Развитие читательской грамотности обучающихся с ЗПР
в 5-7 классах на уроках русского языка

Стрункина Елена Николаевна

Читать - это ещё ничего не значит,
что читать и как понимать прочитанное –
вот в чём главное дело.  
К.Д. Ушинский

Кем бы ни был современный человек, какой бы вид деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно - важная задача образования. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией, на что и обращает внимание обновлённый ФГОС.

 В педагогической практике  формирования и развития читательской грамотности наиболее частыми проблемами являются: 

- низкая скорость чтения;

- непонимание смысла прочитанного из-за ошибок в понимании контекста употребления отдельных слов или отдельных частей текста;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста (выборочное чтение);

- затрудняются кратко пересказать содержание.

Возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают ключевыми компетенциями читательской грамотности.

Оценка уровня развития читательской грамотности (исследования PISA) проходит с опорой на текст, при работе с которым учащемуся необходимо:

- находить;

- извлекать;

- интегрировать;

- интерпретировать;

- осмысливать и оценивать содержание и форму текста.

Чтобы выявить уровень сформированности читательской грамотности, необходимо соблюдать требования к предлагаемым текстам:

- информационная насыщенность и разнообразие материала;

- отсутствие привязанности к содержанию конкретных образовательных областей;

- соответствие возрастным особенностям школьника;

- соответствие читательским и жизненным интересам школьника.

Успех формирования читательской грамотности обучающихся во многом зависит от умелого сочетания традиций и новаций в образовании.

Какую бы технологию ни выбрал учитель при формировании читательской грамотности, необходимо помнить, что художественное произведение – это «союз волшебных звуков, чувств и дум». Каждый текст может рассматриваться как источник информации о своем времени, как воплощение определенной системы взглядов, нравственных принципов и идеалов и – обязательно – как прекрасное творение человеческого духа.

Это и смысловое понимание прочитанного, и умение составлять план к рассказу, выделять главную мысль текста, находить информацию, данную в неявном виде, выбирать из текста предложения по заданию, уметь выразить свое мнение, которые у детей ЗПР вызывают затруднения.

На разных этапах занятий при реализации программы внеурочной деятельности можно использовать следующие приёмы:

1) «Верные и неверные утверждения». Учащимся предлагаются несколько утверждений по изучаемой теме, из которых дети, опираясь на собственный опыт, выбирают верные. Таким образом, дети настраиваются на изучение темы, выделяются основные моменты.  Игра «Верно-неверно» (к уроку русского языка по теме "Текст. Основная мысль текста". 5 класс.

Я буду зачитывать утверждения по теме урока, а ваша задача ответить «верно» или «неверно».

1.Текст – это слово, которое мы часто слышим и произносим (Неверно);

2.Текст – это речевое произведение, состоящее из предложений, связанных между собой по смыслу (Верно);

3.В тексте раскрывается какая-либо тема, он подчинен основной мысли (Верно);

4.Ведущий тип речи любого текста – описание (Неверно);

5.Описние, повествование, рассуждение – основные типы речи текста Верно);

6.Тексты бывают разговорного, научного, художественного стиля (Верно);

7.Основная мысль – это утверждение, предполагающее доказательство (Неверно);

8.Основная мысль – это то, из-за чего написан текст, она передает отношение автора к изображаемому (Верно);

9.Основную мысль надо формулировать только самим (Неверно);

10.Основная мысль текста может находиться в заголовке, в одном из предложений текста, ее можно сформулировать самим (Верно).

2) «Путаница», когда отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку.

3) «Толстые и тонкие вопросы». Таблица «толстых и тонких» вопросов может быть использована на любой из стадий занятия. По ходу работы с таблицей в одну колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа (фактический ответ), в другую вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа (обстоятельный ответ).

4) «Чтение с остановками» - учащимся предлагается ответить на вопросы, задаваемые учителем или самими учащимися по ходу чтения. Это могут быть простые, уточняющие, объясняющие, творческие, практические вопросы. Например, эффективны разные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности: выделение главной мысли текста, нахождение в тексте или составление предложений, наиболее полно отражающих главную мысль произведения, составление плана произведения, подбор пословиц к произведению, нахождение в тексте слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет героев произведения и т.д.

Таким образом, читательские умения взаимозависимы: невозможно какие-либо единицы информации связать между собой и истолковать, пока они не будут извлечены из текста; невозможно осмыслить и оценить сообщение текста, пока единицы его информации не будут связаны между собой и истолкованы. Вне зависимости от уровня читательской грамотности, учащийся имеют возможность продемонстрировать определенный уровень владения каждым читательским умением, любого уровня компетентности.

Работа с текстами предполагает освоение приёмов чтения, извлечения необходимой в каждой речевой ситуации информации, формирование умения задавать различные вопросы к тексту, интерпретировать текст, строить суждения и высказывания на основе прочитанного, создавать схемы, таблицы, а затем преобразовывать их в самостоятельные тексты. Итоговой работой учащихся является создание текстов мини-экскурсий по Павловску, представление одной и той же информации разными способами.

  Работа с текстами: их чтение, осмысление содержания, нахождение, интерпретация информации, содержащейся в них, -  основной вид работы на занятиях внеурочной деятельности по развитию читательской грамотности учащихся основной школы. Умение работать с текстами необходимо при выполнении заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, при подготовке к устному собеседованию в 9-м классе.


Автор(ы): Стрункина Елена Николаевна
Приложения: