Подготовка дошкольников к обучению письму
Степанюк Светлана Ивановна
Письмо – это не просто умение выводить буквы на бумаге. Это сложный процесс, в котором активно участвуют многие центры головного мозга: зрение хранит графические образы букв и слов и отвечает за воспроизведение, слух фиксирует звуковые характеристики, моторные отделы контролируют движения руками и т. д. Именно поэтому навык письма считается одним из самых трудных для овладения и формируется не один год.
Подготовка к обучению письму включает в себя четыре основных направления. У каждого направления свои задачи.
· Развитие руки.
Сформировать правильный захват орудия письма.
Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.
Развивать мелкую моторику руки.
· Подготовка к технике письма.
Развивать пространственную ориентировку.
Воспитывать чувство ритма в движении.
· Упражнение в аналитико-синтетической деятельности.
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Психологи рекомендуют учить ребёнка писать печатные буквы с пяти-шести лет. В этом возрасте у ребёнка достаточно хорошо развиты зрительное восприятие, речь, внимание и память.
Подготовка руки к письму.
- Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.
- Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.
- У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев.
Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Избежать многих трудностей поможет подготовительная работа.
На овладение навыком письма влияют:
· общее физическое развитие ребенка (физическая подготовка, состояние мышц, осанка, выносливость);
· уровень развития моторики – как крупной (координация движений, способность удерживать равновесие), так и мелкой (способность управлять пальцами рук);
· умение ориентироваться в пространстве (умение различать правую и левую стороны предметов, верх и низ, расположение в центре или в углу, сбоку).
Физическому развитию дошкольника способствуют активные игры на улице, прыжки на батуте, катание на самокате, велосипеде, санках и коньках и т. д. А вот чтобы укротить непослушные пальчики, потребуются дополнительные занятия.
Создать базу для обучения помогут:
· Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками.
· Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Аппликации.
· Массаж кистей рук и пальцев.
· Графические упражнения. Штриховка.
Средства развития мелкой моторики
· Вырезание ножницами.
· Пальчиковая гимнастика
· Рисование и раскрашивание.
· Игры с пластилином.
· Игры с конструкторами и мозаикой.
· Игры с веревочкой, шнуровки.
Начинать тренировки можно с трехлетнего возраста.
Написание даже самого простого слова – это трудоемкий процесс, который складывается из множества составляющих: способности сосредотачиваться, правильно артикулировать слово и правильно воспринимать его на слух, умения соотносить звуки с соответствующими буквами, знания графических образов букв, особенности их пространственной ориентации (например, «хвостики» у строчных букв Д и Б, у цифр 6 и 9), умения координировать движения руки и контролировать свои действия.
Согласно данным физиологических исследований, нервная система ребенка и его мышцы достигают необходимого для письма уровня развития только к 7 годам. До этого возраста организм постепенно готовится к ответственному моменту, а дошкольный период называют ориентировочной стадией развития письма.
Специалисты выделяют три стороны формирования навыка письма:
· фонематическую – умение распознавать звуки, из которых состоит слово, и соотносить их с буквами, с помощью которых их можно зафиксировать на бумаге;
· графическую – умение правильно писать буквы, знаки, цифры;
· техническую – умение пользоваться ручкой, карандашом и другими приспособлениями.
Навык письма вырабатывается в три этапа:
· первый – аналитический. Перед ребенком стоит задача вычленить, проанализировать и овладеть отдельными элементами действия (понять, как удобнее держать ручку, с какой силой нужно на нее нажимать, чтобы на бумаге появились буквы и т. д.).
· второй – синтетический. Отдельные элементы (манипуляции) объединяются в одно сложное действие, каждый шаг обдумывается и контролируется.
· третий – этап автоматизации. Ребенку уже не приходится задумываться, как написать ту или иную букву, как соединить буквы в слово, как их расположить на строчках. Его движения становятся более плавными, уверенными, быстрыми, не требуют больших усилий.
3 этапа обучения письму
В процессе обучения детей письму выделяют подготовительный этап, этап печатных букв и этап обучения непосредственно письму.
На подготовительном этапе ребенок должен научиться:
· правильно сидеть за столом (не сутулиться, ноги ставить ровно на пол, не зависать в нескольких сантиметрах от тетради);
· правильно держать карандаш или ручку (располагать пишущий инструмент на среднем пальце, не зажимать в кулаке или в щепоти, следить, чтобы конец смотрел в правое плечо);
· правильно класть тетрадь (чтобы уголок «смотрел» в середину живота);
· ориентироваться, где какая сторона тетрадного листа;
· без усилий фокусироваться на каком-то занятии.
Эти нехитрые навыки дети усваивают в возрасте трех-пяти лет.
Далее следует этап печатных букв (и к этому моменту ребенок уже должен быть знаком с алфавитом). Сначала малыша стоит научить писать палочки (вертикальные, горизонтальные, по диагонали), кружочки и полукруги, овалы. Набив руку на этих деталях, можно приступать к сборке. Начинают, как правило, с самых простых букв – О, С, П, Н, постепенно переходят к сложным – Ю, Ж, Ш и др.
Когда печатные буквы освоены, наступает этап письменных букв. А помогают научиться выводить заглавные и строчные буквы с правильным наклоном прописи – специальные тетради с заданиями, направленными на развитие определенных навыков (писать безотрывно, особым образом соединять отдельные буквы в слова, соблюдать наклон и т. д.).
Приемы для обучения детей письму
Учиться чему-то новому всегда непросто. Чтобы овладение навыком письма проходило с наименьшим напряжением, а занятия не вызывали у ребят сопротивления и не отбили желание ходить в школу, стоит взять на вооружение следующие приемы:
· Показ. Ребенок должен понимать, с чего начинать писать ту или иную букву, как двигать рукой, как сделать закругление, как соединить буквы между собой, а затем из отдельных слогов составлять слово. Для этого ему необходим наглядный пример – как это делается. Воспитатель объясняет способы написания букв, слогов, слов и одновременно показывает – пишет на доске.
· Копирование. Этот прием состоит в обведении образца букв, слогов, слов. Ребенок тренируется делать правильные скругления, учитывать пропорции, выписывать детали (палочки, крючки) нужного размера и нужной формы. Злоупотреблять этим способом не рекомендуется, поскольку ребенок обводит образцы не особо задумываясь, не осознавая, что и зачем он делает.
· Списывание с образца. Если обведение образца тренирует двигательную память и при многократном повторении быстро утомляет, то списывание с предложенного примера задействует способность подражать, воспроизводить то, что перед глазами.
На какие упражнения для обучения детей письму стоит обратить внимание:
· упражнения, развивающие зрительное восприятие (определить предмет по его контурам, узнать недорисованный или перечеркнутый предмет, сложить мозаику);
· дидактические игры, цель которых – развить фонематическое восприятие (выбрать слова с одним и тем же звуком, цепочки слов, речевое лото);
· задания на развитие пространственного восприятия (пройти лабиринт, закрасить клеточки, «расшифровать» рисунок);
· упражнения, развивающие глазомер и мелкую моторику (игры с палочками);
· упражнения, помогающие снять напряжение с мышц плечевого пояса (физкультминутки).
Важно внимательно следить за успехами, помогать и подбадривать его. После занятия обязательно обсуждайте: было легко или трудно? Что получалось лучше? Как думаешь, почему? Над чем ещё потренируемся? Это поможет оценить прогресс и вам, и ребёнку.
Автор(ы): Степанюк Светлана Ивановна
Приложения:
678697c982f4a_Подготовка_дошкольника_к_письму.docx