Загадки майя
Павлова Светлана Викторовна
Учебные предметы:
1). Астрономия (календарь майя).
2). История (кто такие майя?).
3) Информатика (системы счисления).
4). Физкультура (смертельная игра майя).
Состав группы: футболист, тренер, ученики, ответственный за музыкальное оформление, ответственный за мультимедиа.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация, открытка, ручка, мяч, футбольная форма, свисток, три парты, скатерти, книга.
Сценарий
На экране видео (папка «Видео») футбольной игры (забитый гол приводит болельщиков в восторг, стадион ликует). На сцене стоят три парты.
В зале среди зрителей сидят двое подростков, вскакивают с криками «Ура! Наши забили!». На сцене появляется футболист с мячом в руках и обращается к подросткам.
Футболист: Привет! Понравился матч?
Слайд № 1. Подросток 1: (обращаясь к другу) Да это же Игорь Денисов - лучший футболист России 2012, полузащитник Зенита. На протяжении всего сезона Игорь Денисов показывал великолепный футбол, всегда видел своих партнеров и отдавал им голевые передачи, не забывал и сам отличиться в ворота соперника.
Подросток 2: Автограф дадите?
Футболист: А вы почему не в школе? (расписывается на открытке).
Подросток 1: А что там делать? Здесь гораздо интереснее.
Футболист: Любите футбол?
Подросток 2: Еще бы, сами играем в школьной команде.
Футболист: А знаете откуда пошла эта игра?
Подросток 2: Честно? Нет.
Футболист: За честность хвалю. Учиться надо, ребята. Обещайте мне ходить в школу.
Подросток 1: Обещаю.
Подросток 2: Ладно, сходим.
Футболист: Приходите на следующей неделе ко мне на тренировку, но только с ответом на мой вопрос.
Пояснения: Звенит звонок. На сцену выходят ученики и садятся за парты. Идет урок истории, учитель озвучивает тему урока. Входят подростки.
Слайд № 2 Учитель истории: Тема урока «Цивилизация майя».
Подросток 1: Здравствуйте, прошу прощение за опоздание.
Подросток 2: Разрешите занять свое место.
Учитель истории: Проходите, мальчики. Снова опоздали, вам должно быть стыдно.
Пояснения: Опустив головы, присаживаются за парту.
Слайд №3 Учитель истории: Майя — цивилизация Мезоамерики, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Я просил вас найти информацию о народе майя и выписать определение понятия «мезоамерика». Кто готов отвечать?
Пояснения: Подростки прячутся под парту. Ученица за соседней партой поднимает руку.
Учитель истории: Маша, так что значит термин «мезоамерика?»
Слайд №4. Маша: Мезоамерика - регион, простирающийся примерно от центра Мексики до Гондураса и Никарагуа.
Слайд №5. Термин был введен в обиход в 1943 году немецким философом и антропологом Паулем Кирхгоффом.
Учитель истории: Отличный ответ. Оля расскажет нам о цивилизации древних майя.
Слайд № 6. Оля: Цивилизация майя начала формироваться в период с 2000 г. до н. э. — 250 г. н.э. С IV по X век центром цивилизации майя был полуостров Юкатан в Центральной Америке.
Слайд № 7-9. Древние майя проживали в городах-государствах, в каждом из которых был свой правитель. Эпоха расцвета культуры майя приходится, примерно, на VII- VIII века. Около 700 года были основаны города Чичен-Ица, Ушмаль.
Слайд №10. Города соединяли дорогами, так называемыми сакбе ( в переводе белый путь). Города майя насчитывали более 10 000 жителей, что превосходит по численности населения существовавшие в то время среднеевропейские города.
Учитель истории: В каком веке и по каким причинам цивилизация майя пришла в упадок? Ответит Света.
Слайд № 11. Света: В IX веке н.э. города приходят в упадок. С середины X века больше не воздвигают каменные сооружения. До сих пор исчезновение цивилизации майя является предметом спора исследователей. При этом имеются две главные точки зрения насчет исчезновения цивилизации майя— экологическая гипотеза (истощение почв, нехватка питьевой воды) и неэкологическая гипотеза (завоевания, эпидемии).
Учитель истории: Продолжит рассказ Ира.
Слайд № 12. Ира: В 1517 году на Юкатане под началом Эрнандеса де Кордобы появляются конкистадоры.
Слайд № 13. Конкистадоры - это испанские колонисты, которые отправлялись в Новый Свет - Америку, для покорения индейских племен, освоения земель, создания новых колоний. Испанцы завозят из Старого Света болезни, ранее неизвестные майя, включая оспу, грипп и корь. В 1528 году колонисты под началом Франсиско де Монтехо начинают завоевание северного Юкатана. Испанцам потребуется около 170 лет, чтобы полностью подчинить себе регион. В 1697 году последний независимый город майя Тайясаль был подчинен Испании.
Учитель истории: О современных майя нам расскажет Лена.
Слайд № 14. Лена: Майя — народ индейского происхождения, численностью не менее 6 миллионов человек в Мезоамерике. Говорят на языках майянской группы. Часть майя перешла на испанский язык. Являются потомками древней цивилизации Майя.
Учитель истории: На территории каких государств проживают современные майя? Кто хочет ответить на вопрос?
Пояснения: Все ученики, кроме мальчиков, дружно поднимают руки.
Учитель истории: Предоставим слово Полине.
Полина: В Гватемале и Гондурасе, Сальвадоре и других странах Центральной Америки. Больше всего майя проживает в южных штатах Мексики.
Учитель истории: Кто может рассказать о быте и занятиях современных майя?
Слайд № 15. Саша: (Поднимает руку) Майя носят современную одежду, имеют электричество, радио и телевизоры в своих домах, а зачастую и автомобили. Некоторые майя живут от доходов за счет туризма, так как все больше людей хотят познакомиться с миром и культурой древних майя.
Учитель истории: Вы очень хорошо подготовились к уроку, молодцы! Урок окончен.
Пояснения: Звенит звонок. Ученики покидают класс. Главные герои задерживаются в классе.
Слайд № 16. Подросток 1: Так интересно было, может потому, что я просто сегодня слушал. И не сложно совсем.
Слайд № 17. Подросток 2: Меня вопрос мучает. А откуда и правда взялся футбол? Кто его придумал?
Подросток 1: Надо нашего тренера спросить. Он точно должен знать.
Пояснения: Входит тренер с ватманом в руках, раскладывает ватман, склоняется над столом и разрабатывает стратегию матча. К нему подходят мальчики.
Слайд № 18 Тренер: А мальчишки... Вот просчитываю, продумываю, как нам матч выиграть. Разрабатываю стратегию.
Подросток1: Тренер, у нас вопрос к Вам. Как появился футбол? Кто его придумал?
Тренер: Вы молодцы, что интересуетесь, но не молодцы, что хотите получить готовый ответ. Всегда дорог тот трофей, который добыт трудом.
Подросток 2: Спасибо, тренер.
Пояснения: Тренер уходит за кулисы.
Подросток 2: Чувствую, что без библиотеки нам не обойтись.
Подросток1: Интернет тоже пригодится.
Подросток 2: Следующий урок информатики, там и попытаемся в Интернете найти ответ.
Пояснения: Звенит звонок. Ученики присаживаются за парты.
Слайд № 19. Учитель информатики: Тема урока «Значение цифры нуль в информатике».
Пояснения: Главные герои, сидя за партой, переговариваются шепотом.
Подросток1: Ничего себе, только про майя на истории говорили, на информатике тоже про них.
Подросток 2: Интересно же. Больше школу прогуливать не буду.
Слайд №20. Учитель информатики: В переводе с латинского нуль обозначает - никакой. Майя первыми использовали специальный символ для обозначения нуля. Использование нуля, не наблюдалось ни в одной из других систем счета той эпохи. Для обозначения нуля существовал особый символ в виде раковины. У майя были две системы счисления: в одной применялись иероглифы, а в другой, более распространенной, точка обозначала единицу, горизонтальная черта – число 5, а символ в виде раковины обозначал нуль. Чем же так важен нуль для информатики? «Нуль» часть двоичной системы счисления – языка вычислительной техники. Например, при написании программы, программисты обозначают подачу и прекращение тока цифрами 1 и 0, есть ток (1), нет тока(0).
Первое достоверное свидетельство о записи нуля относится к 876 г. В настенной надписи из Гвалиора (Индия) имеется число 270.
Слайд № 21. Нуль очень важен для любой системы счисления. Вашим практическим заданием будет поиск информации о системе счисления майя. Помните, что информация или вопросы занесенные в поисковик должны быть четко сформулированы.
Пояснения: Звенит звонок.
Учитель информатики: Спасибо за урок. Урок окончен.
Пояснения: Ученики расходятся. Главные герои задерживаются в классе.
Слайд № 22. Подросток 1: Как я ни старался, так и не нашел в Интернете, кто придумал футбол.
Подросток 2: Ха-ха, тебе же учитель сказал, что ты формулировать правильно вопрос не умеешь, вот поисковая система и выдает тебе не то, что нужно.
Подросток 1: Ты прав, школу больше не прогуливаем и серьезно за учебу беремся.
Подросток 2: Какой следующий урок?
Подросток 1: Астрономия.
Подросток 2: У-у-у-у-у, сложно нам придется, но мы пойдем на урок.
Слайд № 23 Подросток 1: Сначала в столовую.
Пояснения: Просмотр презентации и решение кроссворда по правилам поведения в столовой. Парты накрывают скатертями.
Подросток1: (Присаживаясь за стол) Как все изменилось, давно не был здесь.
Подросток2: Смотри, экраны установили.
Подросток1: Посмотри, что транслируют (читают текст на слайдах).
Слайд №24. Подросток1:
Не говори ты с полным ртом,
Еду жуй очень тщательно
И не забудь сказать потом
«Спасибо» обязательно!
Слайд № 25. Подросток2:
Ешь спокойно всегда, не крутись,
Не толкай того, кто рядом, локтями;
Хочешь что-то достать - не тянись,
Попроси, чтоб тебе передали.
Слайд № 26. Подросток1:
Не упирайся в стол локтями
И спину ровно ты держи!
Еду не надо брать руками:
Есть ложки, вилки и ножи!
Слайд №27. Подросток2:
Ешь аккуратно, не спеши,
Не брызгай, на пол не кроши.
Рот едой не набивай!
И кусочки не роняй!
Слайд № 28. Подросток1: Мой руки перед едой и после!
Слайд № 29. Подросток2: Не клади локти на стол!
Слайд № 30. Подросток1: Не играй во время еды!
Слайд № 31. Подросток2: Когда я ем, я глух и нем!
Слайд № 32. Подросток1: Еще и кроссворд разгадать предлагают?
Подросток2: Давай попробуем! Нам без помощи не обойтись. Ребята, поможете?
Предполагаемый ответ зрителей: Поможем.
Пояснения: Зрители и главные герои разгадывают кроссворд:
Подросток2:
·Не стучим ложечкой, когда размешиваем в нем сахар;
·Есть с закрытым ртом, значит не...;
·Лежит слева от тарелки;
·Когда я ем, я глух и...;
·Чем вытирают рот?
·Чем едят суп?
·Что нельзя использовать, когда ешь рыбу?
Какие вы культурные, ребята!
Подросток 1: Век живи, век учись. Оказывается, я был некультурным человеком.
Подросток 2: Научимся, у нас все впереди. Вперед, на урок!
Пояснения: Звенит звонок. Все ученики присаживаются за парты.
Слайд №33. Учитель астрономии: Тема сегодняшнего урока «Календарь племени майя».
Слайд №34. В основу календаря майя была положена мифическая начальная дата - 13 августа 3113 года до нашей эры. От нее-то и велось летосчисление.
Календарь майя, несмотря на свою древность, удивительно точен. По современным расчетам, продолжительность солнечного года составляет 365,2422 дня. Майя вычислили значение в 365,2420 дня. Разница - всего в две десятитысячные. Для составления столь точного календаря потребовалось бы наблюдать и записывать движения планет на протяжении приблизительно десяти тысяч лет. В календаре майя, как и в современном календаре, учтены движения небесных тел. Год - время движения Земли вокруг Солнца. Месяц - время движения Луны вокруг Земли. Сутки - время оборота Земли вокруг своей оси.
Пояснения: Транслируется либо видео «Вращение Земли», либо используется для демонстрации теллурий.
Подросток 1: Вот это да...
Слайд№ 35-36. Учитель астрономии: У племени майя было несколько календарей: Цолькин – для священный ритуалов (260 дней) и Хааб - для сельскохозяйственных работа (365 дней, 19 месяцев).
После столетий исследований календарь майя по-прежнему приводит специалистов в восхищение и поражает своей сложностью.
Подросток 1: Иван Иванович, это майя предсказывали конец света 21 декабря 2012 года?
Слайд № 37. Учитель астрономии: Аполинарио Чили Пикстун, один из старейшин потомков народа майя, которые ныне проживают на территории Гватемалы, уже несколько раз выступал с официальным заявлением, в котором опровергал гипотезу о том, что 21 декабря 2012 года обязательно случится конец света. По его словам, "предсказания древних майя говорят вовсе не о конце света, а о 2012 годе как о некоем "юбилее сотворения мира". Майя никогда не говорили, что мир идет к концу, что должно случиться что-то плохое. Они просто отметили 2012 год как юбилейный, год окончания 13-го бактуна (бактун- цикл из 144 000 дней), так как число 13 было у майя священным.
Подросток 2: (вскакивает, поднимает руки и кричит) Ура, мы не умрем!!!
Подросток 1: Да успокойся ты, тебе же учитель объяснил!
Пояснения: Звенит звонок.
Учитель астрономии: Урок окончен.
Пояснения: Ученики покидают сцену, кроме подростков.
Подросток 2: У меня никак из головы не идет вопрос, который нам задал Денисов. Ну кто же придумал футбол?
Подросток 1: Следующий урок физкультуры, давай у учителя спросим, лень в библиотеку идти.
Подросток 2: Если он не ответит, слово даю, идем в библиотеку, а то перед Денисовым стыдно. Очень хочется на тренировку к нему попасть, посмотреть хоть одним глазком, как профессионалы тренируются.
Слайд № 38. Пояснения: Звенит звонок. Ученики в спортивных куртках выходят на сцену. Учитель свистит в свисток. Ученики строятся.
Подросток 1: Сергей Иванович, нам Игорь Денисов вопрос задал о том, кто придумал футбол.
Подросток 2: Вы знаете ответ?
Учитель физкультуры: Конечно. Но Вам не скажу. Как говорит наш тренер по футболу: «Ценен тот трофей, что добыт трудом».
Подросток 1: Надо самим ответ найти, после урока пойдем в школьную библиотеку.
Учитель физкультуры: Начинаем разминку. Ребята, присоединяйтесь к нам.
Динамическая пауза: (папки «Видео», «Музыка»).
Пояснения: Звенит звонок. Все уходят со сцены. Подростки возвращаются на сцену с книгами, склоняются над книгами в поиске информации.
Слайд № 39. Подросток 2: (читает с книгой в руках) Нашел, как все просто, когда берешься за дело сам. Вот он ответ.
Слайд № 40. Майя играли в ритуальный смертельный футбол или баскетбол под названием - «ток-а-ток». Многие историки считают, что именно эта игра стала прародителем многих спортивных игр с мячом. Проводились эти древние состязания как правило в городах.
Слайд № 41. Специально построенное поле для этой игры представляло собой четырехугольный двор длиной около 50 и шириной около 18 метров.
Слайд № 42. Со всех сторон поле было окружено высокими уступчатыми стенами. Они походили на небольшие трибуны, на которых ,по-видимому, располагалась знать Майя.
Подросток 2: Дай мне почитать (забирает книгу у друга). Мячом служил резиновый шар из натурального каучука дерева Гевеи. Вес мяча у Майя иногда достигал двух килограммов, хотя диаметром был не более двадцати пяти сантиметров. В отличие от игры в футбол, в «ток-а-ток» строго запрещалось касаться мяча ногами и даже кистями рук. Водили мяч по игровому полю быстрыми движениями тела. Мяч толкали плечами, били коленями, подбрасывали головой и локтями. Эдакий акробатический баскетбол. Кроме того, на каждой из четырех наклонных гладких стен, где -то на четырехметровой высоте, были вмонтированные каменные кольца, через которые игрокам было необходимо пробросить мяч. Причем, в это же время, требовалось не дать сделать это команде противника. Игроки часто сталкивались на больших скоростях, поэтому они облачались в специальную экипировку. На груди был деревянный щит, руки и ноги обматывали полосами толстой кожи. Напоминает Американский футбол или регби, не правда ли?
Слайд № 43 Так скольким спортивным играм дала начало «ток-а-ток»?
Предполагаемый ответ зрителей: Американский футбол, футбол, баскетбол.
Подросток2: Но все равно, это скорее всего был футбол!
Слайд № 44. С помощью «ток-а-ток» не просто играли для удовольствия. Игра служила для обрядов и предсказаний. А самое страшное - для человеческих жертвоприношений. Капитана проигравшей команды приносили в жертву. А в очень засушливые годы и целую команду.
Подросток 1: Умные, но жестокие майя.
Подросток 2: И не говори.
Подросток 1: Теперь мы смело можем идти на тренировку к Денисову.
Слайд № 45. Пояснения: На сцене футболисты демонстрируют виртуозное владение мячом.
Подросток 2: (Обращаясь к футболисту) Мы узнали, кто придумал футбол, сами нашли ответ. Это майя.
Футболист: Герои! Как успехи в школе?
Подросток 1: Все отлично, больше прогуливать не будем, на уроках, оказывается очень интересно, если слушать и трудиться. Много нового узнали.
Футболист: (Обращаясь к зрителям) Ребята, а вы сегодня много нового узнали?
Предполагаемый ответ зрителей: Конечно, мы узнали много нового.
Подросток1: Мы такую подборку о футболе нашли в Интернете.
Подросток2: (обращаясь к зрителям) Хотите посмотреть?
Предполагаемый ответ зрителей: Конечно, хотим.
Подросток1: Тогда смотрим на экран (папка «Видео»).
Слайд № 46 Тренер: Мы благодарим зрителей и всех участников школьного исследовательского клуба, которые подготовили материалы для этой лекции. У меня для Вас задание. Напишите сочинение о футбольной команде, за которую болеете, а мы разместим Ваши работы на странице ШИК сайта школы.
Учитель физкультуры: Давайте поаплодируем участникам ШИК.
Слайд № 47. Учитель истории: Благодарим Вас за внимание и ждем на следующей лекции в марте.
Автор(ы): Павлова Светлана Викторовна
Приложения: