Конспект урока обществознания в 11 «Г» классе

Форма государства: форма правления, форма государственного
территориального устройства, политический режим

Герлис Яна Павловна,
учитель обществознания ГБОУ СОШ 291

Разделы: Обществознание (политика)
Класс: 11
Ключевые слова:  Форма государства, государство, форма правления, форма государственно-территориального устройства, политический режим

Цели:
Сформировать представление о: «форме государства», «форме правления», «форме государственно-территориального устройства», «политическом режиме»
выделить признаки понятий;
обобщить и актуализировать ранее изученный материал 
Задачи урока:
образовательные:
- систематизировать знания по трем формам государства: формам правления, государственного устройства, политическому режиму.
развивающие:
- развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия
- работать с текстом заданий маршрутного листа, актуализировать ранее изученный материал;
воспитывающие
- способствовать воспитанию уважительного отношения к демократическим ценностям.
Основные понятия: «форма государства», «форма правления», «форма государственно-территориального устройства», «политический режим», «монархия», «республика», «федерация», «унитарное государство», «конфедерация», «демократический режим», «тоталитарный режим», «авторитарный режим»

Оборудование: доска, маршрутный лист, презентация к уроку.
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.
Личностно значимая проблема: Охарактеризовать через основные признаки форму государства, к которой относится Российская Федерация?
Планируемые результаты:
Личностные: сформировать гражданскую позицию обучающегося как активного и ответственного члена общества; осознание личного вклада в построении устойчивого будущего.
Метапредметные результаты: развить умения анализировать различные источники информации. Формировать и формулировать собственную точку зрения, творчески интерпретировать выводы и результаты аналитической деятельности, схематизация информации.
Предметные: развить умения классифицировать и типологизировать формы государства, типы политических режимов, формы правления и государственно - территориального устройства; уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя источники научного и научно-публицистического характера.

 

Методы и формы обучения: 
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический
Формы: индивидуальная, в парах, фронтальная, групповая.
План урока:
Организация урока.
Постановка цели урока
Что такое форма государства?
Структура формы государства
Форма правления: признаки монархии и республики
Форма государственно – территориального устройства: основные признаки федерации, конфедерации, унитарного государства
Политический режим: отличительные признаки демократии, тоталитаризма, авторитаризма 
Рефлексия.
Ход урока
Презентация на доске. Ребусы по теме «Форма государства». Учитель раздает группам задания с ребусами.
Учитель: Есть интересный афоризм английского философа, публициста, историка и государственного деятеля Френсиса Бэкона: «Сколько бы ни было форм государственного правления, в науках всегда была и будет только одна – форма свободы». 
Как вы понимаете смысл услышанного афоризма?
Как, по ваше мнению, будет звучать название темы нашего урока?
Тема: Форма государства
Давайте определим цель нашего урока. О чем мы сегодня будем говорить?
- о таких значимых политико-правовых категориях, как форма государства, форма правления, форме государственного устройства и политический режим
- о том, какие основные признаки дают нам знание о форме правления государства, его административно-территориальном устройстве и политическом режиме
- о ценности демократических начал Российской Федерации
Учитель: предлагает ученику выйти к доске и нарисовать схему «Форма государства».  Обосновать расположение всех элементов схемы.
Форма государства - порядок образования и структура органов власти, методы её осуществления.

1) - Ребята, сформулируйте в паре с одноклассником определение понятия «форма правления»
Ученики высказывают свои определения.
- Сравним с определением, которое дается на электронной доске.
1. Форма правления - это способ организации верховной государственной власти.
2) Какая форма правления в РФ? Основываясь, на каком признаке, вы так решили?
Основной признак республики:
- Выборность высших органов власти на определенный период.
Учитель: Какое определение республики мы можем дать? Сформулируйте и запишите его.
Республика - форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти. Право на участие в формировании органов власти принадлежит всем или большинству дееспособных граждан государства.
Учитель: Какие виды республик вам известны?
- В президентской республике очень большой властью наделен президент. Он совмещает функции главы государства и правительства, формирует правительство, избирается прямым голосованием.
- В парламентской республике правительство формируется парламентом из представителей тех партий, которые победили на выборах. Правительство отчитывается перед парламентом.
- В смешанной (полупрезидентской) республике присутствуют черты и президентской и парламентской республик. Здесь имеется глава правительства, правительство формируется парламентом.
Учитель: Назовите примеры известных вам республик.
США, РФ, Франция, Германия, Китай, Беларусь, Сербия, Черногория, Словакия, Аргентина, Италия, Польша.

Учитель: А какой признак позволяет нам сделать вывод о том, что государство является монархическим?
Признак монархии: 
- Наследственный характер власти
Монархия - это форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха (главы государства) – и передается по наследству.
Учитель: Какие монархические государства вы знаете?
В Европе: Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Андорра, Бельгия, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия и Швеция.
В Азии: Бутан, Иордания, Камбоджа, Малайзия, Таиланд, Япония, Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия.
В Африке: Лесото, Марокко и Свазиленд.
В Океании: Самоа и Тонга.
Учитель: А какие основные виды монархии вам известны? 
- Абсолютная - вся полнота власти – законодательной, исполнительной, судебной – сосредоточена в руках монарха, а ее происхождение признается божественным.
- Конституционная – форма правления, при которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) и существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент).
- Парламентарная - характеризуется тем, что власть наследственного монарха ограничена представительным органом, парламентом.
- Дуалистическая - характеризуется тем, что парламенту принадлежит законодательная власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, обладая реальными властными полномочиями.
- Теократическая – форма правления, в которой главой государства является глава государственной церкви.

Ученики: отвечают на вопрос опережающего домашнего задания.
Социологический опрос среди учеников 11 классов по теме: «Форма правления».
Опрос показал, какую форму правления предпочитают ребята, как граждане РФ.
- Большинство респондентов (73%) высказалось против монархической формы правления и считают, что республика наиболее подходящая для России форма правления.
- За реставрацию монархии в России высказались 19% опрошенных учеников.
- Воздержались  8%  опрошенных респондентов.
Среди общего числа респондентов (67 человек):
Девушки: 43 человека
Юноши: 24 человека 
Однако, 40% от общего числа респондентов затруднились объяснить (аргументировать) свой выбор.

Учитель:  Ребята, сформулируйте и запишите определение понятия «форма государственного устройства»
Ученики высказывают свои определения.
- Сравним с определением, которое дается на электронной доске.
Форма государственного устройства – способ территориальной организации государства или государств, образующих союз.
Учитель: Как будет звучать определение федерации? Запишите его в маршрутном листе.
Федерация — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
Учитель: Какие признаки федерации мы можем вспомнить и записать?
Признаки федерации:
- две системы высших органов власти
-  субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера например, конституции, уставы 
- субъект федерации не может быть субъектом международных отношений
Какие федеративные государства вы знаете? 
РФ, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Австралия, Мексика, Аргентина, Пакистан

Учитель: Запишите, сколько субъектов  РФ насчитывается на современном этапе?
89 субъектов
Сколько республик в составе РФ?
Республики: 22
Учитель: В чём заключается отличие унитарного государства от федеративного?
Признаки унитарного государства:
- Единая Конституция
- Единые высшие органы государственной власти
-  Единая система законодательства
-  Единое гражданство
-  Единая денежная единица
-  Единый государственный язык
- Составные части не обладают признаками суверенитета.
Учитель: Основываясь на этих признаках, самостоятельно напишите определение унитарного государства.
Унитарное государство – форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.
Назовите примеры унитарных государств:
Италия, Франция, Великобритания, Беларусь, Ватикан, Дания, Испания, Литва, Латвия, Сербия, Казахстан, Китай, Чехия, Финляндия, Венгрия, Болгария, Румыния, Португалия, Хорватия, Швеция, Эстония.
Учитель: В чем сущность конфедерации?
Конфедерация – объединение нескольких суверенных государств для координации совместных действий.
Признаки конфедерации:
-  Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ
-  Отсутствие общих законодательных органов и системы управления
-  Отсутствие общей Конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы
-  Общий конфедеративный орган
-  Право выхода из конфедерации
Учитель: Назовите современные примеры конфедеративных государств:
СНГ, ЕС, Швейцария
Учитель: Давайте вместе подумаем, а какое определение можно дать политическому режиму.

Политический режим – совокупность средств и методов осуществления политической власти.

Учитель: В ваших маршрутных листах есть таблица «Виды политических режимов». В паре с соседом по парте постарайтесь дать характеристику двум недемократическим политическим режимам.

Линия сравнения
Тоталитарный
Авторитарный

Государство
«Всеобщее» государство осуществляет тотальный всеобъемлющий) контроль всех сторон жизни граждан, включая их частную жизнь
Государство жёстко контролирует жизнь общества. Важнейшие политические решения принимаются единолично главой государства

Права и свободы граждан
Декларируются, но не соблюдаются, имеет место произвол властей, массовые репрессии.

Существенно ограничиваются, особенно в политической сфере

Идеология
Единственная, общеобязательная официальная идеология
Доминирование официальной идеологии, другие допускаются

Партийная система
Однопартийная система
Правящая партия огосударствлена / партии могут отсутствовать

Оппозиция
Отсутствует
Ограничена жёсткими рамками

Экономика
Командная экономика
Мощный государственный сектор может сочетаться с рыночной экономикой


Учитель: Давайте сравним ваш результат с таблицей на доске.

У. Черчилль сказал «Демократия – наихудшая из форм правления, если не считать остальных».

Учитель: А какую характеристику можно дать демократическому политическому режиму?

Демократия – от греч. demos –  народ и kratos – власть) –политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа

Признаки демократии:

- Народ формирует законодательные органы власти, выбирает     Президента
- Свободные выборы
- Независимые средства массовой информации
- Многопартийность 
- Гарантированные права и свободы граждан

Виды демократии:
-  Прямая демократия            -  Представительная демократия

Учитель: Приглашает к доске ученика для составления сложного плана по теме: «Форма государства».

Проверяем все вместе составленный на доске сложный план.

Работа в группах:

Учитель: Предлагает ребятам объединиться в группы по 4-5 человек и подумать над вопросом. Каждая группа получает листок с вопросом и должна доказать плюсы и минусы того или иного элемента формы государства.

1 группа
Монархия

2 группа
Республика

3 группа
Федерация

4 группа
Конфедерация

5 группа
Унитарное

6 группа
Демократия

7 группа
Тоталитарное

8 группа
Авторитарное


Учитель: Предлагает ребятам выбрать того, кто будет отвечать от лица группы и говорить о достоинствах и недостатках того или иного элемента структуры государства.

Учитель: Обратите внимание на задания маршрутного листа, постарайтесь выполнить их самостоятельно. 
Задание 1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) форма государства   2) республика   3) монархия   4) федерация   
5) форма правления
Ответ: 1
Задание 2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «политический режим».
1) авторитаризм   2) федерализм   3) тоталитаризм   4) монархия   5) демократия   6) диктатура
Ответ: 24
Задание 3. Выберите верные суждения о формах государственного правления и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Характер распределения полномочий между центром и регионами определяет форму государственного правления.
2) Все современные демократические государства имеют республиканскую форму правления.
3) Монархическое правление предполагает передачу власти по наследству.
4) При республиканской форме правления в отличие от монархической правительство избирается населением.
5) В условиях республики пребывание на высших выборных постах ограничено определенным сроком.
Ответ: 35
Задание 4. .Форма правления, при которой власть передается по наследству, сосредоточена в руках одного человека, осуществляющего единоличное правление,  называется:

1.ограниченная монархия.
2.парламентская республика.
3.президентская республика;                         
4.абсолютная монархия
Ответ: 4
Задание 5.  К чертам тоталитарного режима относятся:

1. равенство всех перед законом 
2.полный контроль государства над обществом 
3.свобода СМИ
4.принцип разделения властей

Ответ: 2

Задание 6. Президент является главой государства, формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Это черты:

1.абсолютной монархии;                                          
2. президентской республики
3.ограниченной монархии;                                       
4. парламентской республики.

Ответ: 2
5. Рефлексия
Учитель: Поделитесь своими впечатлениями, что интересного и нового вы сегодня узнали на уроке?  Какие знания, которые вы сегодня приобрели или повторили, вы считаете особенно важными для вас, полезными вам в будущем? 
Учитель: 
Учитель: Закончить, я хочу словами древнеримского политика, юриста и оратора Марка Туллия Цицерона: «Всякое государство -  есть народное достояние».

Напишите эссе по теме: «Монархия опасна избытком власти, демократия – избытком свободы»  Платон.

До новых встреч!


Автор(ы): Герлис Яна Павловна
Приложения:
674f54da40657_Герлис_конспект_урока_по_теме__Форма_государства.doc