Методическая разработка занятия, направленная на формирование
антикоррупционного мировоззрения обучающихся
Агитационный плакат — визуальное средство
профилактики коррупции
Черней Ксения Петровна
Класс, предмет/программа – обучающиеся 4-6 классов (10 –12 лет). Данное занятие может быть использовано педагогами в объединениях художественной направленности, связанных с изобразительным искусством, а также с компьютерной графикой и графическим дизайном.
Тема занятия: «Агитационный плакат — визуальное средство профилактики коррупции».
Цель занятия: формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся через создание плаката.
Задачи:
Обучающие:
– актуализировать знания о коррупции и формах её проявления;
– познакомить обучающихся с понятием «плакат», историей его использования и с правилами его создания;
– научить создавать плакат в стиле «коллаж», используя шаблоны.
Развивающие:
– способствовать развитию творческого мышления обучающихся;
– способствовать развитию навыков общения и взаимодействия в коллективе;
Воспитательные:
– формировать у обучающихся негативное отношение к коррупции;
– повысить уровень правовой культуры обучающихся;
– содействовать формированию активной гражданской позиции.
Планируемые результаты:
Личностные:
– нравственное воспитание личности обучающегося;
– осознание необходимости и значимости борьбы с коррупцией во всех ее проявлениях;
– формирование антикоррупционного сознания в ходе создания плакатов;
– понимание возможности личного вклада в борьбу с коррупцией;
– развитие познавательного и творческого потенциала обучающихся.
Метапредметные:
– формирование правового мышления и овладение информацией о нормативно-правовых основах борьбы с коррупцией;
– способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
– развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
– способность применять полученные знания на практике;
– использование творческого мышления для достижения поставленных целей.
Предметные:
– знакомство с новым видом искусства, видом графики — плакат;
– освоение приемов художественной визуализации образов в области рисования и графики;
– осознание роли плаката для воспитания антикоррупционного поведения в современном мире;
– ориентирование в понятиях «коррупция» и ее формах.
Оборудование занятия: компьютер, экран и проектор для просмотра презентации и наглядного материала, бумага, распечатанные шаблоны, клей, маркеры, ножницы.
Ход занятия
Этап 1. Мотивационно-целевой.
Цель этапа: постановка проблемы, объяснение темы занятия и основных понятий.
Продолжительность: 3 минуты
Постановка задач/проблемы:
Педагог: Ребята, внимательно посмотрите на слайд. (Приложение 1, слайд 1).
Какое социальное явление вы видите?
(Ответ детей: взятка).
Педагог:
Верно! На сегодняшний день взятка является самой распространенной формой такого опасного социального явления как коррупция. Сегодня мы с вами познакомимся с формами коррупции, рассмотрим примеры, где мы можем столкнуться с ней и узнаем, насколько она опасна для нашего общества. Но главная наша задача будет заключаться в том, чтобы изучить методы противодействия коррупции и как их можно реализовать каждому из нас.
Этап 2. Ориентационный (введение в тему).
Цель этапа: познакомить обучающихся с понятием «коррупция», ее формами, и основными методами противодействия.
Продолжительность: 10 минут
Форма работы: беседа.
Содержание.
Педагог:
Ребята, знакомы ли вы с понятием «коррупция»?
Обучающиеся отвечают, педагог корректирует ответы.
Педагог:
Коррупция (от лат. corrumpere «растлевать») — термин, обычно обозначающий злоупотребление служебным положением в личных целях — использование должностным лицом своих служебных полномочий, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее закону и моральным установкам. (Приложение №1, слайд 2)
Соответственно, человека, который злоупотребляет своими должностными полномочиями, называют коррупционером.
К формам проявления коррупции относятся: злоупотребление служебным положением, мошенничество, взяточничество, хищение, вымогательство и др. (Приложение №1, слайд 3)
Все участники коррупционных действий несут ответственность за свои действия. (Приложение №1, слайд 4)
Коррупция –– явление социальное, поэтому столкнуться с ним мы можем в различных сферах нашей жизни. Коррупция бывает бытовой, деловой и политической.
Ребята, как вы думаете, где мы можем столкнуться с коррупцией и какому виду она буде относится? (Приложение №1, слайд 5)
Обучающиеся предлагают ответы, педагог дает комментарии к каждому утверждению.
Педагог: Ребята мы сейчас увидели, что коррупция проявляется практически во всех сферах нашей жизни (образовании, медицине, государственных учреждениях, политике и т. п.). Чем же она опасна для нашего общества? Внимательно посмотрите на слайд. На нем перечислен лишь небольшой список разрушительных последствий коррупции. (Приложение №1, слайд 6)
На сегодняшний день коррупцию мы можем представить как болезнь нашего общества, которую нужно вылечить, а самое главное ее можно предотвратить. Как для каждой болезни, так и для коррупции существуют меры профилактики.
Обратите ваше внимание на слайд. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с одним из эффективных средств по профилактике коррупции –– идеологическая пропаганда (распространение информации с целью формирования негативного отношения к коррупции). (Приложение №1, слайд 7)
Существуют разные формы идеологической пропаганды: буклеты, литература, песни, фильмы, видеоролики. Но мы с вами рассмотрим популярное визуальное средство противодействия коррупции — агитационный плакат. (Приложение №1, слайд 8)
Этап 3. Содержательно-операционный.
Цель этапа: познакомить обучающихся с понятием «плакат», его видами и основными элементами; на основе полученных знаний создать антикоррупционный плакат.
Продолжительность: 25 минут
Форма работы: групповая.
Содержание.
Педагог: Плакат представляет собой листовое печатное издание, по-другому плакат называется постером. (Приложение №1, слайд 9)
Ребята, а вы знали, что плакаты (афиши) известны с древних времен. На улицах античных Афин и Рима, в открытых домах Помпеи, размещенные на колоннах или столбах в людных местах, они информировали граждан о текущих событиях городской жизни. На мраморных и металлических пластинах выбивались своды государственных законов, судебные решения, объявлении о театральном действии, спортивном состязании.
Однако в качестве уникального явления в истории искусства плакат появился лишь во второй половине XIX века в Западной Европе. (Приложение № 1, слайд 10)
В России первым прообразом плаката был лубок, известный с XVIIвека — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Активное развитие плакат в России получил в XIX веке, в частности рекламный плакат (Приложение № 1, слайд 11-12)
Педагог показывает исторические плакаты, рассказывает о важности искусства плаката в период Великой Отечественной войны (агитационный плакат формировал чувство патриотизма). (Приложение №1, слайд 13)
Как вы уже заметили, плакаты бывают разных видов: рекламный (афиши), информационный, социальный, учебный и агитационный. (Педагог дает объяснение к каждому виду плаката). (Приложение 1, слайд 14; Приложение 2. Виды плаката) https://disk.yandex.ru/d/ihgQMk0ZkNk74w
Вопрос: Ребята, как вы думаете, почему плакат является одним из самых популярных средств профилактики по борьбе с коррупцией?
Обучающиеся предлагают ответы, педагог дает комментарии к каждому утверждению.
Возможные ответы: яркие и запоминающиеся образы, можно увидеть на улице, в школе и других учреждениях, воздействует на разные группы людей и т. п.
Педагог: Ребята, давайте рассмотрим антикоррупционные плакаты советского периода и плакаты современного времени. (Приложение №1, слайд 15–16)
Вопрос: Ребята найдите разницу между плакатами прошлого и настоящего.
Дается время на обсуждение.
Возможные ответы: разница в подаче персонажей и образов в плакате, современные плакаты более позитивные. Персонажи прошлых лет нарисованы в реалистичном стиле.
Педагог: да, вы правы. Современные плакаты несут более жизнеутверждающий характер. Коррупцию можно представить в виде визуальных образов: яблока, ткани, которую можно разрезать, моря, в котором тонет человек.
Динамическая пауза (физическая разминка).
https://disk.yandex.ru/d/VT-sugdyeW-GVw
Продолжительность: 2 минуты.
Обучающиеся встают из-за стола. Педагог показывает плакаты прошлого времени и современные. Когда на экране появляется плакат прошлых лет, обучающимся необходимо поднять руки; когда появляется современный плакат, обучающиеся начинают шагать на месте. (Приложение №3).
Задание:
Педагог: сегодня на нашем занятии я предлагаю вам внеси свой вклад в профилактику коррупционной болезни. Вам необходимо, используя шаблоны, которые лежат у вас на столе, создать агитационный плакат, направленный на противодействие коррупции. (Приложение №4. Шаблоны) https://disk.yandex.ru/d/YdBNI_ACJzgvVQ
Перед тем как приступить к выполнению задания, я предлагаю вам образовать 2 команды (для каждой команды свои шаблоны, разложенные на столе), и посмотреть на экран. Обратите внимание на основные элементы плаката (изображение, слоган, дополнительные элементы). (Приложение №1, слайды 17)
Педагог комментирует каждый элемент. (Приложение №5. Основные элементы плаката)
https://disk.yandex.ru/d/3aD58bULja8ZaQ
Как вы уже заметили, все эти элементы есть у вас в шаблонах. Так же вы можете дорисовать свои элементы. Внимательно рассмотрите их. Коррупция представлена в виде визуальных образов. Ваша задача заключается в том, чтобы расположить элементы на листе по смыслу так, чтобы получился плакат, который будет предупреждать об опасности коррупции, и том, чтобы мы не стали ее участниками. (Приложение №4. Шаблоны)
Во время выполнения задания педагог наблюдает за работой обучающихся, при необходимости направляет их.
Этап 4. Контрольно-оценочный (рефлексивный).
Цель этапа: формулировка обучающимися собственного отношения к коррупции и противодействия ей.
Продолжительность: 5 минут
Содержание.
Каждая команда показывает выполненный плакат и рассказывает о нем. Педагог дает комментарии к каждому плакату.
Обучающиеся отвечают на вопросы:
«Важно ли для нашего общества создавать агитационные плакаты по профилактике коррупции?», «Довольны ли вы результатом своей работы?».
Педагог: ребята, в конце нашего занятия я предлагаю вам выразить свое отношение к коррупции. На ваших столах лежат реакции (смайлики), с помощью которых вы общаетесь в мессенджерах. Они вам всем знакомы. Выберите один из них и приклейте его на наш общий совместный плакат «Твое отношение к коррупции. Оставь реакцию». (Шаблон плаката висит на доске, каждый обучающийся подходит к плакату и приклеивает свой смайлик, показывая свое отношение к данному социальному явлению). (Приложение №6) https://disk.yandex.ru/d/tXbt9HTQL_A0Rw
Творческое домашнее задание: придумать и записать, в каких еще визуальных образах можно представить коррупцию.
Автор(ы): Черней Ксения Петровна
Приложения:
674ed43acd323_Приложение_Методическая_разработка_занятия__Черней_К.П._ЦВР_Центрального_района_СПб.pdf