О формах организации работы младших школьников
в условиях группы продлённого дня

Галеня Яна Михайловна

Одной из форм общественного воспитания детей является группа продлённого дня. Такая организация внеурочного времени учащихся младших классов даёт большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач, способствует формированию воспитывающей образовательной среды.

Являясь структурным элементом учебно-воспитательного процесса в начальной школе, группа продлённого дня нуждается в чётком распорядке внеурочного времени школьников. Воспитательная работа строится на основе её планирования. Календарно-тематический план работы группы продлённого дня  составляется на год и согласовывается с годовым планом работы школы.

Формирование навыков самостоятельной работы учащихся в условиях продленного дня по выполнению домашнего задания под руководством воспитателя является организационной формой учебной деятельности или самоподготовкой.

Прогулка на свежем воздухе даёт возможность ребёнку восстановление силы, работоспособность. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю. Формирование умения вести себя в свободном общении, возможность познания окружающего мира. Тесную связь с формированием личности имеет двигательная активность, самосознания ребенка. Дети, которые вынуждены подолгу не выходить на улицу, становятся раздражительными, плаксивыми, обидчивыми.

Воспитатель здесь играет важную роль. Прогулки наблюдения за сезонными изменениями в природе, прогулки-задачи (например, определить расстояние, величину или высоту предмета и т.п.), прогулки-фантазии (зарисовки, изготовление поделок из природного материала, и т.д.).

Организация мероприятий развивающего и оздоравливающего характера (занятия в секциях и кружках, посещение библиотек, музеев и т.п.) должны вызывать интерес у школьников и удовлетворять их потребностям.

Особое место занимает досуговая деятельность. Она призвана заполнить свободное время содержательным активным отдыхом. Здесь имеется потенциал для развития интеллектуальных и творческих задатков детей начальных классов. Воспитатель, продумывающий досуговую деятельность, получает в свое распоряжение мощное средство воздействия на воспитанников. Как индивидуальная, так и коллективная форма воспитательной может быть организована по следующим направлениям: художественно-эстетическая, интеллектуальная, игровая, спортивная, трудовая.

Успешно используются такие формы воспитательной работы:

− подвижные игры («Третий лишний», «Горячая картошка», «Вышибалы», «Классики», «Резиночки», «День и ночь», «Красные чернила», «Салки», «Футбол» и другие);

− деловые игры («Объяснялки», «Доскажи словечко», «Кошки-мышки», «Угадай, кто это?» «Звериные детеныши», «Поле чудес», «Составь новое слово» и другие);

− тематические викторины, конкурсы («По правилам дорожного движения», «Весёлая минутка»; «Знаешь ли ты меня», «Два капитана», «Как стать суперменом», «Занимательные вопросы»);

− оформление тематических выставок;

− встречи с интересными людьми;

− дискуссия;

− чтение сказок и рассказов с последующим обсуждением их содержания;

− подготовка и проведение спектаклей, концертных номеров.

При выборе форм организации деятельности детей в группе продлённого дня необходимо учитывать следующее:

− деятельность у ребёнка должна вызывать устойчивые положительные эмоции, чувство радостного удовольствие;

 − деятельность ребёнка должна быть по возможности творческой;

− школьник должен стремиться к собственной инициативе, без принуждения участвовать в мероприятиях;

− доброжелательная обстановка залог достижения воспитателем преследуемых целей.

Разнообразие форм воспитательной работы не оставляет детей равнодушными, повышает их активность и интерес к мероприятиям. Продуманные и хорошо подготовленные мероприятия способствуют физическому и интеллектуальному развитию, формируют в коллективе детей атмосферу взаимовыручки, взаимопонимания и уважения.

Список использованной литературы

 

1. Байкова, Л. А. Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М.: Пед. Общ-во России. 2000. – 112 с.

2. Богданова, О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М., 2007. – 208 с.

3. Голованова, Н. Ф. Воспитательное пространство продленного дня. – СПБ.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2002. – 160 с.

4. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. ТЦ “Учитель”, 2002. – 163 с.

5. Продленный день в школе: режим и организация досуга. / Под. ред. О.А. Лосевой. – М., 1991. – 108 с.


Автор(ы): Галеня Яна Михайловна
Приложения: