Активизация деятельности учащихся на уроках труда
(технологии) с использованием деловых игр

Петрова Валентина Владимировна

Для деловой игры характерны скрытые резервы, способные активизировать деятельность учащихся на уроках технологии. Активное позиционирование и типичность определенных экономических реалий, которые рассматриваются в процессе игры, постоянное дублирование их основных компонентов составляют сущность  задач деловой игры. 

Как средство обучения активизации деятельности, деловая игра обладает тем достоинством, что повышает увлеченность участников в учебном процессе, предоставляет возможности применять полученные технологические  знания для решения конкретных практических задач: обучения, принятия управленческих решений, организационного проектирования, исследования [4]. 

Теоретические основы активизации деятельности учащихся раскрыты в исследованиях Н.Г. Морозовой, Н.Ф. Талызиной, И.С. Якиманской, Г.И. Щукиной и др.

Психологические подходы к проблеме активизации деятельности обучающихся на определенном возрастном этапе выявлены в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.

Исследованию активизации деятельности школьников в учебном процессе, способов его сформированности посвящены работы А.И. Бычкова, А.И. Стрежова, Г.И. Щукиной и др.

Различные аспекты проблемы активизации деятельности и самостоятельности обучающихся исследованы А.К. Громцевой, М.А. Данилова, Н.А. Семенова, Б.П. Есипова, И.Я. Лернером, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.

Исследователи В.Д.Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, рассматривают сущность активизации деятельности школьников на уроках технологии с учетом закономерной взаимосвязи содержания технологического образования, деятельности учения и деятельности обучающего. Активизация деятельности учащегося организуется на всех этапах процесса обучения. Решение данной педагогической задачи опирается на активность, собственную инициативу и творческие поиски учащихся в познавательной деятельности.

Мы предлагаем в качестве одного из  методических способов активизации деятельности использование в учебном процессе деловой игры.

Деловая игра широко используется как средство, форма и метод обучения и воспитания. Игровой метод является активным методом обучения. В отличие от традиционных методов уникальность игры состоит в том, что она позволяет усвоить не только понятийно-информационное содержание проблемы, но и способы деятельности в определенной сфере, нормы, правила, ролевую структуру деятельности, опыт социального поведения. Игра ценна тем, что обучение на уроках технологии происходит неявно и занимательно. Именно, естественность, деятельностный характер обучения в игре заставляет переоценивать свои сомнения в дидактических возможностях деловых игр.

Существует потребность в совершенствовании методики преподавания технологии в направлении большего использования активных методов обучения среди них выделяются: [3]. 

·        Словесные

·        Наглядные

·        Практические

В то же время в арсенале этих методов отсутствуют деловые игры. Поэтому проблема активизации деятельности учащихся на уроках технологии, основанной на деловых играх, является весьма актуальной.

Основная цель активизации это выявить уровень деятельности учащихся на уроках технологии в процессе художественной обработки древесины с использованием деловых игр.

Предполагается, что активизация деятельности школьников на уроках технологии будет наиболее эффективным при условии использования учителем в учебной деятельности деловых игр. К деловым играм относятся:

·                     Имитационные игры

·                     Управленческие игры

·                     Исследовательские игры

·                     Организационно-деятельные игры

·                     Игры-тренинги

·                   Игры проективные

Задачами активизации деятельности учащихся на уроках технологии являются:

1.                          Изучение начального уровня деятельности учащихся по теме «Обработка древесины» (на начало учебного года),

2.                          Проведение повторную диагностику деятельности учащихся по теме «Обработка древесины» (в конце года).

Для определения степени активизации деятельности обучения на уроках технологии с использованием деловых игр нами проведена экспериментальная работа в 6 классе.

В эксперименте участвовали 20 детей. С целью решения  поставленной проблемы нами разработаны критерии оценки:

1.                Имеет представление о дереве.

2.                Владеет приемами работы с древесиной.

3.                Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

4.                Умеет самостоятельно провести анализ.

5.                Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

6.                Учитывает яркость, оригинальность при выполнении.

7.                Выполняет работу по замыслу.

8.                Показывает уровень воображения и фантазии.

В ходе констатирующей части эксперимента нами, по 1 критерию выявлено что, 10 детей имели представление о материале, а 10 детей нет.

8 учеников класса смогли с помощью учителя технологии определить последовательность выполнения работы.

При этом никто из детей не смог провести самостоятельный анализ.

14 детей смогли с помощью педагога использовать свои конструктивные решения в процессе работы.

Никто из детей не учитывал яркость и оригинальность при выполнении аппликации.

У 8 учащихся было выражена способность выполнять работу по замыслу.

Никто из детей не проявил воображения и фантазии при создании аппликации.

Определяя наличие дополнительных и оригинальных элементов в изготовляемых изделиях, следует отметить, что многие дети стремились уточнить у педагога, что им необходимо выполнить, поэтому  ожидали подсказки, образца.

При исследовании активности в художественной деятельности на конец учебного года получили следующие результаты:

В ходе формирующего этапа экспериментальной работы нами обнаружена абсолютная динамика по всем выделенным нами критериям. Все учащиеся группы имели представление о материале, владели приемами работы с древесиной, самостоятельно определяли последовательность выполнения работы, умели самостоятельно проводить  анализ изготовленной поделки, с этой целью они использовали свои конструктивные решения в процессе работы, учитывали яркость, оригинальность решений, т. е работу выполняли по замыслу, показывали высокий уровень воображения и фантазии.

Анализ качественных результатов экспериментальной работы, проведенной нами с учащимися 6-го класса над заключительной итоговой работой, наглядно подтверждает эти положения:

Анализ работы позволил определить значительный  уровень активности и показатели  желания учащихся  участвовать в художественно-эстетической организации среды, изготавливать изделия и предметы для интерьера  комнаты школьника.

Результаты формирующего этапа эксперимента подтвердили, что  активизация деятельности школьников к технологии обработки древесины с использованием деловых игр находилось в прямой зависимости от степени сформированности разнообразных умений.

Формирующий этап педагогического эксперимента показал, что:

-    расширился значительно общий кругозор о способах и средствах технологии обработки древесины, особенно о декоративно-прикладном искусстве, дизайне;

-    активизировалась мотивация, основным стержнем которой стали освоенные технологии обработки древесины средствами декоративно-прикладного искусства с использованием компьютера;

-     закрепились способы технологической деятельности, освоенные школьниками умения использовать средства декоративно-прикладного искусства и возможности деловых игр, которые способствовали углублению общетехнологических знаний по обработке древесины, приобретению специальных умений, которые подняли уровень качества результатов технологической деятельности;

-       технологическая деятельность, индивидуальная и групповая, приобрела рациональный характер;

-       деятельность в целом поднялась на творческий уровень от замысла до ее результатов, причем каждый компонент познавательной деятельности способствовал развитию устойчивого интереса школьников к деревообработке [5]. 

Динамика процесса освоения учащимися художественной обработки древесины в ходе деловой игры содействовала углублению и укреплению познавательного интереса школьников в целом к технологической деятельности по деревообработке.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Надточий, А. П. Справочник по техническому труду «Обработка древесины металлов, электротехнические и другие работы»: Книга для учителя. / А. П. Надточий, А. Н. Ростовцев. - М.: Прсвещение, 2016

2.     Никитин, Г. А. Формирование технологической культуры будущих бакалавров на основе этноэстетических ценностей / Г. А. Никитин, В. Н. Иванов. – Чебоксары : Новое Время, 2015. – 180 с.

3.     Никитин, Г. А. Формирование технологической культуры учащихся на основе этноэстетики / Г. А. Никитин. – Чебоксары : чуваш. гос. пед. ун-т,2012. – 330 с.

4.     Никитин, Г.А. Этноэстетика в практике формирования технологической культуры учащихся : учеб. пособие / Г.А. Никитин. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 364 с. (22,75 п.л.).

5.     Петров, B. C. Технология использования выразительных возможностей древесных природных материалов и отходов древесины: Учебное пособие. / В. С. Петров. - СПб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012

6.     Платов, В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. / В. Я. Платов.  – М.: Профиздат, 1991. – 192 с.

 


Автор(ы): Петрова Валентина Владимировна
Приложения: