Социализация школьников с ОВЗ через использование
информационно-коммуникационных технологий 

Коннова Ольга Игоревна

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Одним из приоритетных направлений модернизации образования является внедрение средств компьютерных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, направленного на развитие личности.

 Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе.

 Использование ИКТ в работе открывает возможности:

ü  представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;

ü  создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;

ü  активизировать познавательную деятельность воспитанников;

ü  оптимально использовать время на занятии.

  Чтобы использовать ИКТ в процессе обучения, образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими).

   При проведении занятий с использованием компьютерной техники, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. 

   Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта. Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети.

    В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого-педагогическим   мышлением,   развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а так же, потребностью в профессиональном самовоспитании.

    Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей школьного возраста, практической потребностью в использовании в школьных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.

    Все исследователи данного вопроса говорят о том, что в  современном мире с каждым годом  возрастает  значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач,  они становятся мощнейшим средством в процессе развития психических познавательных процессов, и в решении воспитательных задач. Особо подчёркиваются возможности, которые дают новые технологии в развитии не только интеллектуальных, но и художественно-творческих способностей детей. Современные компьютерные технологии позволяют ребёнку выразить себя, шире раскрыть свои возможности  в рамках образовательных программ.

   Компьютерные средства, не являясь основными методами коррекции, представляют для специалиста дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка, служат одним из средств оптимизации процесса коррекции. Но необходимо соблюдать следующие условия для сбережения здоровья ребенка: работа с компьютером на одном занятии должна проводиться в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю;    

    Обязательно проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.

    Гимнастика для глаз

• В положении стоя: частые моргания в течение 10-15 секунд.

• Из положения стоя: самомассаж задней поверхности шеи.

• Из положения стоя: голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-8 раз.

• Из положения стоя: палец держать перед носом на расстоянии 25-30 см. Переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 30-40 сек. Выполнять медленно.

• Из положения стоя: закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 секунды, затем открыть глаза. Повторить 8-10 раз.

• Из положения сидя: смотреть на кончик носа, затем вдаль. Повторить несколько раз.

      Необходимость использования информационных технологий в специальном коррекционном обучении неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. 

     В сети Интернет большое количество презентаций и интерактивных игр на разнообразные темы. Но не все презентации доступны детям с ОВЗ. Необходимо тщательно подбирать их и адаптировать для детей данной категории.

     При подборе презентаций и игр необходимо уделять внимание тому, насколько они методически грамотно составлены, на графику, четкость, правильность инструкций, на количество слайдов.

1. Презентации и игры не должны быть перегружены второстепенными элементами, лишними словесными инструкциями, так как это отвлекает внимание детей, приводит к быстрому утомлению.

2. Сюжет игры не должен быть агрессивным, чтобы не повышать тревожность и психическое беспокойство детей.

3. Задания должны быть понятны ребенку, инструкция должна даваться перед выполнением.

4. Время выполнения не должно ограничиваться, чтобы дать возможность детям без спешки обдумать пути и способы решения.

5.         Графика должна быть в спокойных тонах, без преобладания ярких, возбуждающих цветов, а музыкальное оформление игр не должно мешать выполнению заданий.

     Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами развития дошкольников с ОВЗ компьютерные презентации обладают рядом преимуществ:

ü  предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

ü  компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;

ü  движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

ü  повышается скорость запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);

ü  активизируются психические процессы и мелкая моторика рук;

ü  формируется рефлексивное мышление воспитанников, повышается их интеллектуально-творческое развитие.

     В процессе использования интерактивных игр у воспитанников повышается мотивация познания, наблюдается положительная динамика развития внимания, памяти, мышления, воображения, речи, у детей расширяется кругозор. Интерактивные игры способствуют развитию ориентировки в пространстве, координации движений руки и глаза.

     На настоящий момент существует ряд обучающих программ, которые являются средством коррекции и развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями и активно используются в работе.

Однако необходимо учитывать и неоднозначные моменты при работе с компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о презентациях и интерактивных играх, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Эффективность работы во многом зависит от взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, в том числе с педагогами и родителями. Одно из направлений работы учителя-логопеда: информирование и консультирование педагогов и родителей о нормах речевого развития, об особенностях формирования речи на всех возрастных этапах дошкольного детства, о речевых нарушениях, их профилактике, путях коррекции.

Проведение педагогических мероприятий (родительских собраний, консультаций, тренингов и т.д.) с использованием мультимедийной техники является современной формой информирования и консультирования, позволяющей представить материал красочнее, информативнее и увлекательнее, помогает выделить его основные аспекты и дает возможность их проиллюстрировать.

·            Мультимедиа - презентация может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию. Учитель-логопед, владеющий всеми программами, позволяющими создать полноценную презентацию, может  привнести эффект наглядности и усилить качество усвоения материала.

·            Организуются видео-гостиные, отражающие жизнь ребенка в ДОУ.  Подборка видео-зарисовок о повседневной жизни детского сада и ее воспитанников интересна родителям, поскольку она позволяют  увидеть ребенка вне дома.

·            Создаются мини-фильмы с целью введения родителей в проблему  тематических консультаций, обучающие фильмы с целью формирования представлений о предмете консультирования.

Одной из новых форм работы с родителями стало информирование родителей через сайт. На сайте ОУ родители могут познакомиться с планами работы, узнать о проводимых мероприятиях, получить консультацию, найти ссылку ни другие полезные сайты и полезную литературу. На странице учителя-логопеда  посетители сайта могут сделать запрос об индивидуальной консультации на интересующую их тему, задать вопрос.

В работу учителя-логопеда может быть введена следующая форма взаимодействия: адресное оперативное информирование родителей по электронной почте и в социальных сетях.

Общение с родителями с помощью современных сетевых сервисов  позволяет  наладить более тесный контакт, обсудить вопросы, которые не всегда можно озвучить при посторонних. Такой вид сотрудничества позволяет педагогу адресно конкретизировать необходимую информацию (например, дать конкретный речевой материал для закрепления, сообщить  о трудностях в усвоении материла, похвалить ребёнка за какие – либо достижения), оперативно организовать обратную связь. Для некоторых групп родителей такая форма взаимодействия является наиболее удобной.

Таким образом, использование информационных технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс в ОУ и повысить его эффективность.


Автор(ы): Коннова Ольга Игоревна
Приложения: