Ключевые аспекты развития и обучения детей
младшего школьного возраста

Алексеева Виктория Георгиевна,
учитель английского языка
в начальной школе ГБОУ № 598

Младший школьный возраст – этап индивидуального психического развития, который охватывает период от 6-7 до 10 лет. Этот период приходится на обучение школьника в начальных классах. В связи с поступлением ребенка в школу и начала нового этапа в его жизни, дети этого возраста претерпевают перестройку всех психических и когнитивных процессов.

Вспомним известного советского психолога – Льва Выготского, который впервые выделил термин «ведущая деятельность». Так, у дошкольников ведущая деятельность – игровая, поскольку именно через игру дошкольники начинают познавать мир, узнают о различных моделях поведения, примеряют на себя первый социальный опыт. Но как только ребенку исполняется 7 лет, и он приходит в школу, ведущая деятельность с игровой заменяется на учебную. С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально-значимой, общественно-оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения ребенка с внешним миром теперь определяются со стороны его новой социальной позиции – ученика, школьника.

Исследования отечественных и зарубежных психологов Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Ж. Пиаже и др. показывают, что успешность обучения ребенка в начальной школе зависит от уровня развития познавательных психических процессов, таких как память, внимание, мышление и т.д.

Посредством влияния образовательного процесса у детей младшего школьного возраста происходит формирование и развитие психологических познавательных процессов, а именно: мышление, внимание, память.

Основным в развитии младшего школьника является такая характеристика, как мышление. От данного процесса зависит путь, как будут формироваться другие познавательные процессы. Мышление у младших школьников переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. И здесь происходит некое противоречие: с одной стороны, у младших школьников мышление, связанное с реальностью и непосредственным наблюдением, начинает подчиняться логическим принципам, но с другой стороны, абстрактные формально-логические умозаключения ребенку этого возраста еще не доступны.

Еще одна психическая функция – внимание. Его подразделяют на произвольное и непроизвольное. Старший дошкольник владеет непроизвольным вниманием, то есть, тем вниманием, которое определяется интересом ребенка к различным явлениям окружающего мира. Однако, с поступлением ребенка в школу, для успешного обучения необходимо развитие внимания произвольного, которое подчиняется самому ребенку. Теперь школьнику необходимо прикладывать усилия, чтобы изучать те области и явления, которые изначально не вызывали в нем особого интереса.

Следующей характеристикой является память. Память зависит от того, как развито у ребенка мышление и на каком уровне оно находится. У младших школьников память развивается в двух направлениях: непроизвольности и осмысленности. И постепенно память осмысленная будет заменять память непроизвольную. Непроизвольная память, как и непроизвольное внимание, характеризуется интересом ребенка к определенной деятельности. Те знания, которые преподнесены в игровой форме с яркими, наглядными пособиями и образами-воспоминаниями, вызывают интерес и включают непроизвольную память. Однако, для дальнейшего успешного обучения уже на следующих ступенях образования, ребенку необходимо развитие другого вида памяти, – произвольной или осмысленной. Совершенствование смысловой памяти идет через осмысливание учебного материала. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает.

Такие процессы, как мышление, внимание и память являются немаловажной основой готовности младшего школьника к обучению, что также характеризует его познавательный потенциал и напрямую влияет на качество обучения в школе.

Подводя итог, хочется отметить, что в течение первых четырех лет обучения ребенка в школе, формируются многие его существенные черты личности и ребенок становится полноправным участником общественных отношений. А для успешного обучения педагогу необходимо учитывать не только возрастные особенности детей младшего школьного возраста, но и специфику развития познавательной деятельности младших школьников, что является одним из основных фундаментов дальнейшего развития.

Источники:

1.    Бегиева Б.М., Кабжихов А.А. Психолого-педагогические особенности младших школьников // Вопро-сы науки и образования. – 2020. – №. 26 (110). – С. 29-31.

2.    Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятель-ности // Вопросы психологии. – 1992. – Т. 3. – С. 14-19.

3.    Тушаева М.Х., Эхаева Р.М. Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возрас-та // Мир науки, культуры, образования. – 2024. – №. 1 (104). – С. 117-119.


Автор(ы): Алексеева Виктория Георгиевна
Приложения: