Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

(платные образовательные услуги)

Математика вокруг нас.  

«Математическая шкатулка»

Самарцева Татьяна Михайловна

 Возраст обучающихся: 10-11 лет

 Срок реализации программы: 1 год.     

Наименование раздела

 

1

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
 1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 1.1.1.Направленность программы.
 1.1.2.Актуальность программы.
 1.1.3.Отличительные особенности программы.
 1.1.4.Адресат программы.
 1.1.5.Объем программы.
 1.1.6.Формы обучения и виды занятий по программе.
 1.1.7.Режим занятий.
 1.2.Цели и задачи программы.
 1.3.Содержание программы.
 1.3.1.Учебный план.
 1.3.2.Учебно-тематический план.
 1.3.3.Содержание учебно-тематического планирования.
 1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

2.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

 2.1.Календарный учебный график
 2.2.Условия реализации программы
 2.3.Методическое обеспечение программы

3.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1.     Пояснительная записка

Направленность программы: естественнонаучная

Актуальность программы:

актуальностьпрограммы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

     Важным фактором  реализации данной программы является   стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

     Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Новизна и отличительные особенности программы:

новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся начальных классов, включает младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

Программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Адресат программы:

Возраст обучающихся по программе10-11 лет

Объем программы: 30 часов.

Форма обучения:

-групповые формы работы;

-индивидуальные формы работы;

-познавательно-развлекательные игры;

-подготовка и участие в конкурсах и олимпиадах

Виды занятий:

Виды занятий состоят из:

-  решения познавательных задач;

-  выполнения упражнений;

- практической, самостоятельной, контрольной работы;

- круглого стола;

- игры;

- исследований;

Режим занятий:

занятия проводятся 1 раза в неделю по 45 минут.

Цель и задачи программы:

Цель программы:

– создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования УУД, логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности, привития интереса учащихся к математике.

Задачи программы:

1.Образовательные:

изучение тематического материала на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов.

2.Воспитательные:

воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности, интереса к изучаемому предмету.

3.Развивающие: развитие памяти, внимания, наблюдательности, творческой инициативы.

 

Учебный план

 

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Числа и операции над ними

5

3

Геометрические фигуры и величины

10

4

Текстовые задачи

10

5

Многоугольники

4

Всего:                                                                                                                      30

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Дата проведения

Формы аттестации / контроля

1.

Вводное занятие «Открываем математическую шкатулку»

           1

 

 

практическая работа

 

2. Числа и операции над ними (5 часов)

1

Числа-великаны

               1

 

 

творческие работы

2

Числовые головоломки. Ребусы.

 

               1

 

 

конкурс на лучшую презентацию

3

В царстве смекалки.

               1

 

 

исследовательские работы

4

Загадочность цифр и чисел.

            

               1

 

 

логические квадраты

закономерности

5

Математическая игра «Умники и умницы»

               1            

 

 

решение нестандартных математических заданий

 

3. Геометрические фигуры и величины (10 часов)

1

 «Путешествие в страну Геометрию»

               1

 

исследовательские работы

2

Занимательное моделирование.

               1

 

 

презентации

3

Выбери маршрут. Единицы длины километр.

 

               1

 

исследовательские работы

4

Конструирование геометрических фигур.

 

               1

 

практическая работа

 

5

Геометрический калейдоскоп.

               1

 

творческая работа

6

Путешествие точки.

               1

 

исследовательские работы

7

Решение ребусов и логических задач.

 

               1

 

«мозговой штурм «тестирование»

8

Геометрические представления: четырехугольная пирамида, параллелепипед.

 

               1

 

презентации

9

Преобразование фигур на плоскости.

               1

 

презентации

10

Симметрия фигур.

               1

 

выставка альбомов «Узоры геометрии»

 

4.Текстовые задачи (10 часов)

1

Мир занимательных задач. Отгадывание ребусов.

               1

 

презентации

2

Решение логических задач.

               1

 

практическая работа

3

Составление ребусов и логических задач.

               1

 

творческая работа

4

Задачи с изменением вопроса.

               2

 

практическая работа

 

5

Преобразование задач из косвенной формы в прямую форму и наоборот.

 

               1

 

практическая работа

 

6

Составление и решение задач с единицами длины.

               1

 

исследовательские работы

7

Задачи с неполными данными.

               1

 

практическая работа

8

Мир занимательных задач.

               1

 

конкурс на лучший «Решебник»

9

Задачи с многовариантными решениями.

               2

 

практическая работа

 

10

Задачи-смекалки. Решение нестандартных задач

               2

 

тестирование

 

5. Многоугольники (4 часа)

1

Прямоугольник, квадрат и ромб.

              1

 

 

презентации

2

Периметр многоугольника.  Решение задач на нахождение периметра, площади.

              1

 

 

тестирование

3

Виды треугольников.  Периметр треугольника. Решение задач на нахождение периметра.

              1

 

тестирование

4

Фестиваль геометрических фигур.

              1

 

творческая работа

Итого:

30

 

 

      

 

 

Содержание Тематического планирования

 

1 раздел. Вводное занятие

Разгадка «математических фокусов»

2 раздел. Числа и операции над ними

Как велик миллион, загадочность цифр и чисел (математические игры, составление алгоритмов, заполнение волшебного квадрата по его началу, самостоятельное составление волшебного квадрата, задания на развитие пространственных представлений, отработка навыка деления и умножения.)

3 раздел. Геометрические фигуры и величины

Пространственные представления. Ребусы.

(Построение конструкции по заданному образцу. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Исследовательские творческие задания.)

4 раздел. Текстовые задачи

Решение задач разными способами (уравнения, схемы, графическое моделирование). Решение задач повышенной трудности.

(решение задач разными способами, составление алгоритмов, блок-схем, математические игры, работа с информацией, презентация.)

5 раздел. Многоугольники

 Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе, различные способы изображения объемных тел на плоскости.

(конструирование геометрических фигур.)

 

 

Планируемые  результаты:

-расширить и углубить кругозор учеников в различных областях элементарной математики;

-развить математический образ мышления школьников;

-развить исследовательскую активность детей;

-ознакомить с научной картиной мира;

-сформировать творческое мышление;

-развить умения решать задачи различного уровня сложности;

-помогать успешному выступлению на олимпиадах, математических играх и конкурсах.

 

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график.  2023-2024 учебный год

 

Начало занятий - 18 сентября 2023 года по 24 мая 2024

Продолжительность учебной недели:

-     для обучающихся 1-4 классов - 5 дней

Продолжительность учебного года:

1 -4 класс - 25 учебных недель

Продолжительность занятия: 45 минут

Каникулы:

-      осенние - с 30.10.2023 по 05.11.2023

-      зимние с 01.01.2023 по 09.01.2024

-      весенние с 25.03.2024 по 31.04.2024

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 45 минут.

 

Условия реализации программы

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объёму и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся обучающихся; на рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещённости люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк.

Оборудование: Столы, стулья соответствуют нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Компьютер, доска, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.

Инструменты и материалы: тетради в клетку, ручки, карандаши, линейки, ластики.

Информационное обеспечение: схемы, папки с образцами.

Дидактический материал: карточки для практических и самостоятельных работ; образцы выполненных практических работ; методические пособия.

 

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

     Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. (формы публичной презентации образовательных результатов программы).

 

 

 

Методическое обеспечение программы

Название учебной темы

Название и форма методического материала

1.Вводное занятие

1.Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка. М.: «Просвещение»,

2007

2.Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров. Забавная арифметика. С-Петербург:

«Лань», 2011.

2.Числа и операции над ними

1.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

2.Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.-  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,  2011

3. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Н.И.Удодова. – Волгоград, 2012.

3.Геометрические фигуры и величины

1.http://www.labirint.ru/books/283374/

2.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/05/04/programma-kruzhka-zanimatelnaya-matematika-3-klass

3.Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи.«Грамотей», 2016

4.Текстовые задачи

1.Олимпиадные задания. 3-4 классы. – Выпуск 3. Т.Н.Каркошкина,

2.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. - Волгоград: Панорама, 2009.

3.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2006

4. Тематический контроль знаний учащихся. Математика. 3 класс. ... Голубь В.Т Издательство: Воронеж 2012

5.Многоугольники

1.Кормишина С.Н.  Геометрия вокруг нас: тетрадь для практических работ.2,3 класс/Под ред. И.И. Аргинской. - Самара: Издательский дом «Федоров»2013

2.http://www.experimentanium.ru/ru/(музей занимательных наук)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Автор(ы): Самарцева Татьяна Михайловна
Приложения: