Субъектный потенциал молодых и малоопытных педагогов
на пути профессионального становления

Сивенкова Оксана Александровна,
старший воспитатель;
Белозуб Оксана Викторовна,
заведующий
МБДОУ "Детский сад № 52"
г. Северск, Томской области

Наставничество признано наиболее эффективным методом становления молодых и малоопытных специалистов в непосредственно профессиональной среде. Несомненно, важным условием эффективности обучения является готовность наставника к передаче опыта в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог»: трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания. Существует определенный алгоритм организации наставнической деятельности:

- выбор наставника,

- составление индивидуального плана с наставляемым,

- итоги, анализ проведенной работы.

Возникает вопрос:  на что основывается наставник, составляя индивидуальный план по наставничеству? Это зависит от  позиции, каким он видит будущего специалиста: знающим нормативные документы, владеющего методикой, умеющего выстраивать диалог с участниками образовательного процесса – это тоже основа, обобщенная. Из чего взять те самые компоненты, которые будут отражены в индивидуальном плане по наставничеству?

ФГОС ДО трактует: образование основывается на субъектной позиции ребенка, с учетом его возможностей, способностей, интересов. ФГОСовский ребенок – открытый, активный, свободный для выбора игр, партнеров, видов деятельности. ФГОсовского ребенка может воспитать только ФГОСовский педагог – интересующийся,  активный, увлеченный своим делом.

Так мы подошли к идее становления начинающего специалиста в профессии – через призму собственных идей, интересов, способностей.

Начинающий педагог – это не белый лист, который заполняет наставник, это уже некий набросок с яркими красками, линиями, образами. Задача наставника – не поверх создавать что – то свое, а рассмотреть, какой может получится цельный образ – ПЕДАГОГ.

Отвечая на поставленные вопросы, мы подошли к идее становления в профессии через призму собственных интересов и возможностей молодого специалиста. В связи с этим определены цель и задачи наставничества в дошкольном учреждении.

Цель: коррекция модели наставнической деятельности по формированию профессионально адаптированного, компетентного молодого/малоопытного педагога с учетом его профессионального и личностного потенциала.

Задачи:

1. Провести анализ традиционной и обновленной моделей наставничества.

2. Определить алгоритм работы по наставничеству.

3. Апробировать в рамках наставнической деятельности коуч-технологии.

4. Обобщить достигнутые результаты.

В традиционной модели педагогического наставничества индивидуальный план стандартен, выстроен по принципу ознакомления с необходимой базой работы педагога: нормативно-правовой документацией, методами и приемами организации образовательной деятельности и т. д. Такая модель «обезличивает» потребности, запросы и возможности педагога, находящегося в самом начале профессионального становления.

Обновленная модель выстраивается на показателях конкретного педагога, с учетом проблемных точек и точек роста, посредством использования технологий: «Круги сообщества», «SWOT- анализ». Модель реализуется в течение двух лет. Первый год ассоциируется с образом юлы: педагог крутится вокруг своей оси в поисках своего профессионального ядра. Наставник выступает помощником, координатором. Второй год «Водоворот» или «Идеяворот», молодой педагог развивает свою творческую идею, вовлекает в нее участников образовательного процесса: коллег, детей, родителей, социальных партнеров, доводит идею до результата. В ходе реализации идеи необходимо применять разнообразные педтехнологии, методы и приемы – профессионально расти.

Модель наставничеств (приложение Модель)

«SWOT- анализ»  (определение точек роста). (приложение 1,2)

 

Обновленная модель позволяет получать эту же основу, но в рамках темы, выбранной молодым специалистом. Тема формируется посредством технологии «Круги сообщества», технологии «SWOT- анализ». Данная модель реализуется в течение 2 лет. Первый год позиционируется в образом «Юла» - крутиться вокруг своей оси в  поисках своего профессионального направления. Наставник – как помощник, координатор. Второй год «Водоворот» или «Идеяворот», расширение своей идеи в творческий продукт, участия в конкурсах, вовлечение участников образовательного процесса: детей, родителей, специалистов.

Как итог: теоретическая база + практические наработки, творческий продукт = полноценный наработанный материал для аттестации на первую квалификационную категорию.

Использование данной модели может быть полезно и педагогам, находящимся в профессиональном «застое», так как дает возможность реализовать свой интерес, свои умения.  Чтобы представить результат, нужно изучить информационные источники, применить инновационные технологии, а в этом и заключается саморазвитие педагога.

 


Автор(ы): Сивенкова Оксана Александровна
Приложения:
673b58da3387b_Модель.jpg
673b58da356f5_Приложение1.jpg
673b58da36c44_Приложение2.jpg