План-конспект урока по предмету «История» для 5 класса

Образование и наука в Древней Греции

Паскевич Елена Германовна

Пояснительная записка

Методическая разработка урока по теме «Образование и наука в Древней Греции» разработана для повышения эффективности преподавания истории в общеобразовательных школах. Методическая разработка содержит план-конспект урока, современные методические приемы и средства обучения для повышения интереса учащихся к изучению истории Древнего мира.
Урок истории Древнего мира, посвящённый становлению и развитию образования и науки в Древней Греции, проводится в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и направлен на всестороннее развитие учащихся. 
Актуальность темы обусловлена тем, что она помогает пятиклассникам осознать происхождение современной образовательной системы и оценить вклад древнегреческой культуры и науки в развитие мировой цивилизации.
Основная цель методической разработки: предоставить учителям истории готовый план-конспект урока по теме.
Публикация данного конспекта урока будет полезна для учителей истории, работающих в основной общеобразовательной школе и желающих эффективно организовать процесс обучения, а также студентам педагогических вузов, проходящих педагогическую практику.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями образовательной системы и научными достижениями Древней Греции, а также подчеркнуть их значение для мировой истории и культуры.
Задачи урока:
Познавательные задачи:
─    познакомить учащихся с основными этапами и особенностями системы образования в Древней Греции;
─    дать определение понятиям «палестра», «стило» и объяснить их значение в контексте древнегреческой культуры и образования;
─    ознакомить учащихся с основными достижениями греческой науки и культуры, их влиянием на последующие эпохи;
─    стимулировать критическое мышление через анализ информации о жизни и образовании в Древней Греции, сравнение с современными образовательными системами;
─    познакомить с алфавитами, использовавшимися в Древней Греции, и объяснить их значение для сохранения и передачи знаний;
─    показать взаимосвязь между образованием, наукой и культурным развитием Древней Греции;
Развивающие задачи: 
─    развить умение анализировать исторические факты и выявлять причинно-следственные связи между развитием образования и науки в Древней Греции и другими аспектами жизни общества;
─    способствовать формированию навыков работы с исторической картой и иллюстрациями для лучшего понимания контекста развития образования и науки;
─    развить умение сравнивать образовательные системы разных периодов и культур, выявляя общие черты и различия;
─    стимулировать интерес к самостоятельному поиску информации о жизни и достижениях древнегреческих учёных и мыслителей;
─    способствовать развитию критического мышления через анализ различных точек зрения на роль образования и науки в жизни древнегреческого общества;
Воспитательные задачи
─    воспитывать уважение к культурному наследию и научным достижениям древних греков как основе европейской цивилизации;
─    способствовать формированию понимания ценности образования и науки для развития личности и общества;
─    воспитывать чувство гордости за достижения человечества в области образования и науки, вдохновляя интерес к изучению истории;
─    воспитывать стремление к самообразованию и постоянному расширению кругозора, опираясь на примеры любознательности и стремления к знаниям у древнегреческих учёных.
Тип занятия: изучение нового учебного материала.
Форма занятия: урок образовательно-познавательной направленности
Продолжительность: 45 минут.
Участники: учащиеся 5 класса
Возраст учащихся: 11- 12 лет. 
Оборудование и материалы
─    История. Всеобщая история. История Древнего мира 5-й класс: учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицская И.С.; под редакцией Искандерова А.А. АО «Издательство Просвещение»;
─    мультимедийный проектор, компьютер, экран;
─    мультимедийная презентация 
─    карта «Древняя Греция»;
─    атласы по истории древнего мира по количеству учащихся в классе;
─    карточки с заданиями для групповой и парной работы;
─    рабочие тетради.
Методы и приемы:
В ходе урока как основной используются следующие методы:
1)    Объяснительно-иллюстративный ─ учитель сообщает готовую информацию разными средствами (рассказ, объяснение, работа с учебником), а ученики воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти.
Используются приёмы:
─    работа с понятиями (творческие задания, например, подобрать к понятию слова, которые помогают раскрыть его суть). 
─    использование мультимедийных технологий (презентация по теме). 
С помощью объяснительного метода учитель выделяет, рассматривает и аргументирует существенные признаки исторических событий, явлений и процессов, показывает связи и закономерности, разъясняет причины, следствия и их значения.
2)    Практический метод: ученикам предлагается заполнить кроссворд на основе исторических заданий и определений. 
3)    Проблемное обучение: ученики обсуждают проблемные вопросы в группах.
Структура урока:

Этап занятия

Содержание

Время
(мин)

Организационный
момент

Проверка готовности к уроку. Ученики должны иметь учебники, ручки и тетради. 
Актуализация знаний. Блиц-опрос для проверки знаний по истории Древней Греции. 
Формулировка темы и составление плана её изучения. Ученики с помощью учителя формулируют 
основные вопросы: где, с какого возраста, чему учились, какое значение имело образование для 
развития Древней Греции.

3

Основная часть

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: 
1. Введение в тему. Знакомство с основными понятиями: «педагог» — раб, сопровождающий
ребёнка в школу; «палестра» — гимнастическая школа; «гимнасий» — школа для взрослых афинян.
2. Описание системы образования в Древней Греции. Ученики узнают, что обучение мальчиков
начиналось с семи лет. Основными предметами были чтение, письмо и музыка. Девочки получали
элементарное образование дома.
3. Рассказ о достижениях древнегреческих учёных. Например, Пифагор — известный математик,
Евклид — автор учебника по геометрии, Геродот — «отец истории».
4. Использование наглядных материалов. Можно показать изображения греческих школ, гимнасий,
а также иллюстрации к произведениям Гомера.

15

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: закрепление изученного.
1. Ученикам предлагается заполнить кроссворд на основе исторических заданий и определений. 
2. Учащиеся делятся на команды и выполняют проблемные задания, используя наглядные 
материалы из учебника и мультимедийную презентацию учителя. Они размышляют о том, 
каковы были особенности образовательной системы в Древней Греции и чем отличается день
ученика афинской школы от учебного дня современного пятиклассника.

20

Заключительная часть

Подведение итогов урока, краткое повторение основных моментов. Ответы на вопросы учащихся. 
Рефлексия: что нового узнали на уроке? Что было наиболее интересным? Что осталось непонятным?
Домашнее задание: изучить параграф учебника по теме, составить таблицу «Сходства и отличия
современной и греческой школ». 

7


Планируемые образовательные результаты обучающихся

Предметные результаты

─        знание о том, какие виды образовательных учреждений существовали в Древней Греции, какие знания там получали и какие методы обучения использовались;

─        умение анализировать систему воспитания и образования в афинских школах и гимнасиях;

─        умение определять общие и отличительные черты древнегреческого и современного образования;

─        понимание значения понятий: педагог, палестра, стиль, Мирон, Поликлет, гимнасий, красноречие и применение их для диалога об особенностях афинских школ и гимнасиев;

─        умение доказывать уникальный вклад Древней Греции в современное образование, в сокровищницу мировой культуры;

─        готовность осуществлять группировку информации по заданному учителем и самостоятельно найденному основаниям.

Метапредметные результаты:

─        умение анализировать исторические данные и выявлять особенности, формулировать проблемы и задачи на основе предложенного материала;

─        развитие навыков работы с информацией: поиск, анализ и систематизация данных;

─        способность осуществлять самоанализ и рефлексию в процессе изучения учебного материала, оценивать собственные достижения и определять направления для дальнейшего изучения;

─        улучшение коммуникативных навыков: умение ясно и чётко излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, слушать и понимать других, уважать чужое мнение;

─        осознание ценности образования как ключевого элемента в жизни человека, понимание его роли в развитии личности и общества, сравнение значимости образования в Древней Греции и современном мире.

Личностные результаты:

─        проявление интереса к истории и культуре Древней Греции, понимание значимости изучения исторического прошлого;

─        формирование уважительного отношения к достижениям древнегреческой культуры и образования;

─        осознание важности образования как средства развития личности и общества, понимание роли образования в жизни человека в Древней Греции;

─        воспитание чувства ответственности за свои знания и стремление к дальнейшему изучению истории и культуры.

Критерии оценки достижений результатов:

1.      Активность на уроке (участие в обсуждениях, ответы на вопросы);

2.      Качество выполнения практических заданий;

3.      Результаты самооценки (рефлексия).

Примечание для учителя: этот план-конспект можно адаптировать в зависимости от уровня подготовки учащихся и времени, отведенного на урок.

Литература:

1.              Габелко О. Л., Александрова О. И. Эпоха Эллинизма в российских школьных учебниках по истории Древнего Мира // Педагогика и просвещение. 2024. №1. Код доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/epoha-ellinizma-v-rossiyskih-shkolnyh-uchebnikah-po-istorii-drevnego-mira (дата обращения: 09.06.2025).

2.              Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. — М.: Новое литературное обозрение, 2004.

3.              Колобова К.М. Как жили древние греки / К.М. Колобова, Е.Л. Озерецкая. — М.: 1959.

4.              Низолм Д. Древняя Греция: энциклопедия для детей. — М.: 2011.


Автор(ы): Паскевич Елена Германовна
Приложения: