Типология уроков по ФГОС
Луканова Ирина Геннадьевна
Главное отличие урока по ФГОС — большая самостоятельность учеников: дети сами формулируют тему, цели и задачи урока, планируют и осуществляют учебные действия, проверка знаний происходит с применением само- и взаимоконтроля, учащиеся сами дают оценку своей работе по эталону, который дает учитель, и подводят итоги занятия.
Основные типы уроков по ФГОС:
урок открытия нового знания;
урок рефлексии;
урок общеметодологической направленности;
урок развивающего контроля.
Типы уроков различаются по содержанию и видам учебной деятельности:
Тип урока Содержание учебной деятельности Виды уроков
Урок открытия нового знания Формирование новых понятий, расширение знания за счет включения новых определений, терминов, описаний. Лекция, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, инсценировка, путешествие, экспедиция, уроки смешанного типа.
Урок рефлексии Закрепление и коррекция усвоенных знаний, понятий, способов действия. Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра и т. д.
Урок общеметодологической направленности Систематизация знаний, развитие умения обобщать, строить теоретические предположения, связывать новые знания с полученными ранее. Конференция, конкурс, экскурсия, консультация, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-игра и т. д.
Урок развивающего контроля Проверка и самопроверка знаний, умений и навыков. Письменные работы, тестирование, устные опросы, творческий отчет, защита проектов, рефератов, конкурсы и викторины.
Ход урока
Разные типы уроков по ФГОС в основной школе и начальных классах имеют отличные цели и содержание, поэтому различаются и сами уроки.
Урок открытия нового знания
На таких уроках узнают новое, учатся добывать и обрабатывать информацию:
Мотивация. Важно точно и полно сформулировать новую тему, чтобы ученики понимали, что они сегодня узнают и для чего это нужно.
Актуализация знаний и пробное действие. Вспомнили, что уже умеем, попробовали двинуться дальше — возникли трудности.
Выявление места и причины затруднений. Что конкретно не вышло, почему не вышло.
Проект выхода из трудной ситуации. Каких знаний не хватает, чтобы решить проблему, где эти знания взять.
Реализация проекта. Находим путь выхода, применяем его на практике.
Первичное закрепление. Применяем новые знания к типовым ситуациям, проговариваем и аргументируем каждый этап.
Домашнее задание. Формулируем задание и способы его исполнения.
Рефлексия. Возвращаемся к целям урока, сопоставляем цели и результаты.
Урок рефлексии
На уроках рефлексии не только повторяют, обобщают, закрепляют, но и учатся самостоятельно выявлять трудности и преодолевать их.
Мотивация. Важно подвести учеников к выводу о необходимости повторения, анализа своих ошибок и т. д.
Актуализация знаний и пробное действие. Повторяем пройденный материал, выполняем самостоятельное задание.
Выявление места и причины индивидуальных затруднений. Что конкретно не вышло, где недоработка.
Проект выхода их трудной ситуации. Какие знания недостаточно усвоены, где эти знания взять.
Реализация проекта. Находим путь выхода, применяем его на практике, т. е. выполняем самостоятельную работу.
Обобщение затруднений. Самые «проблемные» задания выполняем еще раз индивидуально и в группах, проговариваем алгоритм действий.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Включение в систему знаний. «Монтируем» новые знания и навыки с теми, что были раньше, — перебрасываем мостик к будущему.
Рефлексия. Возвращаемся к целям урока, сопоставляем цели и результаты.
Урок общеметодологической направленности
Такие уроки надпредметные, они призваны формировать у школьников единую картину мира, обобщать, развивать темы и т. д.:
Мотивация.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
Формулирование цели и задач урока исходя из возникших затруднений.
Стратегия — выбор проекта выхода из трудной ситуации.
Реализация проекта.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Рефлексия. Возвращаемся к целям урока, сопоставляем цели и результаты.
Урок развивающего контроля
На таких уроках формируются навыки контроля и самоконтроля детей:
Мотивация.
Выполнение самостоятельной работы.
Сопоставление учеником собственной работы с образцом — объективно обоснованным эталоном.
Оценка детьми своей работы на основании установленных критериев.
Рефлексия.
Структура уроков в начальной и основной школе: сходства и отличия
Важно: различные по целям и задачам типы уроков — часть единого, непрерывного учебного процесса. Их объединяет системно-деятельностный подход — основа стандартов современного образования. В целом структура уроков по ФГОС в начальной школе и в средних классах одна и та же. Различаются виды и формы учебной деятельности. Создание учебной ситуации, в которой дети сами захотят учиться, зависит от возраста учеников, уровня их подготовки, психологических особенностей, направления деятельности школы.
Главное — творческая мотивация, побуждение ребенка к самостоятельному освоению знаний, и она важна на каждом этапе образовательного процесса.
Автор(ы): Луканова Ирина Геннадьевна
Приложения: