Как подготовить ребенка к школе? Советы родителям!

Клавсуть Светлана Анатольевна

Сейчас у многих пора летних отпусков. Кто-то думает о предстоящем отпуске, а кто-то о прошедшем отдыхе. Я хочу вам рассказать о подготовке ребенка к школе, которая начинается с рождения малыша. Странно? Не согласны? Осталось меньше двух месяцев до школы и для кого-то это самый главный и волнительный период в жизни.

Хочу поделиться с вами своим опытом: вдруг кому-то поможет и даст положительный результат.
Более 30 лет я работаю с детьми разного возраста, с родителями и родственниками детей. Начинала в детской поликлинике, сейчас в школе. Опыт у меня большой. Родительский стиль воспитания видела разный, чаще встречается авторитарный, демократический и попустительский, все они влияют на воспитание детей, имеют последствия для ребенка, но я хочу рассказать о подготовке к школе.
Сейчас отмечают рост патологии за последние десятилетия… Почему же дети болеют, когда научно-технический прогресс развивается, показатели здоровья улучшаются? Как сохранить здоровье первокласснику, но при этом хорошо подготовить его к школе?  Какая связь между ребенком и родительским стилем воспитания? Прямая! Ведь ребенок рождается с чистым листком, а родители и окружающие что-то добавляют, приклеивают, навязывают, запрещают, внедряют…

Предлагаю рассмотреть этапы развития малыша с рождения.
Все этапы развития проходят по определенным законам. Давайте рассмотрим и выделим основные моменты в каждом этапе развития.  
Рассмотрим с момента зачатия и до 1 года поэтапно:

  1. Весть о беременности воспринимается в каждой семье по-разному, а малышу нужно обязательное принятие в этот большой мир.
  2. Беременность и роды - сложный период в жизни мамы и малыша. Поддержка, питание, отдых, помощь, забота, теплые слова, спокойная обстановка.
  3. Роды очень зависят от хорошего врача-гинеколога. Роды, длящиеся более 3 час, обсуждаются с гинекологом и педиатром, имеют разные степени нарушений и патологии. В моей практике были мамы, у которых роды длились 12-24-36 часов…
  4. Грудное вскармливание нужно каждому ребенку. А каждой ли маме? Если у мамы «стоит установка», что испортиться форма груди, фигура, нет молока… Помните, что каждая женщина может кормить грудью, если нет психологических проблем у мамы… Так хочет природа.
  5. Ребенок, вскормленный материнским молоком, имеет хороший иммунитет, здоровье, эмоциональную связь с родом, спокойствие, уверенность, безопасность…
  6. Важно маме быть рядом с ребенком в течение 1.5 лет, не отлучаться более двух часов, далеко не ездить даже с ребенком, маме надо уметь отказаться от заманчивых предложений друзей, интернета. Ребенок чувствует связь с мамой, она формирует мозг ребенка. Да и режим дня важен.
  7. Ребенку важно чувствовать безопасность всегда. А разве в другом городе (стране) мы в безопасности? Только дома мама может обеспечить стабильность и безопасность. Да и стены помогают.
  8. Ребенок познает мир и предметы со значимыми людьми. Как окружающие чувствуют ситуации, так и ребенок воспринимает. Если говорить «не ходи туда, там Бабай (черты, цыгане, бандиты, злые дяди)», то так и будет. Что подаем, то и формируем в образном мышлении ребенка…
  9. Ребенок развивает свои двигательные, сенсорные, эмоциональные, социальные… навыки, которые часто в окружении взрослых не на должном уровне. Развитие происходит через игровую деятельность, когда папа после работы с погремушкой бежит к ребенку, когда бабушка с дедушкой поют прибаутки и колыбельные. 
  10. Активно развивается игровая функция. Простые игрушки без гаджетов, простые в уходе, но всегда сопровождаются маминым нежным голосом, которая ежедневно спокойно рассказывает о каждой игрушке…Подрастает малыш - усложняются игрушки…
  11. Важно ребенку слушать спокойную музыку, читать короткие стихи, сказки, петь колыбельную…
  12. Важно ребенку «дать на зуб» пробовать все игрушки, это его развитие…
  13. Важно приучить ко всем полезным продуктам питания. Часто слышу от мам, что «я не ем, он не ест»…
  14. Мама и ребенок - разные человеки, личности, с разными мирами.
  15. Мама может быть без ребенка, когда ребенок спит; а когда ребенок проснулся, рядом всегда чувствует или видит маму… И в знак благодарности - первое слово, первые шаги связаны с мамой!

Важно до года следить за нервно-психическим развитием ребёнка, вести дневник развития, где записывать все показатели веса и роста по месяцам, когда начал держать головку, гулить, когда стал самостоятельно сидеть, когда появился лепет, когда начал ползать, стоять, говорить, ходить.
Далее ребенку исполняется 1 год – первый кризис ребенка – безопасность ребенка!

Что за кризис? Какой он? Малыш хочет расти и познавать мир, произносить первые слова и чувствовать мамину руку. Так хочет малыш! А как хочет мама? Мама, возможно, хочет сходить в магазины, поболтать с подругами, съездить на Мальдивы, купить абонемент на фитнес, даже выйти на работу... А надо играть в песочке, с формочками, катать машинки, укладывать спать куклу, пупсика, лечить мишку…

Рассмотрим развитие ребенка с 1 года до 3 лет.

Мир ребенка наполняется социальными конфликтными средами или яркими стимулами. В результате этого формируется предметный мир ребенка, наглядное мышление. Какой мир преобладает? Тот, который мама создает вокруг.

Мир добрый, внимательный, спокойный. Если мир тревожный, то мама пытается изменить мир ребенка. Через окружающий мир (красивый цветок, травка, деревья, птички…), через игрушки, через подвижные игры.

В этом возрасте мама знакомит ребенка со словом «нельзя», ограничивает и останавливает его в плохих поступках твердым и уверенным голосом. Постепенно у ребенка формируется кнопочка «стоп».

Уже появились первые слова, словарный запас продолжает увеличиваться. Сначала простые однослоговые существительные, а с 1,6 месяцев – глаголы (дай, на, ди…).

Присутствует целенаправленный осмысленный указательный жест.

Простые игрушки (небольшие машинки, куклы, ведерки, формочки, зверюшки…) играют важное место в развитии ребенка, это целый мир! Дайте прожить его!

А вот еще вопрос к родителям. Как вы думаете, нужно ли делиться игрушками? Мой ответ: да. Это научаемый процесс, родители могут разрешить ребенку делиться своими игрушками, играть с чужими, если не имеют своего печального опыта. Надо объяснить ребенку, что есть «я» и «игрушка», что они могут существовать отдельно друг от друга. Это важный момент воспитания, который поможет ребенку адаптироваться в школе без травм.

В этом возрасте ребенок активно исследует мир. Он идет играть в песочницу один, но удерживает маму в поле зрения постоянно, поворачивается и смотрит «мама рядом?». Если мамы нет, то кричит и плачет, если мама есть, то продолжает играть. В 1–1,5 года отходит примерно на 5 метров, а после 2 лет – на 10 метров. Это показатель правильного развития. Если этого нет, то маме надо обратить внимание и проконсультироваться со специалистом. Хочу сказать про новое ноу хау: про возжи, которыми мама удерживает себя и ребенка за руку потому, что «ребенок убегает». Этим мама задерживает развитие ребенка и пропускает важный этап развития: исследование окружающего мира. Ребенку надо отойти от мамы на 5 метров, на 10 метров, а мама удерживает на расстоянии 2 метров. Ребенок вынужден сузить свой мир, свое представление о мире и будет формировать социальный навык: «мир опасен». Это сформированные патологические социальные навыки мешают и в школьной жизни, и на работе.

Если ребенок развивается в здоровой семейной среде, то и к маме формируется здоровая эмоциональная привязанность, она поможет ребенку быть самим собой, обойтись без поиска других, «заменяющих» взрослых, быть успешным… Если развитие происходит в неблагополучной семье, то ребенок будет невротически привязан к другой значимой фигуре.

Ребенку нужно научиться следовать требованиям мира. Это значимая воспитательная модель мира! Родители, в свою очередь, контролируют свое поведение, действие; им важно быть спокойными, адекватными, иначе можно так «подрезать крылья» ребенку, что он никогда не взлетит!

Надо в этот период формировать у ребенка представление и уважение к противоположному полу: есть сильные мальчики и добрые девочки. Дети могут помогать друг другу по мере своих возможностей. Эти навыки пригодятся в будущем не только в школе, но и в семейной жизни.

В этот период продолжает активно расти словарный запас, развиваться речь. Если в 1 год ребенок знает и произносит 10 слов, то к 3 годам – 1000 слов (существительные, прилагательные, предлоги, глаголы, наречия). Речь состоит их предложений, состоящих из 3–5 простых слов. Часто в своей практике я сталкиваюсь с нарушениями развития речи и произношения слогов, иногда с отсутствием речи, но при этом родители ждут, когда «сам правильно заговорит». Нельзя терять время, надо действовать, надо идти к специалисту и искать причину.

У ребенка в этом возрасте формируется ритуал – я дам тебе поиграть, а ты дашь мне поиграть, я играю без мамы, я общаюсь со взрослыми и ровесниками. Это БАЗОВОЕ ДОВЕРИЕ К МИРУ!

Помним, что в этот период ребенка мы готовим ребенка отдать в первый социальный институт: в детский сад, роль которого заключается в адаптации ребенка в саду без мамы со взрослыми и ровесниками и принятии самостоятельных решений (я играю в машинки, я поделюсь с игрушкой, я пойду есть, спать). Если мама научила ребенка справляться с этими ролями, ребенку будет легче адаптироваться в саду, значит, он правильно воспринимает свою миссию в мире.

Помним, что к 3 годам ребенок проживает свой второй кризис – я сам! Природа – вещь умная! И если у ребенка нет навыков (опоры) самости, то как он их проживет? Конечно, в истериках… Помощь специалиста вам в помощь.

Вот мы плавно переходим из института семьи к первому социальному институту – детскому саду. Обычно детей принято отводить примерно к 3 годам. Здесь есть небольшие факторы, но я хочу сказать о тех случаях, когда ребенка вообще не водят в сад до самой школы (с няней или бабушкой) или раз в месяц на 3 часа. Это решение родителей лишает ребенка целого этапа развития – начальную социализацию (опору). Как он может его сформировать без знаний, без опоры? Никак. Конфликты, ссоры, претензии. И помощь специалистов (педагогов, психологов).

Развитие 3-6 лет уже имеет опору и развивается сложнее, быстрее, интенсивнее.

С 3 лет начинается здоровая сепарация ребенка от мамы. Самость ребенка крепнет и развивается, он может играть самостоятельно, формировать свою познавательную активность, взаимодействие с миром, закреплять варианты поведения. Через игру формируются коммуникации, закрепляются поведенческие и эмоциональные связи. Первая осознанная игра мальчиков - машинки, строительство домов, паровозики по рельсам, а у девочек – куклы, укладывание спать, кухонная посуда, дочки-матери. В этот период у ребенка формируется образное мышление. Игровая деятельность является ведущей и основной.

В саду ребенок продолжает получать знания об окружающем мире: города, реки, страны, животные, птицы, насекомые, деревья, птицы, овощи, фрукты… Запоминает и повторяет по просьбе взрослых. Интенсивно развивается память, внимание, мышление, воображение, речь.

В 5 лет происходит развитие ребенка:

  1. когнитивное, развивается память, внимание, активно запоминает стихи, прибаутки,
  2. физическое, умеет бегать, прыгать в высоту, в длину, через скакалку, крутить обруч, приседать, делать наклоны в стороны, вперед и назад.
  3. коммуникативное, социальное, продолжает взаимодействовать с ровесниками и взрослыми, размышляет, обсуждает,
  4. интеллектуальное, развивает логику, эмоции, слух,
  5. речевое, словарный запас увеличивается до 3000 слов, а предложения состоят из 6–8 слов,
  6. моторные навыки, правильно держит карандаш, раскрашивает, лепит фигурки из пластилина, вырезает из бумаги, развитие мелкой моторики – важная часть развития отделов мозга ребенка. Появляются навыки правильно держать вилку, нож, завязывать шнурки, застегивает пуговицы.
  7. ориентируется в пространственном представлении, знает «вчера, сегодня, завтра».

 Все эти навыки пригодятся ребенку в период поступления в школу, но, опираясь на свой личный опыт, я могу предположить, что не всегда ребенок имеет эти навыки к 6 годам. Что происходит? Ребенок начинает комплексоваться (один играет в сторонке, плохо запоминает, отказывается бегать…), ведь он понимает, что не получается так, как у остальных. У него появляется нотки протеста, привлечения внимания, уговоры. Так появляется кризис 6 лет, который усиливается страхом, стыдом, виной. У ребенка появляется мысль: как же я пойду в школу, если я не такой, как все?

Мамы часто перед школой отправляют на 3-месячные курсы. Как видно из моей статьи, на формирование навыков ребенку нужно время – год, два. Помогут эти курсы без опоры решать родителям. А ребенок там сравнивает себя с другими, и его самооценка начинает падать.

Что же делать, если вы нашли нарушения в развитии ребенка? Спокойно обсудите план своих действий, начните выстраивать профилактические беседы с ребенком, следите за изменениями. Если нет маленького результата, то вашему ребенку нужна помощь детского психолога. Иногда достаточно 3–5  сессий, чтобы ребенок исправил свои привычки.

Разговаривайте с ребенком постоянно и везде: на даче и в лесу, на озере и в магазине, на площадке и на поле. Отвечайте на вопросы и сами задавайте вопросы, читайте вместе детские энциклопедии и сказки, детские стихи и рассказы, пробуйте анализировать, просите пересказать текст, прочитанный рассказ, учите короткие стихи, считайте, играйте…

Важно быть внимательными родителями, чтобы вовремя заметить и помочь ребенку справиться с трудностями, пройти правильно три кризиса ребенка, суметь эмоционально подготовить его к школьному обучению и сохранить его самооценку.


Автор(ы): Клавсуть Светлана Анатольевна
Приложения: