ПЛАН УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

ТЕМА «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»

 

Назарова Светлана Алексеевна,

учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ №283

Кировского района Санкт-Петербурга

 

Цели урока:

1.      Подготовка к ГИА по русскому языку;

2.      Воспитательные: воспитывать любовь к чтению, уважение к слову;

3.      Развивающие: развитие у учащихся ассоциативного и образного мышления, интеллектуальных способностей, позволяющих учиться самостоятельно;

4.      Обучающие: закрепить основные речеведческие понятия (тема текста, основная мысль, позиция автора, стиль, тип речи), обобщить знания учащихся по основным разделам науки о языке.

I. Организационный момент.

Сегодня мы продолжим повторение изученного по русскому языку и подготовку к экзамену. Ключевыми на сегодняшнем уроке будут следующие понятия (записываются на доске):

текст

тема текста

проблема текста

авторская позиция

стиль текста

тип речи

орфограмма «Правописание приставок»

пунктограмма «Запятая в СПП»

Ваше домашнее задание к уроку – повторить эти ключевые понятия, а также основные орфограммы и пунктограммы. Проверка домашнего задания будет осуществляться на уроке по мере выполнения заданий.

II. Работа с текстом.

(1) Если всю жизнь читать и перечитывать великие и замечательные книги все равно врем…ни (не) хватит. (2) (С)нов… найти любимую главу в «Войне и мире» - это насл…ждение! (3) Возьму томик с «Евгением Онегиным» начну главу успокоюсь Да я (же) знаю! Письмо Татьяны, дуэль с Ленским… (4) Но к…варство в том что (не) успокаивая себя знанием романа я мог (бы) еще раз все пережить.

(5) Чтение  это (не) торопливое участие души в событиях и поворотах судеб героев. (6) Ра…тянуть время чтения  значит замедлить ра…тавание с эпохой которая только в книге и есть. (7) Когда читаеш… быстро и много душа (не) успевает пропитат…ся. (8) Вечная жажда новостей! (9) Нет, лучше пр…лягу сейчас и почитаю у Толстого как Николенька Ростов возвращается на побывку к отцу-матери а Васька Денисов спит в санях. (10) Тридцать тысяч(?) раз читал и (не) скучно! (По В. Лихоносову. «Записки перед сном»).[1]

См. Приложение 1

Задание:

1.     Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Осуществляется самопроверка и комментарий основных орфограмм и пунктограмм (проверка домашнего задания).

2.     Докажите, что перед Вами текст.

Какова тема текста?

Проблема текста?

Авторская позиция?

В каком стиле написан данный текст?

Какой тип речи представлен в этом тексте?

3.     Выпишите из текста 3 слова с орфограммой «Правописание приставок»

ПЕРЕжить, РАСтянуть, ПРИлягу.

Опираясь на данные примеры, расскажите о правописании приставок (проверка домашнего задания)

См. приложение 2

4.     Разделите слова на 3 группы:

- с приставками на з и с

- с приставкой с-

- без приставки

…бавить, ра…ница, ра…бавить, …дание, …бегать, бе…цветный, …дешний, ни…ший, во…ница, и…царапать, бе…предельный, …дороваться, …делать. (Задание на доске)

5.     Какие пунктуационные правила Вам необходимо было вспомнить, чтобы поставить пропущенные знаки препинания в тексте?

1.     Сложноподчиненное предложение;

2.     Тире между подлежащим и сказуемым;

3.     Прямая речь;

4.     Обособленное обстоятельство.

Начертите схемы 4 и 9 предложений. (Повторяются знаки препинания при обособленном обстоятельстве и в сложноподчиненном предложении с однородным подчинением придаточных).

       6. Тестирование.

1) Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

   а)   Читать быстро и много – это не всегда полезно;

   б) Перечитывать страницы любимых книг – это огромное              наслаждение!

   в) Чтение – это прежде всего удовлетворение потребности узнавать новости;

   г) Перечитывать любимые книги полезнее, чем стараться удовлетворить свою «вечную жажду новостей», обращаясь постоянно к новым книгам.

2) Выпишите грамматическую основу из второго предложения;

3) Из предложения 6 выписать все служебные части речи;

4) Укажите тип придаточного предложения, входящего в состав СПП (предложение 7);

5) Определите тип подчинительной связи в словосочетании не хватит времени (предложение 1);

6) Укажите средство выразительности, употребленное в предложениях 5 и 6.

7. Повторение «Изобразительно-выразительные средства языка». (Тестирование)

1) В каких предложениях использована инверсия?

А. Полночь сошла, непроглядная темень;

Б. Тучки грозовые по небу плывут;

В. День был жаркий, серебряные облака тяжелели ежечасно;

Г. Изумительная весна наступила. 

(Б, Г)

2) Отметьте предложения, содержащие олицетворение.

А. Улыбнулись сонные березки;

Б. Анчар, как грозный часовой,

    Стоит, один во всей вселенной;

В. И дряхл, и сед закат осенний;

Г. Плачет дождь, воет вьюга.

(А, В, Г)

3) Отметьте примеры, содержащие эпитет.

А. Золотое изделие;

Б. Золотой характер;

В. Золотые руки;

Г. Золотые годы.

(Б, В, Г)

4) Отметьте примеры, содержащие метафору.

А. У меня в душе ни одного седого волоса;

Б. Ты вел мечи на пир обильный;

В. Как чайка, парус там белеет в вышине;

Г. Ярким солнцем в лесу пламенеет костер.[2]

(А, Г)

III. Сочинение-миниатюра «В чем заключается искусство медленного чтения?».

 

IV. Информация о домашнем задании.

Упр. 393 (определить тему текста, проблему, позицию автора, тип речи, стиль). (По учебнику «Русский язык. 9 класс». Автор  С.Г.Бархударов и др. – М., «Просвещение», 2007).

Составить тест из 5 вопросов, пронумеровав предложения.

 

 

Приложение 1

(1) Если всю жизнь читать и перечитывать великие и замечательные книги, все равно времЕни не хватит. (2) СновА найти любимую главу в «Войне и мире» - это наслАждение! (3) Возьму томик с «Евгением Онегиным», начну главу, успокоюсь: «Да я же знаю! Письмо Татьяны, дуэль с Ленским…» (4) Но кОварство в том, что, не успокаивая себя знанием романа, я мог бы еще раз все пережить. (5) Чтение – это неторопливое участие души в событиях и поворотах судеб героев. (6) РаСтянуть время чтения – значит замедлить расставание с эпохой, которая только в книге и есть. (7) Когда читаешЬ быстро и много, душа не успевает пропитатЬся. (8) Вечная жажда новостей! (9) Нет, лучше прИлягу сейчас и почитаю у Толстого, как Николенька Ростов возвращается на побывку к отцу-матери, а Васька Денисов спит в санях. (10) Тридцать тысяЧ раз читал: и не скучно! (По В. Лихоносову. «Записки перед сном»).

 

Приложение 2

 

alt

 

Литература

1.     Панова Г. Изобразительно-выразительные средства языка. Тесты (9 класс). – Русский язык и литература для школьников. – 2008, № 4

2.     Пахнова Т.М. В пространстве текста.  – РЯШ. – 2008, № 2

 



[1] Пахнова Т.М. В пространстве текста. – РЯШ. – 2008, № 2

[2] Панова Г. Изобразительно-выразительные средства языка. Тесты (9 класс). – Русский язык и литература для школьников. – 2008, № 4