Автор Кузьмина Светлана Анатольевна,

к.п.н.,  заместитель директора по научно – методической работе

ГБОУ лицея № 623 Выборгского района Санкт - Петербурга

Бянкина Светлана Феоктистовна,

заместитель директора по учебно - воспитательной работе

ГБОУ лицея № 623 Выборгского района Санкт - Петербурга

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 623 имени И. П. Павлова Выборгского района Санкт-Петербурга участвует в реализации программы развития «Качество образования в условиях здоровосберегающей образовательной среды». Целью данной программы  является создание целостной образовательной среды, в которой принцип здоровьясбережения, комфортности и ценностных ориентиров, способствующих достижению высокого уровня качества образования, являются основополагающими. В связи с этим мы хотим поделиться своим опытом.

 

Уровень современного школьного образования во многом зависит от внедрения в постоянную практику новых оригинальных методов и приемов обучения и воспитания. Для успешного освоения знаний учащихся  необходимо реализовывать не только традиционные технологии и современные образовательные технологии. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся.

В настоящее время известен обширный арсенал образовательных технологий: педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса; педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала; частнопредметные технологии; природообразные технологии; педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся; современные образовательные технологии (проблемное, модульное, контекстное, эвристическое, игровое обучение, обучение развитию критического мышления и т.д.), а также современные информационно-коммуникативные технологии…

В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня объектной активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение».

 Особенность организации интерактивных технологий заключается в том, что они основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебная среда выступает как реальность, в которой ученик находит себя как область осваиваемого опыта, причем речь идет о не просто о подключении его эмпирических наблюдений, жизненных впечатлений ученика в качестве вспомогательного материала или иллюстративного дополнения. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания. В традиционной обучении учитель играет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе, одного из факторов, активизирующих взаимонаправленные потоки информации.

По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с ведущим: его активность уступает место активности учащихся, задача ведущего – создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии ученики выступают полноправными участниками, их опыт не менее важен, чем опыты ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску.

Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой их них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора – эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора – фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини – презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество:работа в парах, ротационные (сменные) тройки, «карусель», работа в малых группах, «аквариум», «незаконченное предложение», «мозговой штурм», «броуновское движение», «дерево решений», «суд от своего имени», «гражданские слушания», ролевая (деловая) игра, метод пресс, «займи позицию», дискуссия, дебаты и др. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у учеников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте.

Обратим внимание на тот факт, что в целостном процессе обучения учителю необходимо применять сразу несколько технологий, обслуживающих различные его стороны. Но в реальной практике это положение не всегда реализуется. Дело в том, что зачастую учитель стремится, прежде всего, овладеть и применить в практике какую-либо одну технологию или отдельные внешне привлекательные ее элементы. В этом случае нарушается принцип целостности: процесс обучения требует всестороннего его обеспечения различными технологиями, сами же технологии дают педагогический эффект только будучи целостными.

Эффективным при изложении экологических вопросов является проблемное изложение материала, которое заключается в том, что преподаватель ставит проблему, показывает путь ее решения, а ученик усваивает логику решения. Частично-поисковый метод включает подростков  в решение проблемы, поставленной учителем, на отдельных этапах. Исследовательский метод предполагает, что ученики под руководством учителя решают проблемы, организуют эксперимент и используют другие средства учебного поиска.

Особое место в обучении является дидактическая игра, сущность которой заключается в моделировании и имитации действительности и операций участников. При использовании игры в процессе обучения она зачастую используется как вспомогательный элемент, дополнение к теоретическому материалу и не может выступать в качестве основного метода обучения. Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить следующие их разновидности: имитационные игры (используются в обучении при формировании определенных навыков и умений); сюжетно-ролевые (в их основе лежит конкретная ситуация – жизненная, деловая или иная; игра в этом случае напоминает театральную постановку, где каждый участник выполняет (играет) определенную роль); инновационные игры (их основное отличие от других видов состоит в их подвижной структуре и проведении игры в нескольких обучающе-развивающих «пространствах»). Если вышеперечисленные виды игр различались по методу, то принцип выделения последних состоит в формировании определенных навыков управления конкретной ситуацией организационно-деятельностные. В них акцент ставится на диагностике игровой ситуации и обосновании выбора вариантов решения проблемы. С точки зрения методов здесь больше внимания уделяется диалогу, общению участников и другим формам групповой работы. Следует также отметить, что формы обучающих игр отличаются разнообразием и могут сочетаться и взаимодополнять друг друга (например, может быть ролевая деловая игра, инновационно-имитационная и т.д.). Одной из наиболее эффективных методик выступает деловая игра. В процессе ее моделирования определяется проблемная ситуация (кейс), и цель игры состоит в поиске путей ее разрешения. В целом в процессе деловой игры у ее участников формируется и закрепляется механизм поиска решения проблемы. Кроме того, она оказывает корректирующее влияние на психологию учащихся, т.к. лишена психологической напряженности, присущей традиционным формам обучения и ориентирует участников на более полное восприятие учебного процесса. Роль обучающих игр в образовании чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. Говоря о роли деловых игр, известный отечественный педагог и психолог М. И. Махмутов отмечал, что значение этой технологии состоит в развитии познавательной, социальной и профессиональной активности учащихся, формирования у них навыков участия в деловых играх.

Например, старшеклассникам дается некая территория с населенными пунктами и природными условиями, ископаемыми, с хозяйственными и другими объектами. Требуется обосновать размещение новых промышленных объектов и спрогнозировать их развитие. Это особенно становится актуальным, если ситуация рассматривается на территории той области, где ведется обучение (школа, район, город, страна). Одним из достоинств данного метода является то, что  изучаемый материал делается личностно значимым для учащегося, формируется отношение к материалу; игра стимулирует творческое мышление; создает повышенную мотивацию к учению; формирует коммуникативные качества. Безусловно, применение таких игр требует больших затрат преподавателя по ее разработке. Такой метод мы считаем наиболее эффективным при рассмотрении экологических проблем с использованием междисциплинарной интеграции естественнонаучных дисциплин.

Кроме имитационных есть условные соревновательные игры (например, КВН и пр.). Имитационная игра в течение нескольких часов позволяет воспроизвести проблему в такой полноте, что участники действительно приходят к согласованным решениям, убеждаются в их эффективности и побуждаются к переносу полученного опыта в реальную жизнь. Имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую педагогическую (психологическую) ситуацию. В процессе игры можно применять групповую и индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать ролевые ситуации. Иными словами, игра органично сочетает и позволяет использовать различные методы – анкетирования, «мозгового штурма» и др.

По нашему мнению, среди методов обучения наиболее эффективными являются исследовательские методы, метод «мозгового штурма», дидактические, ролевые, имитационные игры, интеллектуальные ток-шоу, создание творческих экологических проектов, презентаций, географических и исторических альманахов, анализ конкретных ситуаций, решение экологических задач и т.д.;

В процессе изучения немаловажную роль играют также математические методы, значение которых заключается в изучении параметров окружающей среды. Расчеты выбросов и сбросов вредных веществ, расчет выхода продуктов реакции, количество отходов производства имеет не только информационное значение, но и показывает, какое большое воздействие оказывает на окружающую среду человек.

Проникновение в образование новых информационных технологий заставляет посмотреть на дидактический процесс как на информационный процесс, в котором происходит получение информации учащимися, ее переработка и использование. Программированное обучение и вслед за ним технология обучения показали, что учение, понимаемое как процесс переработки информации, может быть строго управляемо, подобно процессам в сложных системах, которыми занимается кибернетика. Работа со знаками и знаковыми системами, перевод из одной знаковой системы в другую, кодирование и декодирование – эти и другие процедуры должен уметь делать человек информационного общества. Это особенно интересно становится старшеклассникам, так как дает возможность быстрого поиска информации в интернете, составления программ экологической направленности и их решения с помощью соответствующих алгоритмов.

Для повышения интереса старшеклассников к экологическим проблемам, формирование потребности в приобретении знаний, необходимых для решения экологических задач, осуществления природоохранной деятельности, формирование ценностного отношения к природе старшеклассники вовлекаются в дискуссии и беседы о причинах экологических проблем регионального, национального и глобального уровней (например: дискуссия «Транспорт – роскошь, средство передвижения или…», беседа «Озон в жизни планеты», круглый стол «Экологическая безопасность планеты в наших руках»), участвуют в опросах и тестированиях.

В школе проводились интегрированные уроки «Вода. Кругом вода», «Физика и сердце», «Свет, цвет и здоровье человека», «Целебное электричество», цикл семинаров «Микроэлементы в нашей жизни», ток-шоу «Марадыково: все за и против», сюжетно-ролевые игры «Сахар – жизнь или смерть», «Суд над химией», брейн-ринг «Четыре Э – экология, экономика, энергетика, экологическая грамотность» и т. д.. Для активизации деятельности старшеклассников применялись такие формы обучения, как экскурсии на предприятия, выставки, разработка проектов экологического содержания, участие в эколого-краеведческой деятельности, экологический мониторинг параметров окружающей среды(например: экскурсия «Промышленность Ленинградской области», конкурс «Чем я могу помочь своей планете», проекты «Окружающая среда и здоровье человека»). Это способствовало закреплению у школьников экологических знаний и формированию умений оценивать экологические процессы и явления, прогнозировать их дальнейшее течение и последствия, искать выходы из сложившихся ситуаций, выбирать оптимальные решения в процессе самостоятельной деятельности и под руководством педагога. Так же учащиеся разработали экологические проекты «Зеленый двор», «УМуСОРоРЕШЕНИЕ», «Доходы от отходов», «ЭКОэконом» и др.