребята в библиотеке? Все книжку ждут вас. Приходите почаще. До свидания.


Автор(ы): Новицкая Лариса Александровна
Приложения: