Как рассказать детям о блокаде Ленинграда
Кузина Ольга Владимировна
Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,
Кто-то – с первых ступеней детсада...
В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,
Где не знают, что значит – БЛОКАДА...
Про разруху и голод, про жизнь без прикрас,
Про спасение Летнего сада...
Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ
О суровой судьбе Ленинграда.
Владимир Кухарь
Блокада Ленинграда, начавшаяся 8 сентября 1941 года, длилась почти 900 дней и вошла в историю как одно из самых длительных и кровопролитных сражений Второй мировой войны. Единственный путь, названный Дорогой жизни, по которому доставлялось в город продовольствие, был проложен по льду Ладожского озера. После прорыва блокады 18 января 1943 года ленинградцам пришлось ждать еще целый год до ее полного снятия 27 января 1944 года. За годы блокады погибли, по разным данным, от 400 тысяч до 1,5 миллиона человек. На Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбежек и артобстрелов, остальные умерли от голода.
Нужно ли рассказывать детям о войне, о Блокаде Ленинграда? Да, нужно! И нужно для того, чтобы в ребенке развить чувство гордости за свою Родину, за свой город; воспитать уважение к подвигу жителей и защитников нашего города в тяжелые дни Блокады. В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений. А вот когда начинать такой непростой разговор, что сказать, а что оставить «за кадром» — в этом родителям следует полагаться на свой опыт.
Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства. Не страшно, и даже неплохо, если ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у матери или о солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский танк. Такие эмоции не расстраивают нервную систему ребенка, они являются началом патриотических чувств.
Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырёх — пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме.
Какие найти слова, чтобы поведать дошкольнику о войне и блокаде? Как донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма?
Рассказывайте об известных и значимых событиях войны. Задача родителей – не напугать ребенка, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.
Читайте детям известные произведения. «Мальчиш — Кибальчиш» А.П.Гайдара, «Сын полка» В.П.Катаева, « Как Сережа на войну ходил». Ю.Яковлева Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге никто иной, как родной дедушка... погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость."Твои защитники" Л.Кассиля; «Вот как это было» Ю.П.Германа Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания; «Арбузный переулок» В.Ю. Драгунского (в кн. "Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве; "День Победы" С.Михалкова и другие.
Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о Блокаде Ленинграда, о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек.
Смотрите вместе с детьми фильмы военной тематики, военный парад, концерты военной песни.
Расскажите о ваших воевавших предках, поведайте истории высочайшего героизма солдат на этой Священной войне. Если есть возможность, познакомьте ребенка с ветеранами, детьми блокадного Ленинграда. Пусть он услышит рассказы очевидцев – они производят совсем другое впечатление.
Расскажите о детях Великой Отечественной войны. Ребенку постарше стоит рассказать о знаменитом дневнике Тани Савичевой.
Посетите с ребенком памятные места города. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, блокады покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого.
Всё вместе это сложится в общую картину и понимание, осознание ребёнком своей принадлежности к Великой истории, вызовет чувство гордости за своих предков и стремление быть достойным их.
Рекомендация к посещению:
Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда»
В 40 километрах от Санкт-Петербурга расположен Музей-диорама "Прорыв блокады Ленинграда". На этом месте в январе 1943 года было прорвано блокадное кольцо вражеских сил. В музее всего один экспонат – картина, на которой изображены ожесточенные бои операции "Искра". Панорамное полотно впечатляет своим масштабом, детальностью, объемом и трагичностью. Пространственная глубина панорамы создает впечатление присутствия. Ее непременно нужно видеть вживую.
Диорама "Прорыв блокады Ленинграда" Фрагмент из истории, который лег в основу сюжета диорамы. Диорама "Прорыв блокады Ленинграда" посвящена военной операции "Искра" - переломному, трагическому и героическому моменту в истории сражений за Ленинград. Художественное полотно диорамы "Прорыв блокады Ленинграда" размером 40 х 8 метров, на котором изображены события ожесточенных сражений за прорыв вражеских укреплений, сооруженных в течение 16 месяцев блокады города. Посетители музея, находясь на смотровой площадке, попадают в гущу событий, происходящих на правобережье Невы.
С 2003 года возле музея-диорамы размещена мемориальная выставка боевой техники, которая принимала участие в боевой операции "Искра". Диорама "Прорыв блокады Ленинграда" адрес. Здесь представлены образцы танков, которые были найдены на территории сражений за снятие осады Ленинграда – подняты со дна Невы или были вытянуты из болота в районе деревни Турышкино.
Недалеко от музея-диорамы построен выставочный павильон "Прорыв", по сути, это новый музей-диорама "Прорыв блокады Ленинграда", который оснащен новейшими технологиями, содержит панораму-3D, огромный экран и мультимедиа-карту.
Автор(ы): Кузина Ольга Владимировна
Приложения: