Мастер-класс
Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-
образовательном процессе
Запорощенко Оксана Борисовна
Здоровье – это вершина,
на которую человек должен подняться сам.
И. Брехман - основатель валеологии
Мастер-класс для педагогов ДОУ рассчитан на неограниченное количество участников. Занятие для педагогов включает в себя две части: организационную и практическую.
Цель: освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
- раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;
- познакомить с методикой их проведения;
- поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья дошкольников;
План проведения мастер – класса
1. Теоретическая часть (презентация)
2. Практическая часть (подведение итогов)
Ход мастер - класса:
Часть 1. “Теория”
Уважаемые коллеги, сегодня я поделюсь опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду. Мне бы очень хотелось, чтоб вы были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер - класса.
Мы с вами поговорим об одной из основных задач, стоящих перед ДОУ – укрепление здоровья детей.
Я думаю, вы согласитесь со мной, что одной из важнейших составляющих здоровья является двигательная активность. Особенно актуальна эта тема сейчас, в век компьютеризации, когда наши дети, да и мы сами всё больше проводим времени не в движении, а сидя за компьютерами, вследствие чего появляется нарушение осанки и множество других проблем здоровья.
Статистика показывает, что ежегодно уменьшается количество детей с 1 группой здоровья и увеличивается со 2 и 3 группой.
Здоровый образ жизни не складывается сам по себе. Детей нужно учить, поэтому очень важен обучающий аспект. Важно развивать не только двигательные качества, но и приобщать детей к нормам здорового образа жизни.
Все мы взрослые знаем, что тот, кто бережёт своё здоровье, постоянно заботится о нём, тому и всё здорово. У детей совсем другие представления…
Сейчас я предлагаю посмотреть видеоролик: где дети отвечают на вопросы.
1. «Что нужно делать для того что бы быть здоровым?»
2. «Что самое дорогое и ценное в жизни человека?”»
Видеоролик.
Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Нужно объяснить им, и они будут беречь себя”.
Так что же такое «здоровьесберегающие технологии»? Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно - оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – создать условия для сохранения здоровья, донести до детей необходимые знания по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В своей работе, на занятиях я использует следующие виды здоровье сберегающих технологий: ритмопластику, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, самомассаж, сказкотерапию, гимнастику ортопедическую, гимнастику дыхательную, релаксацию и валеология.
Сейчас вашему вниманию я предлагаю посмотреть презентацию.
Презентация.
В презентации был представлен валеологический цикл. Хотела бы немного на нём остановиться.
Мы разработали физкультурно – валеологический цикл, для получения детьми знаний о строение своего организма.
Реализация физкультурно- валеологического цикла осуществляется через интегрированные занятия, которые проходят один раз в месяц в разделе - «Познавательное развитие». Цикл представлен для старшего дошкольного возраста, где образовательные задачи решаются в комплексе с коррекционными.
Детям предлагается попасть в страну Здоровячков. Путешествие будет долгим (в течение всего цикла занятий), по дороге дети знакомятся с Докторами: Доктор Тело, Доктор Красивая Осанка, Доктор Глаз и Доктор Ухо, Доктор Упражнение, Доктор Кислород - подружившись с ними, дети попадают в страну Здоровячков! Конечная задача этого цикла - выработка у выпускников детского сада осознания значимости, здорового образа жизни и умения выбирать соответствующие средства для его достижения. Получив определённую информацию о самих себе, дети легче саморегулируют своё поведение в дальнейшем, учатся самостоятельно следить за своим здоровьем.
Я считаю, что комплекс здоровьесберегающих мероприятий помогает осуществлять теснейшую связь между физическим здоровьем и психическим состоянием ребёнка, а значит, и реализовать истину: «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу!».
- А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаем вам на практике опробовать нетрадиционные виды здоровьесберегающих технологий: су – джок гимнастику, биоэнергопластику и кинезиологические упражнения.
Часть 2. “Практика”
Уважаемые коллеги! Если бы Вам выпала уникальная возможность побывать в курортном городке «Городе здоровья», согласились бы вы?
Тогда предлагаю Вам оставить на время все проблемы, волнения и накопившиеся дела.
Всем в дорогу нам пора,
Впереди ждут чудеса!
Примите участие скорей,
Вставайте в квадратики быстрей.
Путешествие мы начинаем,
Всем здоровья пожелаем.
Всех ждет
Ритмика + пластика,
Су - джок гимнастика,
А потом массаж
В общем спортивный ералаш!
Отправляемся в путешествие! Отгадайте загадку и вы узнаете на каком виде транспорта мы поедем..
Вот по небу быстро мчится
К нам стальная чудо-птица,
На курорт нас унесёт,
Эта птица... (самолёт).
Ритмическая композиция «Самолётик». Вот мы и прилетели….
На курорте принято отдыхать и здоровье укреплять. Я предлагаю заняться: Су - Джок гимнастикой.
Су - Джок – в переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –гимнастика оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма.
Сейчас мы сделаем упражнения для стоп и походим по дорожкам здоровья.
А теперь, мы выполним массаж кистей рук «Су-Джок». Данный массаж выполняется специальным массажным мячиком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Массаж Су – Джок: «Ёжик», «Лимон», «Шарик»
Продолжаем путешествие по Городу здоровья и поедем на…(загадка)
Справа - дверца!
Слева - дверца!
И бензиновое сердце!(Автомобиль)
Ритмическая композиция «Колёсики»
Стоп, остановка – биоэнергопластикой позанимаемся мы ловко!
Биоэнергопластика включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика, направлена на совместные движения тела и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря этим упражнениям у ребенка улучшается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развивается координация движений и соответственно речь.
Упражнения: «В гости к кошке», « Еноты», «Два медведя», «Чей дом»
«Бабочки» ритмическое упражнение, с использованием не традиционного оборудования.
А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одной здоровьесберегающей технологией - кинезиологией.
Мы с вами сделаем кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», которые помогут вам стать внимательными, активными, снять напряжение, раздражение и улучшить настроения! (согласованность в работе правого и левого полушарий)
Упражнения: «Ухо-нос-хлопок», « Голова – живот», « Здорово – плохо» (это упражнение поднимает настроение) Вот мы с вами и улыбнулись. Говорят, одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде.
Ну а как мы еще можем поднять настроение? - правильно играя в игры.
«Ура, а теперь игра!»
Поиграем в игры, которые стимулируют развитие речи. «Медведь», «Вот идёт чёрный кот…», «Гусеница»
Хорошо вы все играли и немножечко устали, пришло время отдохнуть и расслабиться.
Релаксация
Релаксация – это умение расслабляться. Она помогает одним детям снять напряжение, другим – снять возбуждение.
Релаксационные упражнение «Снеговик», «Шалтай – балтай», «Кукареку».
А теперь представьте, что ярко светит солнышко. Вы поймали золотой лучик и согрелись ваши сердца, наши души наполнились теплом жизни.
Солнышко есть в каждом из нас – это наши улыбки, хорошее настроение. Это радость и тепло, которое мы дарим друг другу и всем людям, окружающим нас.
Так пусть же улыбки никогда не сходят с Ваших лиц и согревают всех вас.
Возвращаться нам пора, заждались нас всех дела!
Ритмическая композиция «Поезд»
Закончено путешествие.
Уважаемые коллеги, я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что мастер – класс был для вас информативен, полезен и интересен.
Буду рада, если данные технологии вы будете использовать в своей работе.
«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель)
Автор(ы): Запорощенко Оксана Борисовна
Приложения: