Владимирская О.Д.

директор НОУ СОШ «Экспресс»,

 к.п.н.

Режим работы учреждения может быть режимом функционирования или режимом развития.

Режим функционирования предполагает постоянное поддержание всех направлений деятельности на уровне «не хуже предыдущего». Для учреждения, работающего в режиме функционирования не свойственно разрабатывать и реализовывать новые направления работы. Понятно, что в современных условиях такой режим работы практически невозможен. Учитывая быстро меняющиеся условия жизни, образовательные учреждения вынуждены постоянно следить за изменениями в социально-экономической жизни, проектировать изменения всех направлений деятельности образовательного учреждения.

Режим развития предполагает, что каждый шаг в работе учреждения анализируется и по итогам этого анализа ведется дальнейшая работа, которая предполагает  постоянное развитие.

Анализ деятельности  – функция управления школой, направленная на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку образовательных результатов и выработку на его основе рекомендаций по упорядочению системы, ее  оптимизации или переходу ее на более высокий качественный уровень.

                    В педагогическом коллективе образовательного учреждения, избравшего режим развития, идет постоянный анализ деятельности и на основе его результатов, на основе постоянного общения, получения новой информации, проводится диагностика  текущего состояния дел.

Педагогический анализ решает не только  технические задачи, но  способствует развитию каждого учителя в отдельности. Правильно организованный педагогический анализ влияет на уровень преподавания, а следовательно, на качество образования. Педагогический анализ является одним из методов контроля, где в результате наблюдения оценива­ется деятельность всех участников образовательного процесса.

Эффективность педагогического анализа будет зависеть от целенаправленности, объективности, массовости, систематичности. Поддержание мониторинга педагогического анализа прямо повлияет на его  результативность,  даст  коллективу  знание о разных сторонах деятельности школы.

Содержание педагогического анализа:

-изучение хода и состояния наиболее важных сторон образовательного процесса;

-изучение итоговых показателей диагностических работ учащихся;

-изучение работы учителей;

-изучение работы методических объединений;

-изучение работы творческих групп учителей;

-и т.п.

Предмет педагогического анализа:

- Урок

-изучение деятельности учителей по разным направлениям их деятельности (повышению своего научного, профессионального, технологического, методического, культурного уровня);

-качество преподавания;

-качество организации образовательного процесса;

-качество предметных, надпредметных, метапредметных знаний и умений чащихся;

-и т.п.

По итогам анализа выдаются рекомендации, готовятся материалы для открытого годового отчета работы образовательного учреждения, материалы для работы с родителями и т.д.

 

Педагогический анализ может быть тематическим, текущим (оперативным)  и итоговым.

 

--

-.

Педагогический анализ проводится по схме:

  - определение объекта анализа:

- определение его цели;

- формирование рабочей гипотезы, плана;

- организация  сбора информации;

- выявление факторов, влияющих на объект анализа, установления причин вызванных этими факторами;

- обобщение материалов тематического анализа, формулировка выводов и предложений:

- Оформление результатов (в материалах аналитического отчета обязательно должны быть ответы на вопросы Кто, Что. Когда, Где, Как и Почему).

 

Итоговый анализ – оценка качества образовательного процесса четверть,  триместр, год.

Цель - оценить деятельность школы и выработать а основе выводов рекомендации по совершенствованию дальнейшей работы.

- построение блока целей следующего учебного года.

Содержание: направлено на систематизацию оперативного и тематического видов анализа, оформление полученных данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, качественных характеристик на основе школьной документации,

Содержание итогового анализа:

·         оценка качества преподавания;

·        оценка качества обученности;

·        оценка способностей, познавательных интересов учащихся;

·        оценка уровня воспитанности;

·        оценка эффективности взаимодействия учеников с социумом;

·        оценка взаимодействия с родителями:

·        и т.д.

·       

Текущий или оперативный анализ направлен на сбор информации о состоянии образовательного процесса (за день, за неделю, за месяц, по определенному предмету тоже за определенный промежуток времени). Такой анализ строится на посещении уроков, внеклассных мероприятий, проведения тестирования, интервью, бесед с учителями, родителями, учащимися.

Текущий контроль включает:

-оценку работы учащихся

-выявление отклонения от изучения стандарта;

-установление причин отклонения от государственного стандарта.

Результаты текущего контроля фиксируются в справках, докладных, служебных записках, в отдельных случаях в уведомлениях.

Предполагается, что результатом текущего контроля будет оперативная реакция администрации по качественному улучшению дел, вынесение организационных выводов.

Для тех, кто проводит педагогический анализ полезно в конце каждого этапа ответить на вопросы:                

• Что происходило?

• Что было сделано нового?

• Как это новое можно применить в будущем?

• Какие обучающие моменты анализа можно выделить и применять в следующих работах?

• Что мне помогало, что мешало в этом процессе анализа?

• Какие явные недостатки в организации работы я вижу?

• Какой можно сделать для интенсификации педагогического анализа?

• Что было важным, существенным для меня? (Проблема, открытие, неожиданная ситуация).

• Какие решения мне необходимо принять по этому поводу?

Кого я могу обучить приемам педагогического анализа?

 

Педагогический анализ – это системный подход к изучению образовательного процесса, контролю его качества, соблюдению государственных стандартов

—Г