Специфика применения групповых форм образовательного
процесса в рамках тьюторского сопровождения
Катаурова Наталья Александровна
Одной из наиболее востребованных технологий индивидуализации обучения, на сегодняшний день, является тьюторское сопровождение.
Осмыслением аспектов тьюторства и тьюторского сопровождения занимались различные философы, педагоги, психологи. Наиболее значимыми, на мой взгляд, являются идеи О.С. Бутенко, Н.Е. Ерофеевой, Г.А. Мелекесова, И.В. Чикова, И.В. Карпенковой, Ю.Ю. Кузьминой Н.Н. Михайловой, Г.М. Коджаспировой, Т.М. Ковалевой, С.А. Щенникова, Г.Н. Блинова, А.Т. Тупицына, Д.Н. Проскуровской, Н.В. Рыбалкиной А.Г. , Чернявской и др.
Рассмотрев и проанализировав взгляды вышеописанных исследователей, я могу сделать вывод, что тьютор – это наставник, который обладает посредническими функциями, а также позиция, которая отражается в следующих видах деятельности: адаптация к новым образовательным условиям, сопровождение и поддержание образовательного, самообразовательного и воспитательного процессов, строящаяся на основе принципа индивидуализации.
Согласно мнению А.Г. Чернявской, тьютор характеризуется как преподаватель нового типа, играющий роль консультанта, наставника, организатора самостоятельной деятельности обучающихся по освоению содержания курса и личностно-профессиональному развитию. При этом тьюторство рассматривается как разновидность педагогической деятельности, качественное отличие которой определяется, прежде всего, выстраиванием пространства совместной деятельности педагога-тьютора и обучаемого
В технологии тьюторского сопровождения, как в любой другой технологии, присутствуют свои формы и методы работы.
Остановлюсь на вопросе содержания и специфики применения групповых форм образовательного процесса в рамках тьюторского сопровождения.
Групповая тьюторская консультация. На этих занятиях, как и на индивидуальных тьюторских консультациях (беседах), тьютором или педагогом, осуществляющим тьюторскую деятельность, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ студентов с похожими познавательными интересами. В рамках таких групповых занятий тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе: это побуждает тьюторов и студентов к совместному творческому поиску и обеспечивает продуктивность консультации.
Тьюториал (учебный тьюторский семинар) - открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленное на приобретение опыта использования модельных и нестандартных ситуаций в построении индивидуальных образовательных программ. Тьюториал предполагает активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей студентов. Тьюториал имеет целью «оживить» и разнообразить учебный процесс, активизировать учебно-познавательную и учебно-профессиональную деятельность студентов, активизировать реализацию творческих способностей, побудить к применению полученных компетенций в практической деятельности. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение будущих специалистов. Ведущие создают и поддерживают в группе атмосферу доверия, заинтересованности, используя в работе личный опыт; осуществляют рефлексию работы группы и собственных действий, внедряя активные формы и методы обучения: групповые дискуссии, case-study, тренинги, метод «мозгового штурма» и др. Тьюториал активно применяется в сфере дистанционного образования. Тьюториалы целесообразно проводить один раз в месяц в удобное для студентов время. В целях повышения эффективности тьюториалов тьютору необходим регулярный анализ их проведения совместно со студентами. Такая работа тьютора также способствует овладению обучающимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии, выработке критериев оценки результатов эффективности групповой работы в целом.
При организации тьюториала необходимо учитывать следующие особенности: тема, цели и форма занятия должны быть четко определены и доведены до студентов заранее, для того чтобы они могли самостоятельно организовать свою подготовку. Если тьюториал проводится в форме ролевой или деловой игры, представляется целесообразным обсудить и распределить роли с членами группы, чтобы по возможности предоставить каждому ту роль или ту часть работы, которая ему не только наиболее интересна, но и соответствует его индивидуальным интеллектуальным и психологическим особенностям.
Специфика группового тьюториала - выход на индивидуальную позицию за счет группового ресурса, а значит, и удерживание индивидуального образовательного продвижения на фоне общей групповой работы. Каждый студент, используя ресурсы групповой работы, имеет возможность продвигаться в содержательном освоении темы в соответствии со своим индивидуальным образовательным запросом.
Тренинг. В последнее время тренинги все активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же в ходе тренинговой работы.
В тьюторском сопровождении учебно-профессиональной самореализации студентов чаще используются мотивационные тренинги. На начальном этапе работы со студентами тьютором применяются социально-психологические тренинги, направленные на сплочение группы тьюторантов, выработку доверия, приобретения уверенности в себе, умений сотрудничества и самоопределения.
В основе тренинга, как правило, лежит групповое взаимодействие, направленное на развитие каждого отдельного участника тренинга.
Образовательное событие.. Б.Д. Эльконин и В.В. Давыдов определяют образовательное событие как «ограниченное в пространстве и времени социальное явление, приводящее к антропологическим сдвигам и изменениям».
Образовательное профессионально ориентированное событие как форма тьюторского сопровождения студентов имеет целью развитие профессиональной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ и проектов студентов. Образовательное событие соответствует какому-либо культурному образцу («профессиональный праздник», «научная экспедиция», «учебная инициация», др.); оно тесно связано с историей конкретного профессионального сообщества, участников события; имеет развернутый этап подготовки и привлекательную перспективу; включает различные виды учебно-профессиональной деятельности и профессиональные позиции участников; в нем могут принимать участие интересные, успешные в профессии и в жизни люди («лидеры», «авторы», «эксперты», др.); в ходе события уместна импровизация, профессиональные пробы.
К ожидаемым результатам регулярной тьюторской работы в форме событий можно отнести:
1) обращение тьюторантов к проблеме творчества в будущей профессии, профессионального досамоопределения личности обучающегося, социокультурного взаимодействия; развития профессиональной мотивации;
2) решение индивидуальных образовательных задач (осознанное формирование индивидуального стиля мышления, творческой учебно-познавательной деятельности; повышение эмоциональной устойчивости, развитие субъектности; новых творческих инициатив);
3) успешная учебно-профессиональная самореализация (в различных видах учебно-профессиональной деятельности: публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах, практиках и др.).
Специфика образовательного события :
– Коллективная (групповая) форма, совместные действия приводят к индивидуальному, личностному результату.
В заключении хочу отметить, что личностно-ориентированное образование, для которого характерно субъект-субъектное взаимодействие становится важным условием развития индивидуальности личности и важнейшим направлением модернизации российского образования. Групповые форм образовательного процесса в рамках тьюторского сопровождения всегда носят индивидуальный адресный характер и способствуют развитию самостоятельной, творческой, инициативной, ответственной личности.
Тьютором в образовательном пространстве может стать мотивированная личность, обладающая достаточным уровнем развития инновационной компетентности, адаптивности, эмпатичности, эмоционального и социального интеллекта, способная к самообучению и изменению стиля взаимодействия со студентами в сторону либерализации, индивидуализации и цифровизации.
Автор(ы): Катаурова Наталья Александровна
Приложения: