План-конспект урока по предмету «История» для 5 класса
Образование и наука в Древней Греции
Паскевич Елена Германовна
Пояснительная записка
Методическая разработка урока по теме «Образование и наука в Древней Греции» разработана для повышения эффективности преподавания истории в общеобразовательных школах. Методическая разработка содержит план-конспект урока, современные методические приемы и средства обучения для повышения интереса учащихся к изучению истории Древнего мира.
Урок истории Древнего мира, посвящённый становлению и развитию образования и науки в Древней Греции, проводится в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и направлен на всестороннее развитие учащихся.
Актуальность темы обусловлена тем, что она помогает пятиклассникам осознать происхождение современной образовательной системы и оценить вклад древнегреческой культуры и науки в развитие мировой цивилизации.
Основная цель методической разработки: предоставить учителям истории готовый план-конспект урока по теме.
Публикация данного конспекта урока будет полезна для учителей истории, работающих в основной общеобразовательной школе и желающих эффективно организовать процесс обучения, а также студентам педагогических вузов, проходящих педагогическую практику.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями образовательной системы и научными достижениями Древней Греции, а также подчеркнуть их значение для мировой истории и культуры.
Задачи урока:
Познавательные задачи:
─ познакомить учащихся с основными этапами и особенностями системы образования в Древней Греции;
─ дать определение понятиям «палестра», «стило» и объяснить их значение в контексте древнегреческой культуры и образования;
─ ознакомить учащихся с основными достижениями греческой науки и культуры, их влиянием на последующие эпохи;
─ стимулировать критическое мышление через анализ информации о жизни и образовании в Древней Греции, сравнение с современными образовательными системами;
─ познакомить с алфавитами, использовавшимися в Древней Греции, и объяснить их значение для сохранения и передачи знаний;
─ показать взаимосвязь между образованием, наукой и культурным развитием Древней Греции;
Развивающие задачи:
─ развить умение анализировать исторические факты и выявлять причинно-следственные связи между развитием образования и науки в Древней Греции и другими аспектами жизни общества;
─ способствовать формированию навыков работы с исторической картой и иллюстрациями для лучшего понимания контекста развития образования и науки;
─ развить умение сравнивать образовательные системы разных периодов и культур, выявляя общие черты и различия;
─ стимулировать интерес к самостоятельному поиску информации о жизни и достижениях древнегреческих учёных и мыслителей;
─ способствовать развитию критического мышления через анализ различных точек зрения на роль образования и науки в жизни древнегреческого общества;
Воспитательные задачи
─ воспитывать уважение к культурному наследию и научным достижениям древних греков как основе европейской цивилизации;
─ способствовать формированию понимания ценности образования и науки для развития личности и общества;
─ воспитывать чувство гордости за достижения человечества в области образования и науки, вдохновляя интерес к изучению истории;
─ воспитывать стремление к самообразованию и постоянному расширению кругозора, опираясь на примеры любознательности и стремления к знаниям у древнегреческих учёных.
Тип занятия: изучение нового учебного материала.
Форма занятия: урок образовательно-познавательной направленности
Продолжительность: 45 минут.
Участники: учащиеся 5 класса
Возраст учащихся: 11- 12 лет.
Оборудование и материалы
─ История. Всеобщая история. История Древнего мира 5-й класс: учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицская И.С.; под редакцией Искандерова А.А. АО «Издательство Просвещение»;
─ мультимедийный проектор, компьютер, экран;
─ мультимедийная презентация
─ карта «Древняя Греция»;
─ атласы по истории древнего мира по количеству учащихся в классе;
─ карточки с заданиями для групповой и парной работы;
─ рабочие тетради.
Методы и приемы:
В ходе урока как основной используются следующие методы:
1) Объяснительно-иллюстративный ─ учитель сообщает готовую информацию разными средствами (рассказ, объяснение, работа с учебником), а ученики воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти.
Используются приёмы:
─ работа с понятиями (творческие задания, например, подобрать к понятию слова, которые помогают раскрыть его суть).
─ использование мультимедийных технологий (презентация по теме).
С помощью объяснительного метода учитель выделяет, рассматривает и аргументирует существенные признаки исторических событий, явлений и процессов, показывает связи и закономерности, разъясняет причины, следствия и их значения.
2) Практический метод: ученикам предлагается заполнить кроссворд на основе исторических заданий и определений.
3) Проблемное обучение: ученики обсуждают проблемные вопросы в группах.
Структура урока:
Этап занятия | Содержание | Время |
Организационный | Проверка готовности к уроку. Ученики должны иметь учебники, ручки и тетради. | 3 |
Основная часть | ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: | 15 |
| ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: закрепление изученного. | 20 |
Заключительная часть | Подведение итогов урока, краткое повторение основных моментов. Ответы на вопросы учащихся. | 7 |
Планируемые образовательные результаты обучающихся
Предметные результаты
─ знание о том, какие виды образовательных учреждений существовали в Древней Греции, какие знания там получали и какие методы обучения использовались;
─ умение анализировать систему воспитания и образования в афинских школах и гимнасиях;
─ умение определять общие и отличительные черты древнегреческого и современного образования;
─ понимание значения понятий: педагог, палестра, стиль, Мирон, Поликлет, гимнасий, красноречие и применение их для диалога об особенностях афинских школ и гимнасиев;
─ умение доказывать уникальный вклад Древней Греции в современное образование, в сокровищницу мировой культуры;
─ готовность осуществлять группировку информации по заданному учителем и самостоятельно найденному основаниям.
Метапредметные результаты:
─ умение анализировать исторические данные и выявлять особенности, формулировать проблемы и задачи на основе предложенного материала;
─ развитие навыков работы с информацией: поиск, анализ и систематизация данных;
─ способность осуществлять самоанализ и рефлексию в процессе изучения учебного материала, оценивать собственные достижения и определять направления для дальнейшего изучения;
─ улучшение коммуникативных навыков: умение ясно и чётко излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, слушать и понимать других, уважать чужое мнение;
─ осознание ценности образования как ключевого элемента в жизни человека, понимание его роли в развитии личности и общества, сравнение значимости образования в Древней Греции и современном мире.
Личностные результаты:
─ проявление интереса к истории и культуре Древней Греции, понимание значимости изучения исторического прошлого;
─ формирование уважительного отношения к достижениям древнегреческой культуры и образования;
─ осознание важности образования как средства развития личности и общества, понимание роли образования в жизни человека в Древней Греции;
─ воспитание чувства ответственности за свои знания и стремление к дальнейшему изучению истории и культуры.
Критерии оценки достижений результатов:
1. Активность на уроке (участие в обсуждениях, ответы на вопросы);
2. Качество выполнения практических заданий;
3. Результаты самооценки (рефлексия).
Примечание для учителя: этот план-конспект можно адаптировать в зависимости от уровня подготовки учащихся и времени, отведенного на урок.
Литература:
1. Габелко О. Л., Александрова О. И. Эпоха Эллинизма в российских школьных учебниках по истории Древнего Мира // Педагогика и просвещение. 2024. №1. Код доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/epoha-ellinizma-v-rossiyskih-shkolnyh-uchebnikah-po-istorii-drevnego-mira (дата обращения: 09.06.2025).
2. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. — М.: Новое литературное обозрение, 2004.
3. Колобова К.М. Как жили древние греки / К.М. Колобова, Е.Л. Озерецкая. — М.: 1959.
4. Низолм Д. Древняя Греция: энциклопедия для детей. — М.: 2011.
Автор(ы): Паскевич Елена Германовна
Приложения: