Конспект урока в 3 классе

Лес и человек

Марова Тамара Викторовна,
учитель начальных классов
ГОУ СОШ № 283 Кировского района Санкт-Петербурга

Цели урока: Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов. Развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе , культуру поведения. Отработать навыки работы с контурными картами, умение составлять схемы.

Оборудование: рисунки животных, занесенных в Красную книгу; картина «Лесозаготовки», фотографии «На вырубках». Несанкционированные свалки, видеосюжет «Пожар в лесу», аудиозаписи песен.

I.             Организационный момент.

Звучат голоса птиц, шум леса. Из палатки выходят два участника: «Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь -  мы свои!» (Погореловский С.)

- Почему мы начали наш урок с этого стихотворения?

- Потому что это стихотворение о лесе. Лес нам дарит чудеса и мы должны его беречь.

- А кто должен оберегать лес?

- Это должны делать люди.

Сообщается тем урока (записать на доске и в тетрадях).

II.         Проверка знаний и умений.

- Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить что вы знаете о лесной зоне. (Рассказ ученика с подробным описанием местонахождения зоны лесов на карте и рассказать о природных условиях, которые там сложились).

Блиц-турнир «Я знаю лес».

- Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный)

- Назови дерево: «высокое стройное, с желтовато-красной или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие округлые. (Сосна)

- Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)

- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)

- Какое дерево является символом России? (Береза)

- Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга)

- Плодами какого дерева являются желуди?  (Плоды дуба)

- У какого животного пять черных полос на спине? (Бурундук)

- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа)

- Узнай животное по описанию: «Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, бакенбарды и кисточки на ушах» (Рысь)

Соединим стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.

пихта

береза

кедровая сосна

липа

ольха

сосна

лиственница

клен

дуб

 

Тайга

 

 

Смешанный лес

 

 

Широколиственный лес

 

III.       Работа над новой темой

Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес»:

Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.

 

А будет жажда мучить- то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.

 

Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна.
Течет вода-водица, вкусна и холодна.

 

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.

 

Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А, если и устану – присяду на пенек.

 

Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то леший бродит с зеленой бородой.

 

Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.

 

-                   О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом).

-                   Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Прочитайте его еще раз про себя. (Самостоятельное чтение)

-                   Так чем же является лес для человека? Лес — это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее, бродить и думать здесь».

-                   А почему лес — аптека? (В лесу много лекарственных растений, лесной воздух тоже лечит.) Лес — аптека.

-                   В лесу человек находит себе пищу - … это ягоды, орехи, грибы, чистая вода. «Накормит русский лес», «Нагнусь к нему напиться»... Лес — источник чистой воды и пищи.

-                   А как лес может обогреть человека? Человек дровами обогревает дом, а дрова — это деревья, которые росли в лесу. Значит лес для человека — это источник топлива.

-                   Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите. (Шкафы, стулья, двери. Из дерева стоят дома). А что у вас на столах ихготовлено из дерева? (карандаши, линейки, книги, тетради). Лес — источник древесины.

-                   А что ждет человека в лесу? Найдите в стиотворении. («Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы»). А что делают в лесу цветы, орехи, кусты, грибы? Чем для них является лес? (Это их дом). Для кого еще лес является домом? (лес является домом для птиц, животных, насекомых — жуков, пауков, червей). Значит лес — дом для растений, животных, насекомых, грибов.

-                   Лес — источник кислорода. (Легкие нашей планеты).

Посмотрим, сколько значений у леса (схема):

Значение леса

Место отдыха

Аптека

Источник чистой воды и пищи

Источник древесины

Источник топлива

Дом для растений, животных, грибов

Источник кислорода

Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема.

А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Прослушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь?

Плакала Саша, как лес вырубали.

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой, нахмуренной ели

Красные грозди калины глядели,

Там поднимался дубок молодой.

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились -

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал - и вон побежал.

(Некрасов Н.)

 

О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении?

Речь идет о вырубке леса.

Посмотрите, как в настоящее время идет вырубка древесины. (Картина «Лесозаготовки»).

Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора, которым не уничтожали лесные массивы, то сейчас после работы лесорубов остаются такие картины: (показ фотографий). Людям казалось, что лесов много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей жаль птиц, зверей, оставшихся без дома (фото).

Какие чувства у вас вызывают фотографии? Свободные высказывания детей.

Разные чувства вызывают эти фотографии, но я рада, что вам небезразлична судьба леса.

После обсуждения заполняется схема:

Проблемы леса

Вырубка

Незаконная охота (браконьерство)

Звучит песня «Просьба», сл. Рождественского, муз. Пахмутовой.

Какую экологическую проблему раскрывает эта песня?

Проблема убийства животных.

Но человек издавна убивая животных, добывал себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону.

Многие виды животных взяты под охрану, а растения и животных, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной.

> Жуки — коростел, жук — олень, дровосек реликтовый

> Растения — жень-шень, венерин башмачок

> Звери — зубр, амурский тигр

Показ зарисовок из книжек-раскрасок.

-                   В лесной зоне созданы заповедники. Работа по контурным картам (на парах у учеников).

IV.     Физкультминутка.

Руки подняли и покачали

- Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

- Ветер сбивает росу.

В стороны руки плавно помашем

- Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем

- Крылья сложили назад.

V.          Продолжение изучения новой темы.

Еще мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Послушайте рассказ Сухомлинского. Стыдно переде соловушкой?

Рассказ читает ученик.

VI.       Закрепление

VII.    Подведение итогов (выставление оценок).

Домашнее задание: Составить памятку как вести себя в лесу (в тетради). Раздать конверты с заданиями. Следующая наша экспедиция в Сестрорецк. С походной песней выход.