Подготовка дошкольников к обучению письму

Степанюк Светлана Ивановна

Письмо – это не просто умение выводить буквы на бумаге. Это сложный процесс, в котором активно участвуют многие центры головного мозга: зрение хранит графические образы букв и слов и отвечает за воспроизведение, слух фиксирует звуковые характеристики, моторные отделы контролируют движения руками и т. д. Именно поэтому навык письма считается одним из самых трудных для овладения и формируется не один год.

Подготовка к обучению письму включает в себя четыре основных направления. У каждого направления свои задачи.

·        Развитие руки.

Сформировать правильный захват орудия письма.

Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

Развивать мелкую моторику руки.

·        Подготовка к технике письма.

Развивать пространственную ориентировку.

Воспитывать чувство ритма в движении.

·        Упражнение в аналитико-синтетической деятельности.

 

Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Психологи рекомендуют учить ребёнка писать печатные буквы с пяти-шести лет. В этом возрасте у ребёнка достаточно хорошо развиты зрительное восприятие, речь, внимание и память.

 

Подготовка руки к письму.

  • Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.
  • Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.
  • У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев.

Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Избежать многих трудностей поможет подготовительная работа.

На овладение навыком письма влияют:

·         общее физическое развитие ребенка (физическая подготовка, состояние мышц, осанка, выносливость);

·         уровень развития моторики – как крупной (координация движений, способность удерживать равновесие), так и мелкой (способность управлять пальцами рук);

·         умение ориентироваться в пространстве (умение различать правую и левую стороны предметов, верх и низ, расположение в центре или в углу, сбоку).

Физическому развитию дошкольника способствуют активные игры на улице, прыжки на батуте, катание на самокате, велосипеде, санках и коньках и т. д. А вот чтобы укротить непослушные пальчики, потребуются дополнительные занятия.

 

Создать базу для обучения помогут:

·        Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками.

·        Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Аппликации.

·        Массаж кистей рук и пальцев.

·        Графические упражнения. Штриховка.

Средства развития мелкой моторики

·        Вырезание ножницами.

·        Пальчиковая гимнастика

·        Рисование и раскрашивание.

·        Игры с пластилином.

·        Игры с конструкторами и мозаикой.

·        Игры с веревочкой, шнуровки.

‍Начинать тренировки можно с трехлетнего возраста.

Написание даже самого простого слова – это трудоемкий процесс, который складывается из множества составляющих: способности сосредотачиваться, правильно артикулировать слово и правильно воспринимать его на слух, умения соотносить звуки с соответствующими буквами, знания графических образов букв, особенности их пространственной ориентации (например, «хвостики» у строчных букв Д и Б, у цифр 6 и 9), умения координировать движения руки и контролировать свои действия. 

Согласно данным физиологических исследований, нервная система ребенка и его мышцы достигают необходимого для письма уровня развития только к 7 годам. До этого возраста организм постепенно готовится к ответственному моменту, а дошкольный период называют ориентировочной стадией развития письма. 

Специалисты выделяют три стороны формирования навыка письма:

·        фонематическую – умение распознавать звуки, из которых состоит слово, и соотносить их с буквами, с помощью которых их можно зафиксировать на бумаге;

·        графическую – умение правильно писать буквы, знаки, цифры;

·        техническую – умение пользоваться ручкой, карандашом и другими приспособлениями. 

Навык письма вырабатывается в три этапа:

·         первый – аналитический. Перед ребенком стоит задача вычленить, проанализировать и овладеть отдельными элементами действия (понять, как удобнее держать ручку, с какой силой нужно на нее нажимать, чтобы на бумаге появились буквы и т. д.).

·         второй – синтетический. Отдельные элементы (манипуляции) объединяются в одно сложное действие, каждый шаг обдумывается и контролируется. 

·         третий – этап автоматизации. Ребенку уже не приходится задумываться, как написать ту или иную букву, как соединить буквы в слово, как их расположить на строчках. Его движения становятся более плавными, уверенными, быстрыми, не требуют больших усилий. 

3 этапа обучения письму

В процессе обучения детей письму выделяют подготовительный этап, этап печатных букв и этап обучения непосредственно письму. 

На подготовительном этапе ребенок должен научиться: 

·         правильно сидеть за столом (не сутулиться, ноги ставить ровно на пол, не зависать в нескольких сантиметрах от тетради);

·         правильно держать карандаш или ручку (располагать пишущий инструмент на среднем пальце, не зажимать в кулаке или в щепоти, следить, чтобы конец смотрел в правое плечо);

·         правильно класть тетрадь (чтобы уголок «смотрел» в середину живота);

·         ориентироваться, где какая сторона тетрадного листа;

·         без усилий фокусироваться на каком-то занятии. 

Эти нехитрые навыки дети усваивают в возрасте трех-пяти лет. 

Далее следует этап печатных букв (и к этому моменту ребенок уже должен быть знаком с алфавитом). Сначала малыша стоит научить писать палочки (вертикальные, горизонтальные, по диагонали), кружочки и полукруги, овалы. Набив руку на этих деталях, можно приступать к сборке. Начинают, как правило, с самых простых букв – О, С, П, Н, постепенно переходят к сложным – Ю, Ж, Ш и др. 

Когда печатные буквы освоены, наступает этап письменных букв. А помогают научиться выводить заглавные и строчные буквы с правильным наклоном прописи – специальные тетради с заданиями, направленными на развитие определенных навыков (писать безотрывно, особым образом соединять отдельные буквы в слова, соблюдать наклон и т. д.).

Приемы для обучения детей письму

Учиться чему-то новому всегда непросто. Чтобы овладение навыком письма проходило с наименьшим напряжением, а занятия не вызывали у ребят сопротивления и не отбили желание ходить в школу, стоит взять на вооружение следующие приемы:

·         Показ. Ребенок должен понимать, с чего начинать писать ту или иную букву, как двигать рукой, как сделать закругление, как соединить буквы между собой, а затем из отдельных слогов составлять слово. Для этого ему необходим наглядный пример – как это делается. Воспитатель объясняет способы написания букв, слогов, слов и одновременно показывает – пишет на доске.

·         Копирование. Этот прием состоит в обведении образца букв, слогов, слов. Ребенок тренируется делать правильные скругления, учитывать пропорции, выписывать детали (палочки, крючки) нужного размера и нужной формы. Злоупотреблять этим способом не рекомендуется, поскольку ребенок обводит образцы не особо задумываясь, не осознавая, что и зачем он делает. 

·         Списывание с образца. Если обведение образца тренирует двигательную память и при многократном повторении быстро утомляет, то списывание с предложенного примера задействует способность подражать, воспроизводить то, что перед глазами.

На какие упражнения для обучения детей письму стоит обратить внимание:

·         упражнения, развивающие зрительное восприятие (определить предмет по его контурам, узнать недорисованный или перечеркнутый предмет, сложить мозаику);

·         дидактические игры, цель которых – развить фонематическое восприятие (выбрать слова с одним и тем же звуком, цепочки слов, речевое лото);

·         задания на развитие пространственного восприятия (пройти лабиринт, закрасить клеточки, «расшифровать» рисунок);

·         упражнения, развивающие глазомер и мелкую моторику (игры с палочками);

·         упражнения, помогающие снять напряжение с мышц плечевого пояса (физкультминутки).

 

Важно внимательно следить за успехами, помогать и подбадривать его. После занятия обязательно обсуждайте: было легко или трудно? Что получалось лучше? Как думаешь, почему? Над чем ещё потренируемся? Это поможет оценить прогресс и вам, и ребёнку.


Автор(ы): Степанюк Светлана Ивановна
Приложения:
678697c982f4a_Подготовка_дошкольника_к_письму.docx