Интерактивное обучение в школе

Долгова Мария Николаевна

 Одной из основных форм классического преподавания в обычной российской школе считается лекция, где учитель транслирует информацию, а ученик её получает. Независимые школьные учреждения и прогрессивные преподаватели задействуют интерактивные методы обучения, которые развивают у школьника критическое мышление.

 Интерактивное обучение увлекает учеников, выросших в гиперстимулированной среде. Оно развивает навыки критического мышления, которые являются основополагающими для развития аналитического мышления. Задачи интерактивной методики обучения — с младших классов научить ребёнка :исследовать вопрос, используя воображение и логику, а также принимать решения, основываясь на объективных данных, а не заучивать информацию, чтобы получить пятёрку.

Интерактивное обучение в увлекательной форме учит детей сотрудничать и успешно взаимодействовать в группах. Это незаменимый навык, поскольку, судя по тенденциям, которые прослеживаются в значимых компаниях, работать будущим выпускникам придётся в команде.

Главная задача интерактивного обучения — помочь учащимся понять и раскрыть свои способности, а также в определённой степени контролировать процесс получения знаний. Школьники могут сами решать, каким способом они хотят разрабатывать и представлять свои проекты. Это помогает развивать сильные исследовательские навыки.

Цели интерактивных методов обучения: эффективное усвоение учебных материалов; формирование модели поведения; обеспечение высокой мотивации, свободы самовыражения, тяги к знаниям и командного духа.

 Главное достоинство интерактивного метода обучения состоит в том, что практически все учащиеся активно участвуют в процессе овладения знаниями. Каждый вносит свой особый личный вклад в развитие какой-либо темы или в решении общей задачи или проблемы. Таким образом, учащиеся приобретают для себя особый опыт, который потом смогут применить вне учебных рамок и в совершенно иной обстановке. Работа в команде повышает

заинтересованность, а также активизирует и мотивирует образовательный процесс. Повышается и уровень усвоения материала.

Учитель является своеобразным фильтром, который пропускает через себя информацию, и выполняет функцию помощника в работе, являясь источником информации.

Использование интерактивных форм в образовательном процессе может быть полезно в следующих аспектах:

• вызывают у учащихся интерес;

• способствуют созданию поля для активного участия каждого

ребенка в образовательном процессе;

• способствуют более эффективному усвоению учебного

материала;

• имеют многоплановое влияние на учащихся;

• реализуют обратную связь (ответная реакция аудитории);

• помогают формированию у учащихся собственного мнения и

отношения;

• совершенствуют жизненные навыки;

• способствуют изменению поведения в лучшую сторону.

Важно соблюдать некоторые правила организации:

1. Требуется, чтобы в процессе участвовали все участники образовательного процесса. Для достижения этой цели необходимо использовать некоторые технологии интерактивного обучения.

2. Оценить психологическую готовность учащихся. Это необходимо для того, чтобы убедиться, что все, кто пришел на занятие, психологически готовы к занятию в такой форме. В связи с этим, можно использовать разминки, активное постоянное поощрение за инициативное участие детей в работе, предоставление им возможностей для самореализации.

3. Качество обучения и количество учащихся находятся в прямой

зависимости. Оптимальное число детей в учебной группе или классе- это 25 человек. Только соблюдая это условие, возможна продуктивная работа в малых группах.

4. Подготовить учебный класс (комнату) для работы. Требуется

проверить рабочее состояние технических средств.

5. Важно, чтобы формы взаимодействия и виды деятельности менялись. Для этого нужно учитывать возрастные особенности учащихся. И создать определенный баланс для заданий. Нельзя постоянно заполнять учебный процесс активными видами деятельности или наоборот.

Интерактивные виды обучения позволяют сформировать благоприятный микроклимат в учебном коллективе. Эти формы обучения создают высокую мотивацию, которая позволяет обеспечить прочность полученных знаний, проявить фантазию, творчество и коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, командный дух, свободу самовыражения.

Существует множество различных форм и методов интерактивного

обучения. Каждый педагог может сам создавать собственные варианты.

Назовем ряд основных форм:

• работа по группам;

• творческие задания;

• применение общественных ресурсов;

• обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и

образовательные игры);

• обратная связь;

• разминка;

• тренинги;

• решение проблем («мозговой штурм», «переговоры и медиация»,

«анализ казусов», «лестницы и змейки»);

• дистанционное обучение;

• использование дополнительных технических и интерактивных

средств.

Основное внимание в данной работе мы уделяем именно использованию обучающих компьютерных игр, ввиду того, что данная форма обучения предполагает общение с новыми технологиями.

Наряду с внедрением интерактивной доски. Появились такие вспомогательные устройства как:

• электронные пособия и учебники, которые учитель демонстрирует при помощи компьютера и мультимедийного проектора;

• образовательные ресурсы сети Интернет;

• видео и аудиотехника;

• интерактивные конкурсы, олимпиады, конференции;

• материалы для возможности осуществления дистанционного

обучения;

• научно-исследовательские проекты и работы;

• дистанционное обучение.

Одно из самых распространённых в учебных заведениях сегодня средств технического обучения – интерактивная доска и её программное обеспечение. 

Интерактивное обучение помогает учащемуся не только легко усваивать новый материал, но и запоминать его.


Автор(ы): Долгова Мария Николаевна
Приложения: