Нарушение формирования навыков письма (дисграфия),
чтения (дислексия), счета (дискалькулия).
Причины, выявление, помощь

Широкова Юлия Константиновна,
учитель начальных классов

С момента, когда ребёнок идёт в первый класс, у его родителей прибавляется забот и хлопот. Но, кроме этого, они всё больше узнают своего карапуза, теперь уже со стороны его способности воспринимать и анализировать полученную новую информацию. Вот тут-то иногда мам и пап ждёт неприятное открытие: выясняется, что их малыш путает буквы, дописывает ненужные элементы и обладает некрасивым почерком. Это первые признаки дисграфии. Что она собой представляет и каковы упражнения для коррекции у младших школьников, рассмотрим ниже.

Дисграфия – это особенность мозга ребёнка, определяющая расстройство письма при нормальном развитии интеллекта. К сожалению, до настоящего момента учёными достоверно не установлены причины этого заболевания.

Заболевание проявляется примерно у 30% детей школьного возраста, обычно у второклассников. Многие родители считают, что в этой проблеме виноваты различные новые системы образования, вызывающие у школьников проблемы с обучением из-за перегрузки мозга. Но это не верно, как и то, что это заболевание является следствием умственной отсталости малыша. Задержка умственного развития или нарушение данной функции никак не связаны с возникновением у школьников дисграфии.

Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

Кроме этого, возможными предпосылками дисграфии могут быть:

·        соматические болезни матери;

·        резус-конфликт;

·        гормональный сбой в организме матери в первом и третьем триместрах;

·        ядерная желтуха;

·        задержка психического развития;

·        недоношенность;

·        недостаточное общение с ребёнком;

·        многоязычие в семье (особенно если мама и папа говорят на разных языках);

·        патологии во время беременности;

·        запущенные проблемы с речью ребёнка, например, при алалии, когда малыш слышит, но не разговаривает, или дизартрии — расстройстве произношения.

·        неправильная речь близких людей или нечеткое произношение слов.

·        слишком ранние попытки обучения ребенка грамоте, когда психологически он к этому шагу еще не готов.

К счастью, определить дисграфию, а, значит, подобрать программу коррекции, совсем несложно. Как правило, малыши с таким диагнозом:

§  не дописывают элементы букв;

§  пишут в зеркальном отображении;

§  заменяют буквы, сходные по звучанию;

§  пишут с большим количеством ошибок;

§  игнорируют заглавные буквы;

§  обладают корявым почерком;

§  непонятно говорят;

§  не любят уроки письма.


Автор(ы): Широкова Юлия Константиновна
Приложения:
67540c407f50c_Disgrafia_dislexia_diskalkulia.docx