Эффективные методики изучения английского
Наиболее эффективные методики изучения английского языка — интерактивные. Поэтому метод погружения в языковую среду сейчас пользуется большой популярностью. Данная методика учит «думать» на английском языке. Изучение иностранного языка полностью происходит на английском. Это реально не только в семье билингва, но и в обычном классе. Преподавателю достаточно полностью проводить занятие на английском языке, использовать наглядность. Строить занятие так, чтобы, несмотря на иностранный язык, студенты понимали преподавателя. Высокий уровень подготовки педагога позволит провести такое занятие даже для самых маленьких. Если раньше родителей дошкольников и младших школьников пугал такой метод, то сейчас, видя восторженные глаза детей и их прогресс, они признали результативность данной методики. Ведь лучшая методика изучения английского языка та, которая вызывает интерес к обучению.
Сочетание методов обучения
Многие преподаватели сочетают различные методы, используют в работе, как погружение в языковую среду, так и классический урок. Знание методики преподавания английского языка, психологии и педагогики позволяют им выявить особенность восприятия и мышления, подобрать нужные методы и формы работы. Ведь наряду с уроком английского языка пользуются популярностью и другие формы организации занятия: круглый стол, концерт, языковой клуб, конференция, олимпиады и многие другие. Это позволяет включить в языковую среду большое количество студентов.
С повышением мотивации улучшаются навыки. Если ранее вопрос о том, как преподавать разговорный английский, был открыт, то теперь научить говорить на иностранном языке можно человека любого возраста. Конечно, чем старше человек, тем большая предстоит работа. И тут многое зависит даже не от возраста студента, а от начального уровня знаний, мотивации и трудолюбия. Однако метод погружения позволит не только изучать язык, но и организовать досуг с пользой. Его особенность в том, что преподаватель не просто ведёт урок, но и контролирует закрепление изученной темы. Классическое домашнее задание сменилось на рекомендации: посмотреть фильм на английском языке, поговорить с носителем, послушать песню и выполнить задания. Просмотр фильмов на английском – это задание, которое не только учит понимать иностранную речь, но и может стать интересным развлечением. Оно улучшает произношение, помогает лучше выражать свои мысли на английском. Общение с носителем помогает развить навык понимания устной речи. После такой практики любой иностранец не страшен! Прослушивание песен на английском – уже не новая, но всегда интересная форма аудирования. В последнее время также стали популярны компьютерные игры на английском языке. Они используются не только для обучения детей, но и взрослых. И речь идёт не только об обучающих играх, но и сюжетных, аркадах, симуляторах, ролевых и прочих.
Конечно, некоторым обучающимся больше подходит традиционный вариант обучения. Его основа – изучение лексико-грамматического материала с последующим выполнением заданий. Знание психологии поможет преподавателю улучшить владение иностранным языком любому студенту, используя любой метод.
Иногда сложно сделать выбор между методом погружения и традиционным способом. Чтобы выбрать, по какой методике лучше учить английский, лучше всего попробовать изучение языка разными способами. Но не всегда есть время посещать множество различных курсов и выбирать лучший. В таком случае следует опираться на цель изучения иностранного языка. Для тех, кто хочет научиться говорить на английском языке, больше подойдёт коммуникативный метод. Он улучшает речь, мышление, творческие способности. Отлично сочетается с различными формами организации занятия. Данная методика строится на принципе группового взаимодействия. Основные формы работы: деловые игры, проектная деятельность, работа в группах, конференции. Благодаря коммуникации со студентами с разным уровнем владения языком, улучшается разговорная речь, уходит так называемый «языковой барьер».
Необходимость изучать английский язык никому не оставляют шансов. Некоторые не хотят изучать язык с преподавателем и выбирают метод самообучения. Этот способ появился давно. Когда в продаже появились самоучители и разговорники. Люди начали предпринимать попытки учить языки сами. Но самостоятельная работа – это не просто чтение учебника или слушание диска. Если компьютерная программа ещё может исправить ошибки, развить навыки, то направить, подобрать задания на закрепление, поддержать – это под силу только человеку. Поэтому те, кто пытается изучать язык самостоятельно, не часто добиваются успеха. Такой метод лучше использовать лишь на начальном этапе, для получения базы. Либо для дополнения занятий с преподавателем.
Помимо методики обучения среди преподавателей возникает много споров относительно подбора частных методов. Например, обучение чтению может начинаться с изучения букв и звуков, которые затем составляют слова. А может быть и методом целого слова. Последний – особенно хорошо применим для создания языковой среды. Он помогает лучше запоминать слова, предложения, улучшает разговорную речь. Также от методики обучения зависит выбор учебного пособия. В современном мире это не только учебник, но и рабочая тетрадь, CD и DVD, обучающие программы. Правильно подобранное средство обучения – это помощь не только студенту, но и преподавателю. В идеале, учебная программа, учебник, методика обучения подбирается индивидуально для каждого студента.
Как лучше изучать иностранный язык?
Также многих волнует и другой вопрос «Как лучше изучать иностранный язык: в паре, в группе или индивидуально?». Тут тоже многое зависит от индивидуальных особенностей, целей и задач студента. Чтобы улучшить навык говорения лучше подбирать групповые занятия. Они могут быть организованы при использовании коммуникативного метода или погружения. Для подготовки к экзамену хорошо подходит индивидуальная работа с преподавателем. Она обычно строится при помощи традиционной методики или в сочетании с методом погружения.
Выбор методики изучения английского языка может казаться трудным, но для правильного выбора нужно лишь опираться на изложенные выше критерии:
1. Цель занятий
2. Уровень подготовки
3. Психологический комфорт
4. Мотивация
Методика преподавания в школе
Важным фактором обучения подростков является развитие не только языковых навыков, но и умения общаться со сверстниками, выстраивать собственную систему ценностей, придерживаться выбранных целей.
Таким образом, преподаватель должен подавать материал, который бы параллельно воспитывал цельную, счастливую и образованную личность. К таким методам можно отнести:
CLIL
CLIL (Content and Language Integrated Learning — это предметно-языковое интегрированное обучение) — изучение других предметов на английском — это может быть математика, литература, физкультура и многое другое. Преимущества этого метода - всестороннее развитие ребенка, параллельное изучение других предметов, интересная подача материала, совокупность разных приемов: слушание, говорение, письмо.
Активно используется в частных англоязычных школах, колледжах и детских садах, где все предметы ведутся на иностранных языках. Этот подход очень эффективен, особенно если ребенок знакомится с ним с самого раннего возраста.
В рамках CLIL допускается проводить уроки психологии, социологии, этики и культурологии, чтобы охватить не только английскую грамматику, но и фундаментальные азы воспитания человека.
Билингвальный метод
Особенность в параллельном переводе всего, что говорит педагог. Метод предполагает просмотр видео с субтитрами, чтение книг-билингв, синхронном переводе прямой речи. Эффективность усиливается, если подросток имеет возможность и дома разговаривать с родными на английском языке.
Как правило, репетитор ориентируется на социокультурные материалы, чтобы человек понимал разницу употребления слов и параллельно знакомился с культурой страны.
Данный метод особенно полезен тем подросткам, которые планируют получать образование за рубежом.
Целевое обучение
Популярный подход, используемый на курсах или в классе. Педагог дает тему, которую ученики должны самостоятельно проработать и представить — после выступления учитель дает рекомендации, которые надо внедрить для улучшения усвоения темы.
Билингвальный и мультилингвальный методы
Часто родители хотят, чтобы педагог мог не только сделать с ребенком уроки, но и познакомить его с английской литературой, кинематографом, историей или научить понимать современные новости.
Репетитору пригодятся специальные аутентичные книги, где текст разделен на две колонки — на иностранном и на русском. С помощью таких книг ребенок может сопоставлять и сравнивать выражения, фразы, слова.
Новости с субтитрами также помогут выучить современную английскую речь, произношение и, в целом, менталитет нации.
Мультилингвальный метод предполагает тоже самое только на нескольких иностранных языках. В последнее время пользуются спросом азиатские, испанский и португальский языки.
Изучение языка с помощью переводов
В основе этого метода лежит перевод текстов, в ходе которого человек пополняет словарный запас и изучает грамматические правила, встречающиеся в фразах. Виды работ: работа со словарем, активное чтение как вслух, так и про себя, ведение собственного словарика с лексикой по темам.
Этот вид изучения должен контролироваться репетитором, потому что есть риск неправильно выучить произношение слов и не понять грамматические правила.
Прямой разговорный метод
Целью этого способа является усвоение разговорной речи и активное использование языка в повседневной жизни. Такое изучение используется зачастую на курсах и для экспресс-английского. Особенности речи, произношение и лексика усваиваются быстро, однако в грамматике могут быть пробелы.
Отличным вариантом считается комбинирование прямого метода и переводного.
"Говорящий класс"
Преподаватель выступает в роли наблюдателя, в то время как студенты общаются между собой на заданную или свободную тему, используя свои знания. Этот способ поощряет самостоятельное изучение языка и закрепление пройденного материала с другими в таком формате.
Больше подходит для студентов или в качестве дополнительного способа совершенствования разговорной речи, если речь идет о взрослых.
Эмоционально-смысловой подход
Относительно новый метод, в основе которого лежит свободное общение преподавателя с учениками с первого занятия. Идея в том, что ученик выбирает себе личную историю, роль, имя, которые подходят для носителя языка и рассказывают о себе, как о жителе Англии. Успех таких уроков будет зависеть от мастерства педагога, который должен научить человека не только рассказывать вымышленные истории, но и ориентироваться в грамматике.
Курсы подготовки
Подготовительные курсы сертификации также набирают популярность как методика обучения английскому. Значительным преимуществом выступает возможность получения сертификата после окончания. Курсы бывают индивидуальными и групповыми, нацеленными на сдачу IELTS, TOEFL, TEFL/TESOL, или просто обучающими. В случае с этим вариантом, стоит внимательно читать отзывы, проверять аккредитацию и сопоставлять траты и перспективы.
Отдельное внимание заслуживает набирающая популярность, как для детей, так и для взрослых - коммуникативная методика.
Коммуникативная методика преподавания
В названии заложен смысл — научиться общаться. Репетитор проходит с учеником все возможные ситуации из реальной жизни: лексика, общепринятые фразы, поведение. Человек учится коммуницировать на английском языке в повседневной жизни, грамматику проходят для правильной разговорной речи — детально она не изучается.
Популярность связана с достаточно быстрыми результатами — человек заучивает разговорные клише, базовые схемы предложения, стандартную лексику и, по идее, должен уметь общаться с носителями на элементарные темы.
Онлайн-преподавание
Последние события показали, что образование может принимать разные формы. Онлайн-лекции, вебинары, даже индивидуальные Zoom-занятия — все это становится все более и более актуальной формой обучения.
Изучение языка в удаленном формате предполагает смену методики. Так, основными характеристиками дистанционного образования являются:
1) Увеличение количества самостоятельной работы. Ученик выполняет задания сам, а после обсуждает их с учителем.
2) Улучшение организованности процесса. Педагог имеет возможность заранее выслать материалы ученику, которые не забудутся и не потеряются. Также по переписке очень удобно отслеживать какие материалы уже прошли, какие еще нет.
3) Актуализация образования. В ходе общения с учеником с помощью Telegram или голосовых можно обучить его разговорному языку, правилам вежливости, дать советы как лучше строить диалог.
4) Дополнительные возможности. Можно научить составлять деловые электронные письма, сообщения, оформлять и вести социальные сети как профессионал.
5) Освоение большого количества новых интернет-ресурсов. Можно следить за мировыми новостями, подкастами, видео подборками, чтобы потом их анализировать.
Автор(ы): Фаткулина Гузалия Хисамутдиновна
Приложения: