Детская заинтересованность как основное
условие для творчества педагога

 Хлебникова Вера Игоревна,
учитель географии ГБОУ гимназия 399
Красносельского района Санкт-Петербурга

                                                                                                  Творчество - творение, сотворение,
                                                                                                 созидание, как деятельное свойство.

Категория: Теория и методика обучения

В этой цитате, на мой взгляд, главное слово - деятельность. Сейчас очень много внимания уделяется подготовке детей к различным конкурсам, выступлениям, соревнованиям. Они создают под руководством учителя свои проекты, борются за гранты и т.д. Но это единичные, узкотематические работы. А как быть с творчеством на уроке? Ведь творчество-это «деятельное свойство». Как сделать так, чтобы каждая, пусть даже самая маленькая работа ребенка была замечена и имела смысл, чтобы ее можно было использовать в дальнейшем.

Очень часто учителя дают опережающие задания к урокам по той или иной тематике, выступления на 3-5 минут. Прослушали и … «выбросили». Польза от такой работы нулевая, так называемое одноразовое использование. Однообразие презентаций, «доклады» в конце четверти (чтобы улучшить отметку) скаченные из интернета, которые не прочитаны ни учеником, ни учителем.

Кроме того, сейчас много говорят о перегруженности учащихся домашними заданиями. Разумное сочетание традиционных домашних заданий и творческих работ учащихся дает больше возможностей учителю для осуществления индивидуального подхода в обучении, а учащимся – возможностей для самореализации.

Не все учащиеся могут подготовить выступления на должном уровне. Например, есть текст, но нет презентации или вообще никто не подготовился. При подготовке к уроку ученики могут использовать презентации и тексты предыдущего года. Кроме того, сам учитель не всегда успевает проследить за теми изменениями, которые происходят в стране и мире. И в этом могут помочь нам ученики. Поэтому я решила собирать и систематизировать работы с целью:

1. накопления и использования материала;

2. создания образцов для выполнения заданий;

3. «помощь» на уроках;

4. сбора информации по новой тематике;

5. тренинга для учащихся по созданию презентаций;

6. создания раздаточного материала.

Приведу несколько примеров:

 

8 класс, тема: «Мозаика народов».

За несколько лет накопилось большое количество сообщений по этой тематике (работы учащихся). Они оформлены на отдельных листах, которые я раздаю на уроке для самостоятельной работы. Ученики должны обработать (прочитать) минимум 10 текстов, выписать основные данные о народе (где проживает, особенности культуры, традиции и т.д.), отметить на контурной карте места компактного проживания этих народов.

В качестве другого примера приведу конкретную работу, выполненную учащимися.

В курсе 8 класса «География России» в разделе «Население России» есть темы: «Наш демографический портрет» (половозрастной состав населения), «Миграции населения», «Россияне на рынке труда» (география рынка труда). В учебнике анализируются данные по России в целом. Работа со статистическим материалом не вызывает большого интереса у учащихся, а тем более если это некие общие данные.  Чтобы изменить отношение учащихся к теме, я предложила им выполнить задание, целью которого являлось исследование «особенностей населения» школы и семьи. В проекте принимали участие ученики 8 класса, которые взяли данные по гимназии № 399 и данные о семьях учеников гимназии.

 

Тема: «Наш демографический портрет»

       Для работы над проектом учащиеся могли воспользоваться данными ежегодного отчета «Возрастной состав обучающихся ГБОУ гимназия № 399».

 

Год рождениявозраствсегоИз них девочекИз них мальчиков
20155 лет2-?
20146лет8543?
20137лет10447?
20128лет9857?
20119лет8644?
201010лет7942?
200911лет7643?
200812лет7551?
200713лет5628?
200614лет5436?
200515лет4526?
200416лет108?
200317лет11?
итого 771426?

 

Цели и задачи:

1.Составить представление о половозрастном составе гимназии   399.

2.Сравнить данные по России и гимназии.

3.Применить вычислительные навыки: высчитать количество мальчиков, обучающихся в гимназии.

4.Построить половозрастную пирамиду (оформление произвольное)

5.Сделать выводы.

Все учащиеся справились с работой, особенно их заинтересовали данные по своей возрастной группе.

Главный вывод, который сделали учащиеся: половозрастной состав населения гимназии №399 в целом совпадает с половозрастным составом России:

- уменьшение рождаемости после 2011 года.

- демографический кризис 90х годов (родители);

Тема: «Миграции населения»

В этой работе я намеренно сузила тему и назвала ее «Откуда мы?». В последнее время большое внимание общественность уделяет вопросам, связанным со своим прошлым. Начав работать в одном из классов, я обратила внимание на необычные фамилии учеников (Акименко, Маловичко, Тополь, Кузьма, Ганенко, Ворона, Антипенко и др.) Мне захотелось проверить свои предположения. Учащиеся получили задание узнать у родителей, откуда родом их предки. После сбора и обработки материала, мы выяснили, что большая часть предков учеников родом из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и очень много выходцев из Украины.

Все статистические материалы были представлены в виде графиков и диаграмм.

Эти две работы были выполнены учащимися 8-х и 9-х классов.

Тема: «Россияне на рынке труда».

Эта работа преследовала две основные цели:

1.Выяснить, где и кем работают родители учащихся.

2.Профориентация

На первом этапе были собранны данные о занятости родителей. Необходимо было дополнительно указать, в какой сфере (производственной или непроизводственной) они работают. (В ходе сбора данных у некоторых учеников возникли трудности с точным определением места работы и профессии родителей).

По результатам опроса и обработки данных мы выяснили, что большая часть родителей учеников 9 класса заняты в непроизводственной сфере. Поэтому главный вывод, сделанный девятиклассниками, состоит в том, что необходимо ориентироваться на выбор профессий, связанных с производственной сферой.

Описанные выше работы выполнены в разных классах и параллелях. Процесс сбора, обработки и представления информации был для ребят, несомненно, интересен. А конечный продукт – графики и диаграммы – оказался неожиданным и заставил задуматься о вопросах, казалось бы, далеких от географии.

         Такие работы, на мой взгляд, полностью оправдывают себя, позволяя решать различные учебные и воспитательные задачи, способствует разгрузке содержания учебного материала, позволяет использовать эффективные методы обучения. У учащихся появляется мотивация к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.), улучшается психологический климат на уроке, обеспечивается индивидуальный подход к ученику.

 

9 класс, тема: «Регионы России».

При изучении экономических районов России, есть главы, посвященные городам. Это очень большой по объему материал и очень важный для понимания истории и культуры нашей страны. К сожалению, наши дети знают названия максимум 10 городов России. Моя задача - познакомить учеников с большим количеством городов, их особенностями, достопримечательностями, современной жизнью. По этой теме собрано большое количество презентаций по разделам:

 «Центральная Россия» (33 работы)

«Уральский экономический район» (15 работ)

 «Юг Европейской части России» (16 работ)

 «Западная и Восточная Сибирь» (15 работ)

«Дальний Восток» (15 работ).  

Каждый год материал пополняется, лучшие работы по одной теме оставляются. Даже, если ученики не готовы, я могу сама воспользоваться детскими презентациями и рассказать о том или ином городе. Также накоплен материал по теме «Народные промыслы».

10-11 классы

 

Эта категория учеников наиболее загружена и уже сориентирована на изучение необходимых для поступления предметов. Кроме того, география всего один час в неделю. При таких условиях, необходимо, очень четко планировать каждый урок.

         Именно поэтому при организации учебной деятельности школьника особое внимание необходимо уделять нормированию учебной нагрузки, особенно домашних заданий. Разумное сочетание традиционных домашних заданий (прочитать и пересказать параграф, ответить на следующие вопросы и т. д.)  и творческих работ учащихся дают больше возможностей учителю для осуществления индивидуального подхода в обучении, а учащимся - возможностей для самореализации. Таким творческим домашним заданием может быть, например, подготовка реферата по страноведению в 11 классе, когда ученик готовит материал по одной стране, в которой он был или хочет побывать, или она ему просто нравится. А потом «защищает» свою работу на одном из уроков.  Приветствуются национальные костюмы, музыка, блюда национальной кухни т.д. Такой вид работы доставляет удовольствие не только самому ученику, но и тем, кто его будет слушать. Кроме того, учащиеся тем самым получают информацию по данной теме не от учителя, а от своего же товарища.

         Во время доклада одного учащегося весь класс продолжает работать, заполняя технологическую карту (таблицу). Основными ее разделами являются: общие данные о государстве, характеристика населения, особенности экономики, интересные факты, оценка ответа учащегося. Это позволяет уже на уроке систематизировать полученную информацию и выполнить часть работы, которая могла быть дана на дом. Кроме того, учащийся за свою работу получает отметку.

         За 26 лет (с 1998 года), учащимися было написано большое количество работ, лучшие из них в дальнейшем используются для работы на уроках. В последние годы печатные материалы были дополнены компьютерными презентациями. Всего собрано более 200 работ. Это своего рода библиотека.

В 10-х классах часто даются задания по группам, что позволяет охватить большой объем материала и уменьшить домашнюю подготовку. По многим темам сделаны презентации. Например, «Ресурсы мира» (20 работ), «Экономика мира» (22 работы), «Мировые религии» (27 работ) и т.д.

Это я называю «Мини - проекты». «Мини»- первая составная часть сложных слов, уменьшенное подобие чего-либо. За счет чего можно добиться уменьшения размеров проектов?

Достичь можно в результате усовершенствования их конструкции:

- поставить конкретную цель работы

- определить объем материала

-установить время выступления (10-15 мин)

Это должна быть очень конкретная и небольшая работа. Мини - проекты могут выполняться учащимися любых классов и по любой теме. Но, обязательное условие для работы - тема должна быть интересна ученику.

В деятельности учащихся акцент делается на работу с информацией, на создание условий для развития таких умений, как поиск сведений, анализ, синтез, выделение главного, обобщение и т.д. Жизнь ставит задачу научить детей умению адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, находить оптимальные решения задач разных уровней и масштабов. Постановка задачи, поиск, решение способствуют развитию мыслительной деятельности и повышению познавательного интереса учащихся. Однако не менее важным является и то, что такая деятельность освобождает учащихся от заучивания больших объемов информации, от пересказывания этой информации на уроке и т.д., а позволяет научиться школьнику «учиться».

 

Отдельно хочется сказать о подборе видеоматериалов. В кабинете географии очень большая фильмотека, которая пополняется и за счет учеников, которые находят фильмы и видеоролики по заданной тематике.

 Описанные выше работы выполнены в разных классах и параллелях. Процесс сбора, обработки и представления информации был для ребят, несомненно, интересен. А конечный продукт, может использоваться из года в год, корректироваться и изменяться согласно современным условиям.

         Эта работа, на мой взгляд, полностью оправдывает себя, позволяя решать различные учебные и воспитательные задачи, способствует разгрузке содержания учебного материала, позволяет использовать эффективные методы обучения. У учащихся появляется мотивация к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.), улучшается психологический климат на уроке, обеспечивается индивидуальный подход к ученику.

 

                                          Хлебникова В.И.


Автор(ы): Хлебникова Вера Игоревна
Приложения: