Воспитательные подходы, благодаря которым вы осуществляете воспитание добрых
и психологически стойких детей

Сарман Светлана Геннадьевна;

Трифонова Любовь Геннадьевна

1.       Семейный тимбилдинг

Одна из главных целей семейного совместного времяпрепровождения — общение.

Семейный досуг — это формирование сплоченной команды. То есть семья — это единая команда, у которой есть общие цели, общие интересы, общие традиции и обычаи. Уделяя, время своей семье, вы даете своим детям понять, что их ценят, что проводить время вместе — это приоритет. В современном мире оба родителя заняты, так как оба обычно работают. Что может быть лучше, чтобы ваши дети знали, что их любят, чем выделять время каждую неделю, чтобы проводить с ними?

Все члены семьи принадлежат к разным возрастам, и для их объединения существуют разные способы. Первое, что необходимо при организации семейного мероприятия, — учесть интересы каждого. Для этого нужно поговорить заранее со старшими и младшими детьми об их желаниях и намерениях, важно учесть мнения всех участников. Вообще, вести постоянный диалог с детьми необходимо всегда, при любом деле.

2.       Наши дети – наше отражение.

Дети учатся, наблюдая за своими родителями. Моделирование уместного, уважительного и хорошего поведения намного лучше работает через подражание, чем через просто указание детям, что делать. Для формирования у малыша самостоятельности пример родителей имеет большое значение. Если взрослые желают видеть своего ребенка самостоятельной личностью, то им и самим следует научиться быть такими.

Родителям стоит обращать внимание на то, какой пример они ежедневно подают детям, насколько они последовательны не только в словах, но и в действиях.

3.       Границы для детей

Границы помогают ребенку найти ответ на вопросы - кто я, где пределы моих возможностей, где пределы моей свободы? Понимая, наличие границ, ребенок начинает понимать значение нравственности, что хорошо, что плохо, что можно, что нельзя. Но эти границы недостаточно просто установить.

Границы, очень важны не только для детей, но и для родителей, потому, что, когда они чувствуют, что у них есть авторитет и одновременно душевные отношения с ребёнком, им не придется иметь дело с детским деспотизмом. Родители должны чувствовать зону своего комфорта и дискомфорта, понимать, что для них допустимо, а что - нет. 

Вот почему важно, чтобы мы определяли границы и учили детей тому, что НЕТ на самом деле означает НЕТ. Однако также важно понимать, что не следует говорить НЕТ слишком часто. Гораздо более эффективным, чем категоричное НЕТ, является ДА с условием. Другими словами, речь идет не о том, чтобы сказать детям НЕТ из принципа, а о том, чтобы научить их распознавать границы, чтобы они сами знали, когда нужно притормозить, если это необходимо.

Когда ребенок сталкивается с правилами и ограничениями, то он приобретает способность противостоять своим сиюминутным желаниям. Если ребенку ничего не запрещают, то он не учится запрещать себе сам.

Устанавливая границы и говоря НЕТ, не унижайте достоинство своих детей. Речь идет, прежде всего, о том, что мирное, ненасильственное воспитание побуждает детей заглянуть внутрь себя, учитывать чувства других, и принимать те решения, которые порой бывают трудными.

4.       Похвала — как часть воспитания.

Позитивное подкрепление детям (как и взрослым) весьма необходимо — при помощи такой обратной связи выстраивается или укрепляется самооценка. Дайте детям соответствующую похвалу. Вместо того, чтобы просто говорить своему ребенку, что он молодец, постарайтесь подробно рассказать о том, что он сделал, чтобы он полностью понял положительный отзыв. Постарайтесь быть очень конкретным. Нет ничего проще, чем каждый раз восклицать «Молодец». И это очень легко приводит к зависимости от похвалы. Ребёнок в итоге ориентируется не на свои интересы и цели, а на то, что взрослый считает хорошим и правильным.Так теряется уверенность в себе, смысл деятельности, которую не оценят. Дети поступают так, чтобы взрослые были довольны — и начинается обесценивание собственных эмоций и желаний.

Вместо этого используйте похвалу не всегда, когда ребёнок просит оценки результатов, а когда понятно, что этот результат потребовал усилий. В остальных случаях можно спрашивать «Как ты сам думаешь? Что тебе особенно удалось, что нравится, что можно бы сделать лучше и как именно?».

5.       Не забывайте знакомить ребенка с социальными навыками

Приобретение определенных социальных компетенций начинается в семье. Поэтому необходимо акцентировать внимание на развитии эмоциональности, коммуникабельности и взаимоотношений в процессе воспитания. Социальные навыки требуют постоянного совершенствования. Они не являются чем-то, что ребенок либо имеет, либо не имеет. Эти навыки можно приобрести и укрепить путем постоянной практики. Социальные навыки дают детям широкий спектр преимуществ. Они связаны с большими успехами в школе и лучшими отношениями со сверстниками. Хорошие социальные навыки также могут помочь детям обрести лучшее будущее.

6.       Воспитывайте благодарность

Одно простое, но проверенное и действенное предложение, – это говорить с вашими детьми каждый день о том, за что вы благодарны. Даже когда вы выражаете благодарность за, казалось бы, обычные вещи – красивое небо, новый снегопад, день, когда ваши дети помогают вам и слушаются, – вы учите своих детей быть благодарными в жизни за малое. К тому же у детей входит в привычку умение находить хотя бы одну вещь за день, за которую можно быть благодарным, как бы плох ни был весь остальной день.

7.        Хотя бы раз в день все встречаются за столом

Совместная семейная трапеза помогает членам семьи поддерживать теплые отношения и чувство сопричастности, а также может укрепить семейные узы, поскольку обеспечивает совместное время для всей семьи. Когда дети могут рассчитывать на то, что регулярно проводят время с родителями или взрослыми, они чувствуют себя любимыми, они чувствуют себя в безопасности. Таким образом дети знакомятся с ценностями и традициями своей семьи.

8.       Любовь и ласка!

Время от времени признавайтесь ребенку в любви (Я люблю тебя, ты самый близкий для меня человек, ты родился именно таким, каким я и хотела...).

Ребенок всегда должен чувствовать Ваше уважение и любовь. Никогда не сравнивайте его с другими, не называйте оскорбительными словами.

Одобрение мамы и папы влияют на формирование здоровой психики и самооценким ребенка.

Улыбкой можно похвалить, подбодрить, развеселить ребенка или просто подарить ему приятные эмоции.

Самое ценное обращение к ребенку, это его имя. Называйте свое дитя ласково, вкладывая в его имя всю Вашу любовь и заботу.

Да, воспитание детей — самая изнурительная работа на планете. Может быть, в вашем доме беспорядок, белье свалено в кучу, а может быть, вы не приготовили ужин. Но зато ваш ребенок смеется и счастлив. Именно счастье ребенка определяет то, насколько вы хорошие родители.

Литература:

А. Каздин. "Зачем, за что и как хвалить  ребенка. Неожиданные результаты воспитания  похвалой."

Яковлева М.В. "Вопросы дошкольной педагогики 6 (43) июнь 2021

Статья О.А.Галеевой "Дети отражение своих родителей" nsportal.ru (2015)

Ю.А. Бердникова "Тимбилдинг -современная форма взаимодействия с родителями." Infourok.ru


Автор(ы): Сарман Светлана Геннадьевна, Трифонова Любовь Геннадьевна
Приложения: