Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Автор Михайлова Валентина Борисовна,

учитель математики ГОУ СОШ №16

 

Почти все, кто трудится сегодня в педагогике, отмечают, что с детьми стало работать сложнее. С этим утверждением нельзя не согласиться. Но почему? Дети стали плохими? Наверняка – нет. Просто они стали другими, как другим стало время, в котором мы живем.

Наше сложное время в значительной мере изменило и усложнило роль педагога. Он теперь является не только источником информации, но человеком, организующим и направляющим учебно-воспитательный процесс.

Сегодня принцип ведомости учащихся должен сочетаться с принципом сотрудничества учителя и ученика. А это значит, что меняется и весь социально-психологический аспект их взаимодействия.

Представим себе тот педагогический процесс, в котором мы ежедневно участвуем. Каких только компонентов он в себе не содержит! Привычно среди этого многообразия выделять три основных компонента: содержательный, методический и социально-психологический, точнее – компонент общения. Он-то как раз особенно важен. Ведь самые интересные и развивающие дидактические материалы, самые прогрессивные методы обучения и воспитания «заработают» только тогда, когда будут использоваться в рамках соответствующего педагогического общения.

Наше неумение или нежелание правильно общаться с учащимися является причиной многих педагогических неудач – и плохой дисциплины на уроках, и отсутствия интереса к предмету, и грубости учащихся, и наших собственных неврозов.

Психологические исследования неоднократно показывали, что отношение к преподавателю учащиеся часто переносят на предмет, который он преподает. В педагогическом процессе взаимоотношения первичны, и тем не менее это обстоятельство не всегда осознается даже опытными учителями. Начинающие же учителя очень часто испытывают трудности в общении с учащимися. И не случайно, так как в общении педагог выполняет много функций – он выступает и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений.

Так как же мы общаемся с детьми? Условно можно выделить несколько стилей общения:

1. Самый плодотворный и высокопрофессиональный стиль – общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Таким стилем общения владели выдающиеся педагоги Макаренко, Сухомлинский, Шаталов, Волков. Он присутствует в той или иной мере и у наших опытных педагогов.

2. Достаточно продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Он является предварительной ступенью к стилю педагогического сотрудничества учителя и ученика. Но следует помнить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися. Как, впрочем, и сами учащиеся проявляют такое панибратство, которое затем превращается в неуважительное отношение к учителю.

3. Многие педагоги выбирают стиль «общение-дистанция». Здесь в качестве ограничителя панибратства выступает некоторое «расстояние», которое учитель создает между собой и учащимися. При таком стиле тоже стоит соблюдать меру. Дистанцироваться необходимо, но это может повлечь за собой невольный переход к авторитарному стилю, который в конечном счете отрицательно сказывается на формировании личности учащихся.

4. «Общение-дистанция» в известной степени является переходным этапом к такому негативному стилю, как «общение-устрашение». Его довольно часто используют не только начинающие, но и опытные учителя, так как этот стиль дает нам желаемое – беспрекословное подчинение учащихся и кажущийся авторитет педагога. Однако такое общение не подразумевает взаимопонимания между учителем и учеником и может вызвать даже тихую ненависть к педагогу.

5. Отрицательную роль в работе с учащимися играет также «общение-заигрывание», которое вызвано стремлением завоевать быстрый авторитет у детей, понравиться им. Однако практика показывает, что это ложный авторитет, недолговечная любовь.

При отсутствии у педагога профессиональных навыков общения стили устрашения, заигрывания или крайние формы дистанцирования могут стать штампами, затрудняющими педагогическую работу, и привести к непреодолимым психологическим барьерам.

Исходя из вышеперечисленных стилей общения, можно выделить несколько наиболее типичных моделей поведения педагога на уроке.

Модель 1.Педагог как бы возвышается над учащимися. Он парит в мире знаний, науки, увлечен своим делом, но недосягаем для ребят. Учащиеся для него лишь приемники информации, а не живые личности.

Модель 2. Соблюдая дистанцию, педагог постоянно подчеркивает свое превосходство над учащимися, у него преобладает стремление сообщить информацию, а не научить, и отсутствует желание к сотрудничеству с детьми. Он снисходительно покровительствует ученикам, что мешает организовать взаимодействие с ними, как с взрослыми личностями. Итог – равнодушие к педагогу.

Модель 3. Учитель строит взаимоотношения с детьми избирательно, то есть концентрирует свое внимание либо на сильных, либо на слабых учащихся. В результате – общение на уроке постоянно «рвется», система постоянного общения отсутствует.

Модель 4. Педагог общается с детьми, но в этом общении слышит только себя – и при объяснении, и при опросе, и в индивидуальных беседах. Последствия таковы, что вокруг учителя создается своеобразный педагогический вакуум.

Модель 5. Педагог направленно действует в соответствии с заранее спланированной программой, не реагируя на изменяющиеся обстоятельства. Например, на уроке запланировано обсуждение некоторой темы, а учащиеся по объективным причинам не готовы к нему. Эффект от хорошего плана будет нулевым, но учитель не хочет изменить методику проведения урока.

Модель 6. Учитель мучается постоянными сомнениями: правильно ли учащиеся его понимают, верно ли истолковывают то или иное замечание, не обижаются ли на его критику. Он постоянно сомневается, колеблется, анализирует каждое свое слово. Такие действия вполне могут привести к неврозам. От подобного «самокопания» следует избавляться.

Модель 7. В системе взаимоотношений преобладают дружеские характеристики. Теоретические исследования и практика показывают, что учащиеся предъявляют высокие нравственно-психологические требования не только к сути взаимоотношений, но и к средствам, которыми мы выражаем свое отношение к ним. Именно поэтому стили общения, основанные на дружественности, создают ощущение психологического комфорта, стимулируют деятельность детей.

Таким образом, для организации правильного педагогического общения каждому из нас нужно усвоить несколько полезных рекомендаций.

ü    Мы не должны исходить только из своих педагогических целей и задач, строить общение как бы «от себя» («мне это нужно»). Попытаемся строить общение «от них», с учетом их интересов, их особенностей. Тогда учащиеся попадут в сферу нашего воздействия.

ü    Организуя общение, будем ориентировать свою речь на конкретного ученика или их группу (учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, его позицию в группе, его отношения с другими ребятами). В соответствии с этим выберем скорость речи, последовательность, её тональность, наконец, силу звука.

ü    Вступая в контакт с учащимися, не будем общаться с ними «по вертикали», сверху вниз. Даже малыши стремятся отстоять свою независимость и самостоятельность. Диплом учителя не дает автоматического права быть диктующей стороной в общении, это право надо завоевать своей деятельностью.

ü    Будем стремиться контролировать психологическую атмосферу в классе (наблюдать за учащимися, обращать внимание на все детали их поведения, на их настроение, оперативно реагировать на поведение класса).

ü    Необходимо учиться смотреть себя со стороны, как бы глазами ребят – как двигаюсь, как жестикулирую, как говорю, как реагирую на их меняющееся поведение. Надо стремиться поставить себя на место учащихся, с которыми мы работаем; посещать уроки коллег и сравнивать себя с ними; честно признаваться самому себе в недостатках и не бояться признавать ошибки перед ребятами.

ü    Еще одно важное условие – уметь слушать учащихся, какими бы слабыми, медлительными они не были, не перебивать и не захватывать инициативу в ответе.

В процессе общения могут возникать разнообразные конфликты. Следует разобраться в причине конфликта: порожден ли он нашей педагогической неграмотностью (тогда его надо срочно нейтрализовать) или разными подходами к одному и тому же вопросу (тогда надо искать «золотую середину»).

Мы не имеем профессионального права обижаться на наших подопечных (в этом своеобразие труда учителя). Доказывая свою правоту, убеждая учащегося, нельзя затрагивать напрямую отрицательные черты его характера. Например, можно сказать «Мне стыдно за тебя», но не «У тебя кошмарное поведение». Тем самым мы заставим учащихся посмотреть на свое поведение через призму отношения к нему другого человека. При этом очень важно преодолевать негативные установки по отношению к некоторым учащимся. Бесполезной является и голая критика поведения, знаний, образа жизни нерадивого ученика. Она не содержит в себе преобразующего, конструктивного начала и либо вызывает агрессивную реакцию, либо ведет к формированию заниженной самооценки.

Не лишним в этой ситуации является и самоанализ:

– не слишком ли часто мы критикуем учащихся и с критики начинаем урок?

– как мы реагируем на нарушение дисциплины – только порицаниями или используем шутку, юмор?

– не переходим ли мы в процессе общения только на угрозы?

Понаблюдаем за собой:

– как часто улыбаемся на уроке?

– способны ли смеяться вместе с ребятами?

– не лежит ли на нашем лице постоянная печать озабоченности и усталости?

Очень часто ребята связывают наш эмоциональный тонус с преподаваемым предметом, что вызывает у них негативные психологические установки. Поэтому не бойтесь улыбаться детям, хвалите их ответы, показывайте, что верите в их возможности.

Помните, что ребенка всегда волнует отношение учителя, понимание, уважение, интерес со стороны взрослого человека.

Поразмышляйте над построением своих взаимоотношений с «трудными» учащимися: попробуйте наладить с ними не только деловые, но и непосредственно личностные контакты, подойти к ним с оптимистическими ожиданиями.

Последим за своей речью, ведь она – отражение нашей личности:

– нет ли у нас словечек-«паразитов»?

– способны ли мы четко формулировать свои мысли?

– богата ли наша речь интонациями, не изобилует ли она окриками, резкими высказываниями, которые дестабилизируют учащихся?

Особое внимание обратим на взаимоотношения с коллегами и постараемся быть доброжелательными, стремиться к сотрудничеству, а не сосредотачиваться на недостатках. Ведь взаимоотношения в нашем педагогическом коллективе самым существенным образом влияют на общий психологический микроклимат, они улавливаются учащимися и оказывают воздействие на нравственную атмосферу воспитания.

Вот несколько основных психологических требований к организации педагогического общения, которые должен знать каждый из нас. Они являются не догмой, а руководством к действию, которое поможет нам наиболее эффективно регулировать самую главную составляющую в учебно-воспитательном процессе – взаимоотношения учителя и ученика.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

Кто на сайте

Сейчас на сайте 7084 гостя и нет пользователей