Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Специальность – художественная керамика.

Школа №508 г. Санкт-Петербурга

Автор:

Педагог дополнительного образования, Тарасова Людмила Алексеевна

 

 

Пояснительная записка.

Разработка предназначена для художественных классов специализированных школ, а также может быть использована в системе дополнительного образования на занятиях по художественной керамике.

В соответствии с образовательной программой на IIIстепени обучения (с  8 кл.), учащиеся осуществляют выбор профильного обучения.

Данная разработка предназначена для тех учащихся, кто решил пробовать свои силы в этой области. Эти учащиеся уже прошли курс лепки с 1-го по 6-ой классы и, как правило, этот выбор можно считать обоснованным (собственным желанием и рекомендациями педагога).

В отличие от предыдущей стадии подготовки, курсовая (дипломная) работа дает возможность учащимся проявить себя творчески в конкретной области искусства керамики. Закрепление знаний и умений, приобретенных на предыдущих занятиях, расширение и обогащение художественного кругозора. Кроме того, в структуру курсовой (дипломной) работы входит защита работы на Художественном Совете.

Поскольку используется проблемно-игровая технология, то в качестве заказчика выступают члены Художественного Совета, а в качестве исполнителя – ученик.

На этом этапе учащийся должен убедительно обосновывать выбранное декоративное решение, его соответствие теме, изложить последовательность этапов работы, знать технологию выполнения практической части работы, а также историю данного отдела прикладного искусства, быть готовым к вопросам членов Художественного Совета.

 

Структура выполнения курсовой (дипломной) работы

 

I.                  Предварительный этап.

 

1.     Теоретическая часть.

а) Выбор темы (с учетом интересов и наклонностей учащегося, а также в

зависимости от уровня сформированности умений и навыков в области

художественной пластики)

б) Беседа с учителем на выбранную тему (просмотр книг, каталогов)

в) Посещение отделов прикладного искусства музеев, художественных

галерей и выставок

 

2.     Практическая часть.

а) выполнение пробников в материале (приемы декорирования, проверка

возможностей отдельных керамических материалов)

 

 

II.               Выполнение работы.

 

1.     Проектирование (выполнение эскизов в натуральную величину, поиск оптимального решения, наибольшей выразительности, пропорциональности, декоративно-цветового решения)

2.     Выполнение работы в материале

3.     Декорирование

4.     Пояснительная записка

 

 

III.           Защита курсовой (дипломной) работы на художественном совете.

 

 

Примерные темы курсовых (дипломных) работ.

 

1.     Декоративная кружка. Расписная или с рельефом.

2.     Декоративное блюдо.

3.     Декоративный пласт (изразец).

4.     Сувенир с петербургской тематикой.

5.     Декоративный сосуд.

 

 

Данная методическая разработка выполнена на примере курсовой работы на тему «Современный декоративный сосуд».

 

Задачи: Совершенствование умений в стилизации и конструировании художественной формы, переработки реальных форм в скульптурное изображение, создание пластического образа, знакомство с современными приемами и открытиями в области декорирования керамических изделий.

 

I.                   Предварительный этап.

 

а) Выбор темы

 

предлагаемые направления:

·        ассоциативное – природные формы и состояния;

·        образно-литературное;

·        абстрактно-геометрическое;

Образное решение может потребовать выполнения композиции  из нескольких форм, взаимно обогащающих и усиливающих друг друга.

Примечание: в условиях школьной мастерской абстрактно-геометрическое направление бывает трудно выполнимо, т. к. требует часто идеальных поверхностей и форм, что возможно только при наличии гончарного круга или гипсомодельного станка.

 

б) Беседа с учащимися (Материал для преподавателя).

Понять и прочувствовать пластический и декоративный язык современного керамического искусства, конкретно – керамического сосуда, невозможно без хотя бы краткого обзора основных вершин исторического развития этого вида искусства.

Особое внимание уделяют керамике Древнего Мира, т. к. именно этот период подарил нам непревзойденные образцы безошибочного чувства декоративности, знание законов ритмической гармонии, строгого соответствия формы и декора.

Уже на заре человеческой культуры был известен секрет керамики – глиняных сосудов – вместилищ, вылепленных от руки и обожженных.

Первоначально – это круглодонные миски, иногда гладкие, иногда с повторяющимся  на поверхности оттиском ногтя, зерна или с процарапанным орнаментом в виде треугольников, точек, волнистых линий.

Магический характер этих простейших изображений указывает на неразрывность утилитарного и сакрального. Такая керамика характерна для европейского, азиатского, африканского неолита, но стоит еще пока за гранью искусства.

Одной из вершин поздненеолитического художественного творчества являются керамические сосуды из погребений северных районов Передней Азии (поселения Хассуна, Самарры, а также Элама). Тонкостенные, правильной формы, нарядные и стройные сосуды Элама были покрыты четкими коричнево-черными мотивами геометризированной росписи по светлому желтоватому и розоватому фону.

Треугольники, полоски, ромбы, щеточки стилизованных пальмовых ветвей подчеркивали вытянутое или округлое строение сосуда. Порой комбинации узора повествовали о важнейших для человека того времени действиях и событиях – охоте, жатве, скотоводстве.

Иран, Средняя Азия, Месопотамия и Малая Азия дают свои варианты росписи сосудов. Розетки и мальтийские кресты, изображения животных, вереницы птиц и изогнутые линии струящейся воды, закругленные спиралью рога персепольских козлов, ромбы, кресты, «лесенки», складывающиеся и соединяющиеся в различных сочетаниях.

Этот геометрический «образ мира» связан непрерывно со скульптурной формой сосуда и абсолютно ей подчиняющийся.

Своеобразны сосуды Кипра. В кубках, чашах, кувшинах улавливается сходство с птицами и животными (круглый сосуд на ножках с «хвостиком» сзади; традиционный кувшин, но с поднятым кверху «клювом»; соусник с изящно выгнутой «шеей»).

Искусство Крита IIIтысячелетия до н. э. относится к эпохе высочайшего расцвета Средиземноморья.

Тонким художественным вкусом отличаются керамические вазы разнообразных форм и расцветок, покрытые черным лаком, по которому нанесены белой, желтой и красной краской геометрические и растительные орнаменты в виде спиралей, зигзагов, розеток, лепестков. В росписях часто встречаются мотивы морской фауны: рыбы, звезды, раковины.

Классическим примером единства практической и эстетической ценности являются знаменитые греческие сосуды. Будучи чрезвычайно разнообразны по форме и размерам, предназначенные для различных целей (большие пифосы для зерна, амфоры для вина, кратеры для воды, лекифы, гидрии и т. д.)

Характер росписей меняется от геометрического стиля к ковровому (влияние Крита), чернофигурный, краснофигурный, изображение сюжетов из греческой мифологии и бытовые сцены.

Итальянская майолика (XV– XVIIв.в.) пленяет нас не только своей неувядаемой красотой, она также является богатой сокровищницей культуры эпохи Возрождения.

По богатству, разнообразию, изысканности, красочности, орнаментальной изобретательности итальянские керамические сосуды представляют предельную степень совершенства. Основные центры производства – Валенсия, Фаэнца, Сиена, Дерута, Урбино.

Наиболее широко распространенные формы – грушевидные сосуды с двумя ручками, кувшины с яйцевидным корпусом и высокой ручкой, кружки с ручкой и маленьким стянутым носиком, аптечная посуда – альбарелли, характерной формы (подражающей отдельным сочленениям бамбукового тростника), кувшины с ручками в виде змей, сатиров, женских полуфигур.

Украшались растительными орнаментами, напоминающими листья дуба или орешника, «гранатовым» и чешуйчатым орнаментом, орнаментом в виде павлиньих глаз, фигурами стилизованных зверей, геральдических львов, собак, зайцев, рыб, а также сюжетами из античной мифологии и легендарной истории Рима.

Сосуды итальянской майолики начинают выполнять чисто декоративную функцию, являясь предметами украшения внутреннего убранства итальянских домов.

Удивительны и загадочны сосуды Гжели и Скопина. Гжельская керамика – самая яркая, поэтичная страница в искусстве русского искусства глин. Сосуды необыкновенно выразительны по пластике и росписи: формы нередко обогащены лепными фигурками людей, а поверхность сосудов украшена изображениями животных и птиц, архитектурными пейзажами и орнаментами. В  XVIIIвеке наиболее распространенной формой являются квасники с дисковидным туловом.

Сочная свободная роспись исполнена по белому фону зеленой, голубой, желтой и коричневой с фиолетовым оттенком красками, которые потом сменились на всемирно известную кобальтовую «мазковую» роспись.

Наивная и чарующая красота заключена в сосуды скопинских гончаров, словно сошедших со страниц русских народных сказок и легенд.

Для сосудов Скопина характерна усложненность форм, яркая декоративность и иллюстративность, порой они превращаются в сложные скульптурные сооружения, похожие на сказочные многоярусные терема, где в причудливых сочетаниях соседствуют всевозможные звери, птицы, рыбы, змеи, фантастические существа.

Тулово сосуда составляется из сложных комбинаций различных геометрических объемов: треугольников, колес, перемычек, а на них устанавливаются вазы сложной барочной формы, увенчанные высокими крышками и рельефными налепами. Декорируются цветными поливами (зелеными, коричневыми, желтыми).

Таким образом, на протяжении веков керамические сосуды соединяли в себе и утилитарную, и декоративную функции.

 

Современные декоративные сосуды часто теряют свою утилитарную функцию, сосуд становится самоценным произведением искусства, рассчитанным на откровенное любование его формой, цветом, сочетанием материалов (глина и полив), неожиданной иногда ироничной пластикой. Утверждается самоценность предмета как произведения человеческих рук. Примером таких сосудов являются вазы и сосуды П. Пикассо, работы керамистов стран Прибалтики, грузинских мастеров (Р. Симонян), венгерской керамистки  М. Ковач.

Во все эти вазы тоже можно ставить цветы, но они созданы не столько для цветов, сколько как новые предметы человеческого окружения – пластические произведения.

Ценным становится не функция, а сам предмет, в связи с этим и роль таких сосудов в интерьере несколько иная – не только украсить комнату, а организовать пространство, внести в интерьер элемент традиции, рукотворности, контраста с машинными бытовыми предметами. Основой «декоративного» направления в современном искусстве становится сам предмет, а не его украшение. Суть предмета материализуется, прежде всего, в форме.

Общей чертой этих керамических сосудов является большая эмоциональность, особая «одухотворенность», а также их ассоциативность.

Она выступает в самых разнообразных формах: то, как прямая изобразительность, то, как отдаленный намек в форме, пропорциях, цвете предмета, заставляющей нас вспомнить какие-то другие предметы или явления, связанные с миром природы, техники, человеческой культуры.

Часто современный художник как бы «играет» с материалом, который позволяет передать любую форму, фактуру (ткани, мятой бумаги, сетки), а достижения современной технологии – любое покрытие (имитация металлических покрытий, пенистых, вспученных).

Взяв традиционную или обыденную форму (кринка или бутылка), придать ей фактуру другого материала или неожиданно деформировать, дополнить изобразительными лепными деталями, превратив сосуд в метафору некоего явления или мира (сосуды О. Савиновой и В. Малолеткова).

В современном керамическом искусстве часто используются классические формы, декорированные неожиданными современными способами.

Язык керамики стал более универсальным, к нему приблизилась и скульптура, и живопись, и графика.

 

в)  При посещении отделов прикладного искусства в музеях города обратить внимание на приемы образного решения сосудов, единства формы, фактуры и цветового решения.

          Посетить отделы прикладного искусства Древнего Мира, Древней Греции, Древней Руси, Китая.

 

II.                Выполнение работы.

 

1.     Проектирование

 

а) Предварительные зарисовки форм и предметов, которые выбраны за основу образа (рисунки раковин, цветов, листьев, плодов, архитектуры, птиц, животных и т. д.).

б) Поиск и прорисовка формы сосуда в натуральную величину. Уточнение масштабности деталей. В соединении сосуда с формами растительного или животного мира нужно избегать искусственного, случайного смешения.

Одним из основных требований к такому произведению является художественная стилизация природной формы, изменение ее в связи с новым назначением в интерьере.

Использование внешних форм природы в сосуде возможно только в тех случаях, когда эти формы теряют свой натуральный вид, перестают быть буквальным подражанием природе. Все части сосуда должны быть соразмерными, т. е. пропорциональными друг другу. Большое значение имеют линии, образующие контуры предмета и его частей. Они, как правило, тесно связаны с пропорциями изделия, поэтому более соразмерные предметы отличаются более гармоничными контурными линиями. Попытаться найти наиболее выразительную форму, согласованность линейных сочетаний. Также необходимо продумать применение фактур, цветовых сочетаний.

На этом этапе выполняются небольшие пробники в материале, для проверки декоративных эффектов, а также, при необходимости, гипсовые формы.

 

2.     Работа в материале.

 

         Приемы лепки сосудов:

         а) из жгута;

         б) из пласта;

         в) комбинированный;   

 

а) Лепка из жгута (для округлой симметричной конусообразной формы).

Приемы лепки из жгута учащиеся 3-го года обучения освоили на предыдущих занятиях, поэтому здесь не будем подробно описывать этот способ.

б) Лепка из пласта.

Этот способ тоже уже освоен учащимися, однако, данная работа требует знания некоторых приемов, которые они не знают, т. к. лепили простые и небольшие формы.

Хорошо промятый, отбитый ком глины кладут на выбранную ткань (величина, фактура), расплющивают сначала рукой, а затем раскатывают скалкой из центра во все стороны, поворачивая ткань.

Раскатав пласт нужной равномерной толщины (не менее 5 мм, для больших вещей 8-10 мм), из него вырезают стекой, как на выкройке, сначала дно, а затем задуманные части сосуда. Там, где необходимо по замыслу, край вырезанной детали закатывается скалкой для получения живого мягкого края или обертывается. Если глина немного мягкая или задуманный сосуд высокий или сложной формы, можно вырезанные детали формы положить на заранее подобранные формы, соответствующие изгибу (можно использовать бутылки, круглый плафон и др.), покрытые тканью, чтобы эти детали слегка «подвяли» в нужном пластическом изгибе.

Сторона, лежащая на ткани, имеет фактуру ткани, если мы перевернем ее к нам лицом, то можно усложнить фактуру путем вкатывания скалкой подсобных предметов (листьев, сеток и др.).

Затем сосуд собирается из этих форм путем склеивания частей шликером и последующим укреплением шва с внутренней стороны расплющенными небольшими жгутиками. На местах склейки предварительно делается крестообразная насечка стекой для обеспечения более надежного соединения частей. И уже в готовом объеме уточняются пластические линии, добавляются необходимые детали, и, если необходимо, фактуры или разрезы.

 

3.     Декорирование

 

Для декорирования сосуда можно использовать глазури, ангобы, соли, надглазурные и подглазурные краски. Ввиду того, что обычно в художественных школах пользуются зеленой глиной, работать простыми солями не рекомендуется, т. к. на красном обожженном черепке они не дают достаточно красивых ярких цветов, их можно использовать или рядом с глазурями (матовые и блестящие покрытия рядом) или под глазурями – неожиданные эффекты металлизации и вспучивания глазурей. Также можно поливать глазури из различных емкостей, набрызгивать или распылять через сетку, втирать в углубления и т. д.

Все эти приемы создают имитацию природных поверхностей и бывают очень эффектными. Может быть просто роспись глазурями и красками изобразительных мотивов.

 

Пояснительная записка.

 

Показать знание историографии искусства керамического сосуда, какие образцы прошлого и современного искусства помогли в решении поставленной задачи, что явилось основой образа.

Изложить последовательность этапов и технологию выполнения курсовой работы.

Обосновать выбранное декоративное и пластическое решение (с приложением рисунка или фотографии работы).

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

Кто на сайте

Сейчас на сайте 7682 гостя и нет пользователей