Приемы работы с лексическими тропами

Сушкова Римма Анатольевна

            Лексические тропы — это выразительные средства языка, которые основаны на переносе значения слова или сочетания слов для создания ярких образов, эмоциональной окраски и художественного эффекта. Работа с лексическими тропами является важной частью развития речевого и литературного мастерства учащихся и способствует формированию эстетического восприятия языка.

Цели и задачи

1.Ознакомить учащихся с разнообразием лексических тропов (метафора, метонимия, синекдоха, гипербола).

2.Развивать умение распознавать и анализировать тропы в художественных текстах.

3.Формировать навыки использования тропов в собственной речи для повышения выразительности речи.

4.Воспитывать интерес к литературе и языку через творческую деятельность.

Приемы работы с лексическими тропами

1.Анализ текста

Выделение тропов в художественных произведениях.

Игра «Найди троп»

Задание: В коротком тексте или стихотворении найдите все лексические тропы.

Пример: В рассказе ученика можно найти метонимию: «Читает Пушкина» (имеется в виду — читает произведения Пушкина).

2.Обсуждение роли каждого тропа в создании образа или эмоциональной окраски.

Задание: Прочитайте отрывок из стихотворения или прозы. Найдите в нем метафоры, метонимии или гиперболы.

Пример: В стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» можно выделить метафору: «Мороз и солнце; день чудесный!». Обсудите, какое настроение создает этот образ.

Вопросы для анализа: Какие чувства вызывает этот образ? Почему автор использовал именно этот троп?

3.Лингвостилистическая разметка

4.Подчеркивание или выделение тропов в тексте.

5.Объяснение переносного значения слов и выражений.

Метафора:

"Сердце его льдом замерзло" - объяснение: сердцем не подразумевается физический орган, а эмоциональное состояние, и его холодность передаётся через образ льда.

6.Создание таблиц или схем для систематизации видов тропов.

Например: Таблица с классификацией тропов:

Тип тропа

Определение

Примеры

Эпитет

Художественное определение, придающее слову новый оттенок

белый слон, горькая правда

Сравнение

Сравнение двух объектов или явлений, используя "как", "будто"

сердце бьётся, как птица в клетке

Метафора

Перенос значения одного слова на другое, основанный на сходстве

морская звезда, лесной огонь

Олицетворение

Придание неодушевленным предметам или явлениям человеческих качеств

ветер шептал, солнце улыбалось

Гипербола

Художественное преувеличение

тысячу лет ждать, море слез

Литота

Художественное преуменьшение

не больше муравья, не смелее пёсика

Метонимия

Замена одного слова другим на основе соседства в пространстве или времени

пить стакан (за место пить жидкость)

Синекдоха

Замена части целым, или наоборот

глаз не видел, душа не слышала

Аллегория

Иносказание, в котором абстрактные понятия или идеи изображаются в конкретной форме

басня о Воробье и его подругах

Оксюморон

Сочетание двух противоречивых слов

горестный радостный, живой мертвец

7.Творческое задание «Создай образ»

Задание: Опишите природу или предмет, используя метафору или гиперболу.

Пример: «Дерево раскинуло ветви, как огромные руки, обнимающие небо». Или: «Гора стояла неподвижно, словно древний страж».

8. Ролевые игры:

Подражать стилю писателя, используя его тропы в своих описаниях.

Игра "Стихи с тропами" (ученики по очереди добавляют тропы в стихи друг друга).

Пример:

"Лес, как старик, склонил свои ветви под тяжестью снега."

Олицетворение ("Лес, как старик") и сравнение ("как старик").

Тропы помогают создать образ мудрого, но усталого, немощного леса. Они усиливают эмоциональное воздействие на читателя.

9.Использование иллюстраций

Задание: Нарисуйте иллюстрацию к тексту, в котором использованы лексические тропы, подчеркните эти выражения.

Это помогает связать визуальное восприятие с языковыми средствами.

10.Создание диалогов или рассказов с использованием лексических тропов для усиления выразительности речи.

11.Работа в группах: подготовка мини-постановок с применением тропов.

12.Рефлексия и обсуждение

Анализ собственных работ на использование лексических тропов.

Обсуждение эффектов, достигаемых при использовании различных приемов.

Обсудите, как использование тропов влияет на восприятие текста.

Какие образы получились ярче? Почему автор выбрал именно такие выражения?

            Работа с лексическими тропами включает разнообразные приемы, направленные на развитие у учащихся навыков анализа, творчества и эстетического восприятия языка. Использование игровых методов, творческих заданий и анализа текстов способствует более глубокому пониманию выразительных возможностей языка и формированию у школьников умения использовать их в собственной речи для создания ярких образов и эмоциональных акцентов.


Автор(ы): Сушкова Римма Анатольевна
Приложения: