Методическая разработка
Формирование ценностного отношения к человеку,
подарившему тебе жизнь через внеклассное мероприятие
для детей младшего и среднего школьного возраста
Мурашева Лариса Ивановна,
воспитатель интерната СПб ГБПОУ
«Академии танца Бориса Эйфмана»
Цель: формирование ценностного отношения к матери - человеку, подарившему нам жизнь; воспитание любви и уважения к женщине; создание условий для нравственного становления личности и формирование ценностей по отношению к близким людям; создание предпраздничного настроения.
Задачи:
1.обобщить знания, полученные ранее, о международном празднике «День матери»;
2.побудить воспитанников выражать благодарность своим матерям (бабушкам) за заботу через продуктивную деятельность (творчество); способствовать сближению детей и родителей; воспитывать чуткое, доброе отношение к женщине – Матери; развить у детей чувства любви и уважения к самому близкому человеку – маме (бабушке);
3.способствовать развитию творческих способностей обучающихся; усовершенствовать умения и навыки поиска нужной информации; развивать творческие способности учащихся, выразительную речь.
Вид занятия: внеклассное мероприятие с проведением Акции «Позвони маме!» (Цель акции «Позвони маме» — поддержать традиции бережного отношения к матери, укрепить семейные ценности и устои, подчеркнуть особое место в нашей жизни самого главного человека – мамы
Место проведения: игровая комната на этаже интерната (кабинет)
Оборудование: ПК, мультимедийная доска, передвижная доска-стенд, растяжка с прищепками.
Материалы: мультимедийные заставки, видеофильм (снятый по теме заранее), фонограммы и запись песен про маму, музыкальные темы и стихотворения, открытки для поздравления гостей (заранее изготовленные), сценарий, семейные фотографии, рисунки и поделки, плакаты и воздушные шарики для оформления.
Предварительная работа с детьми:
1. подбор поэтических текстов, высказываний, песен и музыки;
2. сбор фотографий;
3. создание слайд-шоу из фотографий;
4. занятие по рисованию портретов мамы;
5. оформление выставки рисунков «Портрет моей мамы»;
6. подготовка плакатов, сочинений;
7. изготовление подарков для мам и гостей (открытки, поделки);
8. оформление стендов и украшение игровой;
9. проведение и видеосъёмка Акции «Позвони, маме (бабушке)»;
10. монтаж полной версии видеофильма «Мамам посвящается…».
План мероприятия:
1. Организационный момент
2. «Притча о маме»
3. Беседа с обучающимися
4. Чтение стихотворения «О маме»
5. Выставка рисунков «Портрет моей мамы»
6. Слайд-шоу из фотографий «Всем мамочкам посвящается…»
7. Чтение обучающимися стихотворения о маме: «Нашим мамам»
8. Работа с речевыми облачками «Моя мама – это…»
9. Акция «Позвони маме!»
10. Чтение обучающимися стихотворения о маме: «Не обижайте матерей!»
11. Символ праздника – работа с шаблонами.
12. Продолжение просмотра слайд-шоу из фотографий «Всем мамочкам посвящается…»
13. Вручение открыток гостям (дети их сделали заранее).
14. Символ праздника – работа с шаблонами.
15. Подведение итогов
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Слайд- заставка №1 "С Днем матери!"
1. Организационный момент
(включена видеозапись песни «Я целую твои руки..». Так как эта песня очень любима детьми, то дети тут же подхватывают слова и поют …)
Воспитатель:
- Здравствуйте ребята и наши гости.
Сегодня мы проводим внеклассное занятие на совершенно особую тему. И звучит она так: «Спасибо, Мама!».
Слайд- заставка №2 "Спасибо, Мама!"
- Мы будем говорить о самом дорогом человеке, который не только дал нам жизнь, но и всегда думает о нас, заботится, помогает, защищает, любит и верит в нас. Мы будем говорить… (дети подсказывают) о маме.
Воспитатель: …От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме...
- Нет, наверное, ни одной страны, где бы ни отмечали День Матери.
Воспитатель: - Подскажите, пожалуйста, что вы знаете об этом празднике? (выслушивает и подытоживает ответы детей)
- В России День Матери стали отмечать сравнительно недавно. Этот праздник установлен Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельциным «О Дне Матери» 30 января 1998 года. Согласно этому Указу он празднуется ежегодно в последнее воскресенье ноября. В этом году мы будем поздравлять своих мам 24 ноября.
- Наше занятие я хочу начать с притчи.
2. «Притча о маме»
(рассказывает воспитатель):
За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ребенок задумался, затем сказал снова:
- Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.
Бог ответил:
- Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
- Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? – спросил ребенок, пристально глядя на Бога.
- Твой ангел будет говорить на твоем языке.
Затем ребенок спросил:
- Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?
- Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
В этот момент с Земли стали доноситься голоса и ребенок в спешке спросил:
- Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?
- Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама.
Слайд- заставка №3 «Мама!"
3. Беседа с обучающимися
Вопросы:
- Понравилась вам притча?
- Ребята, как вы обращаетесь к своей маме?
(Примерные ответы обучающихся: Мама, мамочка, мамуля...)
- Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым мы называем самого дорогого человека.
- Что мы вспоминаем при слове «Мама»?
(Примерные ответы обучающихся: Мамин голос, руки, глаза …)
4. Чтение обучающимися стихотворения о маме:
Чтец №1
· А сегодня день у нас особый,
Самый лучший праздник - праздник мам!
Праздник самый добрый, самый нежный.
Он, конечно, дорог очень нам!
Чтец №2
· На свете добрых слов немало,
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов простое слово: “мама”
И нету слов дороже, чем оно.
Чтец №3
· Родиться стоит поздно или рано
Хотя бы для того на этот свет,
Чтоб вымолвить впервые слово “МАМА”,
Которого священней в мире нет.
Чтец №4 (отр. Из стихотворения «Берегите матерей», Р.Гамзатов)
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
И, моей не подчиняясь воле,
Рвется к звездам, ширится окрест…
Музыкою радости и боли
Он гремит — души моей оркестр.
Но когда скажу я, как впервые,
Это Слово-Чудо, Слово-Свет, —
Встаньте, люди!
Павшие, живые!
Встаньте, дети бурных наших лет!
5. Выставка рисунков «Портрет моей мамы».
Воспитатель:
- Самое прекрасное слово на Земле "мама". Это первое слово, которое произносит человек. На всех языках мира оно звучит одинаково нежно. Сколько тепла таит слово, которым мы называем самого близкого и единственного человека.
-Ребята, а сейчас подойдите к портретам своих мам, которые вы рисовали к этому празднику. Познакомьте нас с вашими мамами. Для этого произнесите имя мамы и по первым буквам слова опишите, используя прилагательные, вашу маму: например, ОЛЯ:
Очаровательная, Любимая, Яркая
Воспитатель: - Вот мы и познакомились с вашими мамами. А сейчас мы познакомимся со всеми мамами ребят нашего этажа.
В наших домашних фотоальбомах, теперь чаще компьютерных, за годы скапливается большое количество фотографий. Мы редко их пересматриваем, так как все время куда-то торопимся. Я сейчас предлагаю вашему вниманию слайд-шоу из фотографий, где вы и ваши мамы. Узнаете ли вы друг друга? Давайте посмотрим.
6. Слайд-шоу из фотографий «Всем мамочкам посвящается…»
(смотрим только часть фото - 2 минуты под чтение стихотворения «Особые сердца» Светлана Теребилина)
Сердца у мам особого размера:
Они умеют грубости вмещать
И на сомненья самой твёрдой верой
Умеют постоянно отвечать.
Сердца у мам особого покроя.
Они способны видеть наперёд.
И обнаружат издали такое,
Что дочери и сыну вред несёт.
В сердцах у мам есть для молитвы крылья.
Они их поднимают над землёй
И помогают прилагать усилья,
Чтоб мир нести в семью любой ценой.
Сердца у мам с особыми рубцами.
То шрамы от немыслимых боёв.
Сам Бог трудился с этими сердцами,
Чтоб в них взрастить великую любовь.
Сердца у мам и красоты особой.
В них музыка и нежность, и покой.
И с каждым годом возрастает проба,
Что ставит Бог на них Своей рукой.
Сердца у мам и с теплотой такою,
Что взрослым сыновьям и дочерям
Порой к ним нужно припадать щекою
И греться, ничего не говоря…
Сердца у мам особого размаха.
Они способны за дитя страдать.
И если нужно голову – на плаху,
Решительно шагнёт такая мать…
Воспитатель: - Что можно сказать о всех мамах, которых вы видели на этих фотографиях? (Примерный ответ: - У них счастливые глаза…)
Глаза – зеркало души. Ведь по глазам можно узнать настроение человека, его самочувствие, отношение к тому, что он видит и слышит. Когда смотришь в глаза мамы, то уходит беспокойство и тревога, веришь: все будет хорошо, потому что рядом – мама.
7. Чтение обучающимися стихотворения о маме: «Нашим мамам посвящается» (автор Александр Гаврюшкин)
Чтец №1
Любому, кто живет на белом свете,
Любить, кто может, думать и дышать,
На нашей грешной голубой планете
Родней и ближе слова нет, чем мать.
Чтец №2
Нам наши мамы, мамочки родные
Сердца и жизни отдадут без слов.
Для нас они воистину святые,
Неважно, что нет нимбов у голов.
Чтец №3
Мы маму вспоминаем, словно Бога,
Коль с нами вдруг случается беда.
Ухабиста, порой судьбы дорога,
Но матери поймут детей всегда.
Чтец №4
Поймут детей и в радости и в горе,
Уберегут родных детей от бед.
С родной лишь мамой по колено море,
Лишь мамин нужен в трудный миг совет.
Чтец №5
Мы разными дорогами шагали
Неважно, сколько зим и сколько лет,
Но истину мы эту все познали:
Родней, чем мама, человека нет.
8. Работа с речевыми облачками «Моя мама – это…»
Воспитатель: - Так какая же ваша мама и кто она для нас?
Перед вами лежат «облачка» со словами. Нужно выбрать каждому и прикрепить на доску под «облачком» «Моя мама - это…» (дети прикрепляют: любовь, поддержка, забота, лучик света, ласка, целый мир, счастье, жизнь). (дети прикрепляют и зачитывают).
9. Акция «Позвони маме!». (заранее была проведена Акция «Позвони маме!» и смонтирован видеоролик)
Воспитатель: - «День матери» – это прекрасная возможность проявить чувства любви и уважения к тем, кто когда-то подарил нам жизнь.
Независимо ни от возраста, ни от социального статуса, ни от национальности, ни от каких-либо других факторов самым главным человеком в жизни для каждого из нас всегда остается мама. К сожалению, в жизненной круговерти мы не всегда можем уделить мамам должное внимание.
В бешеном ритме событий современного человека, порой невозможно найти и пару минут, чтобы позвонить самому родному человеку на земле, человеку, который подарил тебе жизнь, научил разговаривать, ходить и мыслить, мы часто забываем позвонить нашим мамам. И поэтому, я призываю вас в День матери сделать один телефонный звонок маме и сказать ей о своей любви и что она самая лучшая.
(Просмотр видеоролика на 6 минут «Мама, я тебя люблю!»)
Воспитатель: - Ребята, спасибо, что приняли участие в этой Акции. Цель акции «Позвони маме» — поддержать традиции бережного отношения к матери, укрепить семейные ценности и устои, подчеркнуть особое место в нашей жизни самого главного человека – мамы. Нет ничего более простого, как набрать номер родного человека и сказать самые добрые слова, не дожидаясь праздничной даты. Я призываю всех присоединиться к этой акции и позвонить своим мамам, бабушкам, просто сказать «спасибо» и пожелать здоровья! Ведь внимание и забота — то, что для наших мам гораздо важнее подарков! И делать это не только в праздники.
10. Чтение обучающимися стихотворения о маме: «Не обижайте матерей!» (автор Виктор Гин)
Чтец №1
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите
И ей, стоящей у ворот,
Остановившись, помашите.
Чтец №2
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно - малыши
И спорить с этим невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь.
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Чтец №3
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук,
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь.
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Воспитатель: Давайте постараемся поменьше огорчать наших мам. Давайте делать для них каждый день волшебным праздником добра и любви. И пусть почаще лица ваших мам озаряют улыбки.
11. Символ праздника – работа с шаблонами.
Воспитатель: - Кто знает, из вас, какой цветок является символом праздника «День Матери» в России и почему? (выслушать ответы детей…).
- Символ Дня матери в России - незабудка. Этот цветок, как считается, символизирует постоянство, любовь, бескорыстие и искреннюю преданность, традиционно ассоциирующиеся с материнством. Поэтому незабудки часто можно увидеть на открытках, посвященных этому празднику.
Слайд- заставка №4 «Спасибо!"
Воспитатель: - Сегодня мы собрались, чтобы сказать нашим мамам: большое спасибо! Спасибо за их труд! За бессонные ночи у ваших детских кроваток! За терпение во время вашего обучения!
- Перед вами лежат шаблоны цветка «Незабудка», ножницы и фломастеры. Нужно вырезать цветок и на каждом лепестке написать слова благодарности и сказать: «Спасибо» за всё своим мамам…
(повторяем правила работы с ножницами и выполняем работу).
(Обобщаем ответы детей и приклеиваем на доску).
Воспитатель: - От имени всех детей говорим: «Низкий вам поклон, дорогие наши мамочки! СПАСИБО ВАМ ЗА ВСЕ!!!»
12. Продолжение просмотра видеоролика «Фотоальбом»…(2 минуты)
13. Вручение открыток гостям (дети их сделали заранее).
14. Подведение итогов
Слайд- заставка №5 «Спасибо, МАМА!"
Воспитатель:
Желаю всем мамам на этой планете,
Чтоб были здоровы и счастливы дети,
Шутили, смеялись, заливисто пели,
Стремились, старались, учиться хотели.
Чтоб вас уважали, чтоб вам помогали,
А ваши сердца чтоб тревоги не знали.
Пусть дети успехами радуют вас,
Пусть льется свет счастья из маминых глаз.
(дети продолжают петь песню «Я целую твои руки…»)
Воспитатель: - Большое спасибо, ребята, вам за работу и замечательное знакомство с вашими мамами!
Список использованной литературы:
1. Указ президента РФ о Дне матери от 30 января 1998 г. № 120.
2. Поговорки, притча, высказывания, стихи, песни о матери, необходимые для тематического классного часа.
3. Смолина Е. А. 14 нестандартных моделей детского досуга. Оригинальные формы внеклассной работы с учащимися среднего и старшего возраста. – Волгоград: Учитель, 2005.
4. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2021/12/16/stsenariy-dnya-materi-dlya-obuchayushchihsya-11a
5. https://infourok.ru/meropriyatie_posvyaschennoe_dnyu_materi_net_nikogo_rodney_tebya-_mama-126753.htm
- pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-materi/prikolnye-pozdravleniya/4.htm
- www.stihi.ru/2008/01/16/684
8. https://www.uchportal.ru/mothers_day -видеоролики,презентации ,сценарии ко дню Матери
9. https://www.pravmir.ru/stihi-ko-dnju-materi/ - стихи ко дню матери
10. https://infourok.ru/podborka-poslovic-i-pogovorok-o-mame-933182.html - пословицы, поговорки о матери
12. https://bibliokompas.blogspot.com/2017/11/blog-post_26.html -притчи о маме
13. https://novichokprosto-biblioblog.blogspot.com/2013/11/blog-post_24.html#more - в помощь библиотекарю. День матери
15. https://www.liveinternet.ru/users/2518198/post77492526/ - мать и дитя в картинах мастеров
17. https://www.youtube.com/watch?v=ovto4VJBDJ4 -образ матери в живописи
http://vokrugknig.blogspot.com/2020/11/blog-post_27.htm
Автор(ы): Мурашева Лариса Ивановна
Приложения: