План-конспект занятия

Художественные материалы

Семенова Марина Викторовна

ЦЕЛЬ:  Познакомиться с живописными и графическими материалами , сравнить их образные возможности и особые качества.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

1.    Сформировать знания о живописных и графических художественных материалах;

2.    Обучить приемам работы художественными материалами;

Развивающие:

1.    Развить креативность учащихся;

2.    Развитие интереса и любви к изобразительному искусству;

Воспитательные:

1.    Воспитывать у детей интерес к процессу и результату работы (умение планировать работу и доводить начатое дело до конца);

2.    Воспитывать трудолюбие;

3.    Воспитывать аккуратность при работе с художественным материалом и в организации рабочего места;

Тип занятия: сообщение новых знаний.

Методы обучения используемые на занятии:

·      по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:

  • рассказ;
  • демонстрация;
  • по источнику получения знаний:
    • словесные;
    • наглядные:
      • демонстрация презентаций,  моделей;
      • использование технических средств;
    • практические:
      • практическое задание;
  • по степени активности познавательной деятельности учащихся:
    • объяснительный;
    • иллюстративный;
    • проблемный;

Оборудование:

Для учащихся: листы бумаги А4.

Для педагога: компьютер, проектор, листы бумаги А4, различные графические и живописные материалы.

Демонстрационный материал: презентация «Художественные материалы».

Ход занятия

                       I.         Организационный этап

- Приветствие

- Проверка готовности

                    II.         Подготовка учащихся к работе на основном этапе

(Слайд 1) Посмотрите на доску и скажите, о чём мы сегодня будем говорить? Какие материалы относятся к художественным?

                 III.         Сообщение новых знаний

(Слайд 2) Все материалы делятся на графические и живописные. Рассмотрим графические материалы.

Графические – это карандаши, разнообразные мелки, палочки обожжённого древесного угля, фломастеры, различные ручки, а также тушь и перо, вместо которого иногда применяют заострённую палочку или кисть.

(Слайд 3) Графитный карандаш. Он имеет сероватый тон, с легким блеском, без интенсивной черноты. Проведенные карандашом штрихи плотно ложатся на бумагу и не требуют закрепления. В настоящее время карандаши различают по твердости (и мягкости), обозначаемой буквами Т, МТ, М (зарубежные марки – Н, НВ, В) с цифрой – показателем перед буквой, указывающей на большую твердость или мягкость карандаша. Обычно работу начинают карандашом средней мягкости – ТМ или М – и затем переходят к более мягким номерам – 2М и 3М.

Выбор определенной мягкости или твердости карандаша зависит от задачи, стоящей перед рисующим. Например, очень мягкими карандашами типа 5М и более, удобнее выполнять быстрые наброски.

(Слайд 4) Применение мягкого карандаша мы можем наблюдать в «Портрете художника С. Комисаренко» выполненного И.И. Тартаковским. Для более длительной работы подойдут карандаши средней мягкости – ТМ, М.  Примером длительного рисунка служит учебный рисунок 1950-х годов.

 Перед началом любой работы карандаш следует хорошо заточить. Точим карандаши не точилкой, а канцелярским ножом. Заточка тоже бывает разной – острой, тупой, плоской (лопаточкой), в зависимости от того, какую по характеру необходимо провести линию.

  Во время рисования карандаш держат на значительном расстоянии от заточенного кончика грифеля двумя пальцами – большим и указательным, опираясь при этом на лист бумаги мизинцем. Когда требуется более детальная проработка рисунка, карандаш держат тремя пальцами. Необходимо помнить, что на начальном и конечном этапах работы не следует держать карандаш тремя пальцами, так как при таком варианте, ребро ладони опирается на лист и пачкает рисунок. Лучше держать карандаш двумя пальцами и опираться на лист бумаги мизинцем, тем более, что при таком варианте удобнее проводить длинные, легкие линии и штрихи. Карандаш довольно легко стирается резинкой.

 Уголь рисовальный приготавливается из высушенных, очищенных от коры древесных прутиков ивы или березы путем обжига без доступа кислорода. Уголь для рисования обладает теплым черным цветом, легко ложится на поверхность бумаги. Его можно растушевывать, получая при этом оттенки от черного до светло-серого цвета.

Бывает также прессованный уголь, который прессуется из угольного порошка. Он дает более черный цвет, нежели рисовальный.

Уголь обладает большими изобразительными возможностями. При его помощи можно использовать и линию, и пятно, закрывая большие поверхности бумаги, работая то острым кончиком угля, то его широкой боковой поверхностью, держа кусочек палочки плашмя. Также углем работают в штриховой технике, как карандашом. Очень выразительны графические работы выполненные углем на тонированной бумаге. Бумагу выбирают шероховатую, так как на гладкую поверхность уголь плохо ложится и осыпается.

(Слайд 5) Густав Курбе в своей работе «Мужчина с трубкой (Автопортрет)» использует уголь плашмя, закрывая большие участки работы. Выразительная игра контрастов черного и белого передается за счет работы острым кончиком угля на границах света и тени. Особо интересны приемы работы углем в «Портрете актрисы Элеоноры Дузе», художника И.Е. Репина, выполненном на холсте. Уголь оставляет и широкие густые линии, и тонкие трепещущие штрихи, и лепит форму едва уловимыми прозрачными полутонами.

(Слайд 6) Иногда уголь используется и для линейного рисунка с небольшой тональной проработкой. Примером может служить работа Н.Н. Жукова «Портрет скульптора С.И. Эрьзи»). Необычайно трепетны графические портреты Н.И. Фешина, выполненные углем. В каждом из них автор передаёт тонкие движения человеческой души, раскрывает характер в повороте фигур, наклоне головы, жесте рук, выразительности взгляда. В человеке он ищет, прежде всего, индивидуальность облика и характера.

 Соус представляет собой жирные черные палочки цилиндрической формы. Он дает приятный бархатистый тон. Соусом можно работать сухим и мокрым способом. В первом случае можно работать линией, штрихами и пятнами с применением растирки. Во втором случае его необходимо растереть и развести вожжой до желаемой консистенции. Работа мокрым соусом позволяет выполнять переход от линии к тону и наоборот, что очень важно для выявления общих отношений и характерных деталей. Отличительная особенность соуса заключается в том, что после его нанесения кистью на бумагу и, дав ему высохнуть, изображение можно моделировать резинкой, стирая соус в нужных местах до белой бумаги.

 Особый интерес представляют работы российского художника Н.Д. Блохина. Портреты, выполненные соусом дают эффект материальности, естественности, случайности состояния и настроения. В работе «Алиса» художник мастерски передает состояние трепетности, нежности молодой девушки. Точные линии создают выразительный контур лица модели, подчеркивают плавность ее округлых форм. В другой работе «Весельчак», Блохин заостряет внимание на эмоциональной характеристике лица мужчины. Остро подмечена и передана мимика лица: верхняя губа и крылья носа приподняты, щеки более выпуклые, глаза сужены, образуются морщинки в уголках глаз. Работа наполнена мощным эмоциональным зарядом, свежестью первого впечатления. Художник использует разнообразные возможности материала. Работая плашмя, прекрасно передается фактура шапки, используя жирные, с нажимом линии передаются глубокие контрастные тени.

(Слайд 7) Сангина, так же как и уголь широко применяется в графических портретах. Изготавливается сангина в виде коричневых или рыже-красных палочек и дает теплый красноватый или темно-коричневый цвет. Сангина имеет большую мягкость и хорошо размазывается по бумаге. В работе с данным материалом применяются те же приемы, что и с углем. При растирании сангина несколько меняет цвет, тон и фактуру. Мякишем белого хлеба, размятого в руке, можно протирать светлые участки. Рисунки, выполненные сангиной, обычно имеют очень живую, теплую фактуру.

Ярким примером графической работы, выполненной сангиной, могут служить работы Аннибали Каррачи «Портрет мужчины», Ж.Б. Греза «Голова девочки», З.Е. Серебряковой «Портрет А.Н. Бенуа», «Лидочка Иванова».

Приведенные примеры показывают, какими большими выразительными возможностями обладает сангина, красивый живописный материал с богатством теплых оттенков, с глубоким бархатистым тоном.

(Слайд 8) Тушь. Рисунок тушью обладает большими художественно-выразительными возможностями. В настоящее время тушь изготавливают разных цветов. Для рисунка тушью применяют кисть и перо. Кисти выбирают мягкие, обычно колонковые. Работы, выполненные при помощи туши и кисти, приближаются к акварели. Используя кисть и разбавив тушь водой, можно добиться, как и в акварели, разнообразных тональных переходов. Таким образом, на первое место выступает не контур, определяющий границы форм, а тональность, создаваемая сочетанием темных и светлых пятен. Тушь является несмываемым материалом поэтому, требует большой аккуратности в работе. Перовой рисунок дает возможность выполнения разнообразных по толщине штрихов и линий, которые позволяют передать большую форму или прорисовать мельчайшие детали.

(Слайд 9) В работе В.А. Серова «Портрет Н.З. Рапопорт» можно наблюдать применение кисти и туши. П.В. Митурич в своей работе «Портрет мужчины» также использует тушь и кисть. Работа кистью плашмя позволяет художнику делать заливку в тенях, а использование кончика кисти помогает в прорисовке деталей. В рисунке Леонардо да Винчи «Голова старика» сделана тончайшая моделировка объема средствами перового рисунка.

 Фломастер (англ.flowmaster) –инструмент для письма и рисования при помощи краски, стекающей из резервуара. Фломастер в 1960-е годы произвёл революцию в мире пишущих средств. А теперь прочно вошёл в быт и технику рисования. Он легко скользит по бумаге и оставляет за собой красивую плавную линию, которую нельзя стереть, поэтому работать им надо твёрдой и уверенной рукой. Фломастеры бывают толстые и тонкие, различных цветов. Это расширяет их художественные возможности. Ими можно работать ,используя штрих, линию или декоративные пятна. Хороши фломастеры для набросков с натуры, зарисовок пейзажей, декоративно-оформительской работы. Дети любят рисовать фломастерами.

(Слайд 10) Живописные материалы – это краски, которые дают художнику богатые возможности в изображении мира. В глубокой древности человек научился получать красящие вещества, растирая в порошок разноцветные глины и камни. Эта красочная основа – порошок - называется «пигмент» Чтобы из него сделать краску, надо найти подходящее связующее вещество. Для этого применяют воск, яичный желток, рыбий клей. Художнику для живописи требуются разные виды красок – акварель, гуашь, темпера, масло, потому что нужны разные по характеру краски: одни- чтобы расписывать стены , другие - чтобы создавать живописные картины или маленькие живописные произведения.

(Слайд 11) Акварель (фр. Aquarelle,от лат. Aqua-вода) приготовляют на основе растительного клея, добываемого из коры вишнёвых и др. деревьев. Обязательный признак акварели - её прозрачность. Вода, которой растворяется краска, способствует тонкому распределению её на поверхности бумаги. Акварелью можно рисовать по влажной бумаге. Ею можно покрывать просохшую поверхность, на которой уже имеется слой краски.

(Слайд 12) Гуашь – краска не прозрачная, плотная высыхая, она приобретает матовую бархатистость. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном холсте, на ткани, картоне, фанере. Её преимущества: легко отмывается или отстирывается, быстро высыхает на любом материале, поверх просохшей гуаши можно рисовать другим цветом.

(Слайд 13) Масляные краски разводят не водой, а специальной жидкостью (лаки, растворители). Они густые и непрозрачные. Такими красками работают в основном профессиональные художники.

                  IV.         Физкультминутка

Проводит дежурный.

                    V.         Сообщение домашнего задания

                  VI.         Вопросы к материалу урока:

                VII.         1.Акварель, тушь, уголь?

             VIII.         Что объединяет эти понятия?                                        

                  IX.         2.Как вы думаете, от чего зависит выбор художественных материалов художниками?

                    X.         Практическое задание:

                  XI.         Попробуйте на бумаге формата А4 графические материалы и инструменты – карандаши, уголь, пастель, тушь и перо, тушь и кисть. Не надо рисовать конкретное изображение, сделайте штрихи разной толщины и длины.

                XII.         Постарайтесь, чтобы к концу работы весь лист графических проб смотрелся красиво.

(Слайд 14-15) 
 

             XIII.         Используемые ресурсы:

1.    https://ru.wikipedia.org/wiki/Koh-i-Noor_Hardtmuth

2.    http://www.komus.ru/catalog/533/

3.    http://podolsk-artc.ru/catalog/15-graficheskie_pastelnie_materiali_rossip.htm

4.    Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.: ил.

5.    Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве – 2-е изд., доп – М.: Просвещение, 1988. – 172 с.: ил.

 


Автор(ы): Семенова Марина Викторовна
Приложения:
674b44e2c4887_Слайд_1.jpg
674b44e2c5dc9_Слайд_2.jpg
674b44e2c72ed_Слайд_3.jpg
674b44e2c844f_Слайд_4.jpg
674b44e2c936e_Слайд_5.jpg
674b44e2ca350_Слайд_6.jpg
674b44e2cb333_Слайд_7.jpg
674b44e2cc320_Слайд_8.jpg
674b44e2cd2a0_Слайд_9.jpg
674b44e2ce24d_Слайд_10.jpg
674b44e2cf31e_Слайд_11.jpg
674b44e2d0252_Слайд_12.jpg
674b44e2d1347_Слайд_13.jpg
674b44e2d2477_Слайд_14.jpg
674b44e2d35c3_Слайд_15.jpg