Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

       ЗНАНИЕ,

 

ТЕРПЕНИЕ И

 

ДОСТОИНСТВО

 

Воспитание  толерантности  школьников

  через экскурсионную  деятельность

 

 

Программа воспитательной работы

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 год

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 367

ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание  толерантности  школьников

  через экскурсионную  деятельность

 

 

Программа воспитательной работы

 

 

 

Разработчик: Луценко Людмила Степановна –        

 классный руководитель 7 «А» класса

 ГОУ СОШ № 367

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 год

 

 

Содержание

 

1.           Пояснительная записка

2.           2.1 Условия реализации программы  через уроки общеобразовательного цикла.

2.2 Условия реализации программы через систему внеклассных мероприятий

2.2.1 Внеклассные мероприятия классного типа

2.2.2 Просмотры  кинофильмов и   видео продукции.

       2.3 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

2.4 Условия реализации программы через организацию экскурсионной деятельности в регионы страны

2.5.                          Условия реализации программы с использованием потенциала города Санкт-Петербурга.

2.6.                          Условия реализации программы с использованием потенциала библиотеки.

 

3.         Условия реализации программы.

            3.1 Материально- техническая база школы.

            3.2 Планирование работы.

            3.3 Материальное обеспечение

4.  Мониторинг работы над программой

 

Рецензия

Педагогический путь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

К   программе      «Воспитание  толерантности  школьников  7-х  классов средней школы № 367 Фрунзенского района     через   экскурсионную                 деятельность» классного руководителя Луценко Людмилы Степановны.

Программа воспитания толерантности школьников  через экскурсионную деятельность рассчитана на один год для   учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы  в возрасте 13-14 лет. Программа включает в себя все виды деятельности по духовному, нравственно-эстетическому, интеллектуальному и физическому развитию Основная задача данной программы, это создание комфортных условий ученикам моего класса для обучения в школе, подготовка к решению сложных задач, которые могут возникать у подростков в их возрасте.  Программа позволяет, каждому ученику реализовать себя в различных направлениях. Деятельность школьников направлена в первую очередь на воспитание чувства терпимости к окружающим, умение сопереживать и понимать других людей. Программа ставит своей задачей объединять усилия учителей, учеников и родителей в единое целое. Это необходимо, чтобы подросток мог комфортно получать знания в процессе обучения и, в тоже время, считался с мнениями окружающих его людей. Программа направлена как на самого подростка, так и на его родителей. При разработке данной программы уже учтены основные положения новой редакции Закона об образовании, обсуждение которого сейчас производится в интернете. Учтены основные положения  стратегии духовно-нравственного развития человека.

     Цель моей воспитательной работы –  формирование личности подростка.

                 Задачами воспитательной деятельности являются:

  • Изучение личности ребенка, принятие его и оказание ему поддержки.
  • Изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности.
  • Приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
  • Организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся.
  • Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности.
  • Обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе и школе.
  • Проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися.
  • Взаимодействие с семьей.

    Считаю, что моя система воспитательной работы должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанников, потому что она направлена на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации.   Путь от сердца  к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая  педагогическая  концепция , может быть  воплощена в жизнь  при одном  главном условии: необходимо  любить  детей  и  принимать  их такими, какие  они есть, защищать  их  любовью просто за то, что они - дети!

    К основным видам деятельности относятся: образовательная, развивающая и воспитывающая.

Образовательная – учащиеся  узнают новые сведения, которые касаются различных регионов страны. Развивающая – в период становления личности, подросток получает  возможности восприятия новых мироощущений. Воспитывающая – учащиеся класса учатся терпимо относится к окружающим его людям.

      Программой предусмотрены различные формы работы, обусловленные особенностями ее реализации. Это в первую очередь организация экскурсий как в городе Санкт-Петербурге и пригороде, так и в другие города, а также классные часы, собрания, различные воспитательные мероприятия.

  Содержание программы включает в себя различные направления деятельности: через реализацию систем внеклассных мероприятий, через уроки общеобразовательного цикла, через организацию экскурсионной деятельности в городе Санкт-Петербурге и других регионах страны. В программе предусмотрено использование потенциала учебного заведения, библиотеки. Реализация программы предусматривает использование всех направлений работы. Большая роль отводится работе с родителями и проведения большого количества мероприятий с использованием потенциала и возможностей родительского комитета.

    В процессе реализации основных направлений программы предусматривается отслеживание результатов деятельности. Это в первую очередь повышение уровня и качество усвоения учебного материала учениками, повышения их активности и заинтересованности, как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях. С учениками и их родителями проводится анкетирование, ребята пишут отзыву о проведенных мероприятиях и предлагают свои виды деятельности. Также проводится опрос учителей школы и администрации на предмет характеристики деятельности ребят.

     Программой предусматривается большое количество разнообразных мероприятий, в том числе и подготовка к празднованию 200-летия Царскосельскому лицею.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.         Условия реализации программы  через уроки общеобразовательного цикла.

 

      Воспитание у учеников 7-х классов  толерантности неразрывно связано той базой, которая создаётся на уроках общеобразовательного цикла. Это в первую очередь история, география, литература, русский язык и на других предметах.

 Интерес к познавательной деятельности – одна из основных задач  подготовки учеников к выработке жизненной позиции. Для выявления мотивов сознательного и активного отношения учеников к учебе и творческой деятельности, поиска  оптимальных путей формирования познавательных интересов, важно знать отношение учеников к учебным предметам. Отношение учеников к учебным предметам приобретает характер опоследовательного интереса: будущие выпускники  хотят знать, насколько необходимо изучение данного предмета.

     Успех духовно – нравственного воспитания на уроках и внеурочных занятиях общеобразовательного цикла, обеспечивается  глубоко продуманной организацией повседневной работы учеников, требует многогранной творческой и в то же время кропотливой работы классного руководителя.

    Задачами, которые поставлены перед общеобразовательными предметами, являются: формирование научного мировоззрения учеников, нравственных идеалов, воспитание нравственных качеств, патриотизма; развитие высокого эстетического вкуса и этических потребностей, умение понимать и ценить произведения искусства,  памятники истории и архитектуры; красоту и богатство родной природы, развивать интерес к жизни в широком плане.

      Уроки общеобразовательного цикла должны воспитывать школьников в духе патриотизма, дружбы и поддержки всех народов, прививать чувство сопричастности к традициям и ценностям Родины, с великой историей нашей страны, на материалах лучших произведений  русской литературы и исторических памятников человечества.

     На уроках общеобразовательного цикла, учителя в той или иной мере затрагивают вопросы нравственного воспитания учеников. Выработка единой концепции влияния на ученика, на его духовный мир и является основой данной программы. Весь педагогический коллектив решает единую задачу.

     Воспитываю у учеников своего класса чувства толерантности, терпимости к явлениям нашего времени, я вижу необходимость опираться на общеобразовательные предметы, вспоминая и повторяя важнейшие моменты:

     История:Монголо-татарское иго. Борьба русского народа против агрессии шведских и немецких феодалов. Северная война. Русско – турецкие войны. А.В. Суворов. Отечественная война 1812 года. Подвиг русского народа. Д. Давыдов. М.И. Кутузов.   Русско-японская война.  Первая мировая война.  Зарождение Советской Армии. Образование Российской Федерации.  Великая Отечественная война. Подвиг советского народа. Этапы Великой Отечественной войны. Герои войны: Д.М. Карбышев, Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, молодогвардейцы, Иван Кожедуб, Маринеско и т.д. Движение сопротивления в странах Европы, в оккупированных районах, в концентрационных лагерях. Историческое значение Великой Отечественной войны. Российское государство оплот мира и прогресса

    Основы безопасности жизнедеятельности:подготовка мальчиков и девочек к чрезвычайным ситуациям. Правильная, объективная оценка происходящего. Принятие оперативных мер, оказание первой медицинской помощи себе и пострадавшему. Виды связи в современных условиях. Индивидуальные средства защиты.

     Литература: Важнейшие памятники литературы 12-17 веков. Описание летописцами героических подвигов русского народа, и отдельных исторических героев. Произведения русских писателей и поэтов о важнейших исторических событиях: А.С. Пушкин «Полтава», А.Н.Толстой «Петр 1», А.С. Новиков-Прибой «Цусима», «Порт – Артур».

      Художественная литература о Великой Отечественной войне: Ю. Бондарев, А.Т. Твардовский, М.А. Шолохов, Ольга Бергольц, Анна Ахматова, Александр Чаковский, А.А. Антокольский, Константин Симонов, Роберт Рождественский, Владимир Высоцкий, Юрий Богомолов, Эммануил Казакевич, Виктор Некрасов, Валентин Пикуль и другие.

       Оружие массового поражения как исторический тупик развития человеческого общества. А. Сахаров. Лауреаты Нобелевской премии мира.

      Общеобразовательные  предметы    должны стать важнейшим средством, формирующим и направляющим духовную жизнь учеников, помогающим им осмыслить свой учебный труд, создающим ту идейно – нравственную атмосферу, в которой формируется новое мышление.

      Русский язык: Значение языка в развитии внутренней культуры человека. Язык – как основа межличностных отношений. Значение слов и понятий. Значение иностранных слов в русском языке.

      География:  Различные теории образование Земли, население земного шара, сухопутная и водная территория государств, нахождение государств на географических картах, нравы и обычаи народов мира. Велики  открытия мира. Развитие мировой цивилизации. Народонаселение и возможности его сосуществования. Человек и природа. Техногенные катастрофы.

        Опираясь на знание учеников можно расширять их знания давая частично основы права: Законы Российского государства, Кодекс об Административных правонарушениях, Гражданский Кодекс, Кодекс о Браке и семье, Декларация прав ребенка.

 

 

 

2.2. Условия реализации программы через систему внеклассных мероприятий

 

    Воспитательное мероприятие – это совокупность различного рода воспитательных воздействий с отвечающими им требованиями материальными и духовными условиями, подчиненными единой комплексной воспитательной цели, взаимодействующих друг с другом, представляющих собой целостное образование. Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и называются коллективными воспитательными делами или коллективными творческими делами. В основе воспитательных дел два подхода: деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности учеников: познавательный, трудовой, общественный, художественный, спортивной, ценностно-ориентировочный и свободного общения. Второй – органическое сращивание всех видов деятельности, их влияние в едином процессе. Воспитательное дело одновременно содержит в себе влияние нравственные, эстетические, политические, интеллектуальные. Деятельный подход указывает направленность воспитания, а комплексный определяет характер его содержания.

 

Принципы воспитательного дела:

1.     Глубокое осмысление конкретных задач.

2.     Воспитательное дело проектируется на основе деятельностного  и комплексного подходов.

3.     Не следует стремиться к равнозначности  всех решаемых в процессе воспитательного дела задач, потому что оптимизировать систему одновременно по нескольким критериям невозможно. В любом деле выделяется главное звено, через которое решаются все остальные задачи.

4.     Определяется содержание воспитательных дел в связи с его задачами и условиями осуществления.

5.     Рациональные методы, приемы и средства проектируются для каждого этапа воспитательного дела. При этом надо иметь в виду, что методы должны обеспечивать максимальную активность, инициативность, самостоятельность.

6.     При подготовке воспитательного дела стремится к максимальной организационной четкости. Подготовка и проведение дела – верный путь к сплочению коллектива.

7.     Воспитательные дела не терпят шаблона, гибкость и широта маневра – их отличительные признаки.

8.     Воспитательные дела должны быть разнообразными. Яркие дела учащиеся помнят долго, а поэтому любое повторение нежелательно, ибо оно сыграет отрицательную роль.

9.     Воспитательные дела проектируются как мощный катализатор эмоций. Необходимо найти в каждом мероприятии близкое, созвучное учащимся и донести его так, чтобы оно помогло в развитии положительных черт характера, в формировании твердой жизненной позиции, в правильном понимании окружающей действительности.

 

2. 2. 1. Внеклассные мероприятия классного типа

 

  Живое слово и действие имеет большое педагогическое и психологическое воздействие на учеников. Педагогической наукой предусматривается большое количество разнообразных воспитательных мероприятий с учениками. При подготовке и проведении этих мероприятий огромная роль отводится участию в них самих учеников. Школьники принимают участие на различных этапах подготовки. Чем большая роль отводится ученикам и их родителям, тем больший педагогический эффект мы получим. У учеников формируется ответственность за порученное дело. Классный руководитель должны привлекать учеников по мере их способности уже на стадии написания сценария.

            Перечень внеклассных мероприятий:

1.                 Беседы с классом.

2.                 Проведение классных часов.

3.                 Уроки мужества.

4.                 Проведение диспутов.

5.                 Конференция.

6.                 Тематические вечера

7.                 Вечера памяти.

 

    Беседы с учащимися проводятся как индивидуально, совместно с родителями,   в малых группах,  классом. Темы бесед касаются как общих вопросов толерантности, так и  межличностные вопросы. 

   Темы бесед: Я в современном мире. Я и мои друзья. Взаимоотношения в семье. Мои родственники – участники войны. Я и престарелые родственники. Терпимость – основа сосуществования. Решение сложных проблем в семье. Учитель-ученик- единое целое..

   Классные часы планируются и подготавливаются классными руководителями. Возможно поведение совместных мероприятий с несколькими классами. Составляется план проведения. На классный час могут приглашаться родители, родственники учеников, ветераны войны и труда. На классном часе могут быть использованы инсценировки, монтажи, чтение стихов.

  Классные часы: Многонациональная Россия. Образование Российской Федерации. Принципы сосуществования. Мое место в классе. Уважение к традициям народов мира. Культура и искусство народов мира. Причины объединения стран Европы.

   Разновидность классных часов является проведение уроков мужества. По своему содержанию они совпадают с классными часами. Город богат славными традициями, и она раскрываются на подобных уроках.

   Уроки мужества: Блокада Ленинграда. Города – герои. Битва под Москвой. Дети – герои Великой Отечественной войны.

    Организация проведения диспутов. Постановка неоднозначных проблем и способов их разрешения. Формы проведения дискуссии.  Подготовка групп учеников по определенным сторонам вопроса.

Темы: Общественное и личное в современных условиях..

           Как решить проблему в современных условиях?

   Конференции по итогам декады толерантности. Раскрываются вопросы: Мир без курения. Мои родители. Традиции народов России. 

         Тематические вечера и вечера памяти организуются или проводятся, как правило, к определенным датам или событиям. Оформление помещения для вечера. Использование отрывков из видеофильмов. Приглашение участников войны. Подведение итогов.  Награждение отличившихся учеников и их родителей.

   В школе возможно организовывать и проводить  другие формы внеклассных мероприятий.  Хорошая организация и привлечение к ним учеников и их родителей играет решающую роль.

 

2.            2.  2. Просмотры  кинофильмов и   видео продукции.

 

     При всем разнообразии современных средств и форм обучения, подходов к разработке новейших приемов, приоритетным является создание условий для формирования творческой активности и самостоятельности учеников. В этой связи просмотр телепередач, кинофильмов, видеофильмов и роликов в интернате стало на сегодняшний день играть важнейшее значение, как один из основных источников получения школьниками информации.    

     Просмотр  передач, как метод визуального, самостоятельного усвоения материала, ориентированного на зрительные ощущения и восприятия, является одним из наиболее эффективных приемов в обучении и воспитания.

     Использование видеоматериалов в качестве аудиовизуального средства воспитания значительно улучшает качество усвоения материала благодаря наглядности, эмоциональной насыщенности и легкости восприятия.

      Разработка данного направления в методике работы, позволяет глубже и нагляднее представить материал, развивать творческие интересы учеников, научить их любить прошлое и настоящее своей страны.  При этом как бы забывается, что этот вид деятельности тоже должен определенным образом направляться.

     Прежде чем составлять план экскурсий на год необходимо выяснить интересы учеников и в том числе их родителей. Большое значение имеет показ видеофильмов, на котором показаны уже проведенные экскурсии с их комментариями. Записи экскурсий были сделаны  лично учениками, но в тоже время использовались фильмы с изображением мест посещения. Ребятам также дается задания, найти фильмы о городе или историческом месте, куда планируется экскурсия. Ученики смотрят дома фрагменты этих фильмов и делают окончательное решение пользу той или иной поездки.

     Большое значение имеют  форумы, которые организуются сразу же после просмотра фильмов. Ребятам это интересно, а как выяснилось в моем классе почти все имеют компьютеры с выходом в интернет.

      Так же  внимание уделяется просмотру семейных кинофильмов, где укрепление семьи и взаимоотношение между детьми и подростками ставится на первое место.

      Просмотр фильмов:  Один дома. Трудный ребенок. Близнецы. Последний звонок. Нано любовь. Папины дочки. Учитель на замену.

     Просмотр серии фильмов: Моя планета.

     Просмотр видеофильмов где проводились экскурсии: Москва, Александровск, Рига, Нижний Новгород, Волгоград и др.

       В связи с празднованием 200-летия Пушкинского Лицея,  фильмы о городе Пушкин, о Царскосельском лицее, Дом на Мойке, Маленькие трагедии, Выстрел, Станционный смотритель.

     

     Курс истории России в школе начинает знакомить школьников  с историческим ходом войны: начало, основные периоды, сражения, итоги. Наряду с этим очень важно обратить внимание на эмоционально – нравственное восприятие этого периода истории. Память о войне священна. Непомерна тяжесть, пережитая людьми в годы войны, велика «цена» Победы. Понять это не только умом, но и сердцем – вот что представляется очень важным.

    Именно для формирования психологически – эмоционального погружения в изучение периода войны, сопереживания происходившим событиям разработана программа кинолектория «Памяти Великой Отечественной войны посвящается …»

    В программу включены как фильмы, показывающие общий ход войны, историческую достоверность, факты (киноэпопеи, кинохроники), так и фильмы, отражающие глубинную суть человеческих переживаний. Война коснулась всех; судьбы страны, и судьбы людей прошли через ее «жернова».

     Потрясения войны обнажили до самых глубин морально – нравственные мотивы поступков людей. Социальная определенность глобального конфликта при многообразии, подвижности и переменчивости ситуаций войны, в которую были втянуты миллионы и миллионы людей, - все это отразилось в кинолентах от документальных до антифашистских картин, психологических драм и эпических трагедий.

    Особое значение имеет антифашистская направленность в фильмах о войне. Победа над фашизмом заставила задуматься о судьбе всего человечества. Современная мировая цивилизация, балансирующая на тонкой грани войны и мира, должна помнить о тех страшных событиях, дабы не допустить их повторения. В программу включены также фильмы зарубежных режиссеров. Война несла боль утраты и потерь всем в равной степени: и победителям, и побежденным.

    Ознакомление с историей войны, эмоциональное сопереживание тем событиям, людям, прошедшим эту войну и одержавшим победу, память о тех, кто ценой своей жизни отстоял свободу и независимость своей Родины -  все это воспитывает у ребят уважение к памяти своей страны, чувство патриотизма .

      Просмотр художественных и документальных фильмов о Великой Отечественной войне имеет большое эмоциональное значение. Ученики через себя пропускают отдельные эпизоды войны. Под руководством классных руководителей  производится комментарий происходящего на экране. Комментируются важнейшие события, делается попытка правильно оценить кинофильмы или их фрагменты.

     Просмотр кинофильмов по определенному плану производится как в классе, актовом зале школы, так и в домашних условиях как  задание на дом для всех ребят одновременно к определенному времени.

     

   Составление плана просмотра. Цели и задачи просмотра. Организация просмотра. Организация просмотра в школе.  Творческие работы учеников  о просмотренных фильмах. Анализ работ учеников.

 

Список кинофильмов

 

«Памяти Великой Отечественной войны посвящается…»

 

 

Название фильма

Режиссер, год выпуска

Аннотация

 «Судьба человека»

С. Бондарчук 1959

    Экранизация одноименного рассказа М.А. Шолохова. Судьба целого народа и драма отдельного человека показаны в этой картине с равной силой. Пройдя тяжелейшие испытания герой обретает свое счастье.

«Молодая гвардия»

С. Герасимов 1948

По одноименному роману А. Фадеева о знаменитой подпольной молодежной организации, действовавшей в оккупированном фашистами Краснодоне. Мужество и самоотверженность юношей и девушек в борьбе с фашизмом показаны с особой яркостью в этой картине.

«А зори здесь тихие…»

С. Ростоцкий 1972

    В прифронтовой полосе группа девушек – зенитчиц вступает в неравный бой с фашистскими десантниками. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле. У каждой была своя особая судьба. Но на их долю выпала жестокая война.

 «Восхождение»

Л. Шепитько 1976

    Экранизация повести В. Быкова: «Сотников» раздвоенный войной мир; предательство одного и восхождение другого обусловлены одними и теми же обстоятельствами – войной, обнажившей в людях их глубинную суть. О мужестве и трусости, о достоинстве и неодолимой силе духа.

«Проверка на дорогах»

А. Герман 1971

    Зима 1942 года…на оккупированной территории Северо – западной области действует партизанский отряд лейтенанта Ивана Локоткова в прошлом сельского милиционера…Картина отражает тему доверия и предательства в дни великих испытаний.

«Враг у ворот»

Ж.-Ж. Анно 2001

    1942 год, разгар Сталинградской битвы, немецкое командование направляет на передовую своего лучшего стрелка с особым заданием – справиться с русским «ангелом смерти», неуловимым снайпером Василием Зайцевым – легендой и иконой защитников Сталинграда. Каждый день он выносит смертный приговор десяткам фашистов, попавших в перекрестье его прицела. Между двумя снайперами начинается смертельная схватка.

«Звезда»

Н. Лебедев 2002

    Время действия – 1944 год «звезда» позывные группы войсковых разведчиков, ушедших в рейд по немецким тылам. Обнаружив место дислокации танковых войск врага, они ценой своих жизней предупреждают командование о готовящемся наступлении.

«В августе  

44-го»

М. Пташук 2000

    До Великой Победы остается еще около года, Белоруссия уже освобождена, однако с ее территории  регулярно выходит в эфир группа лазутчиков, передавая очень важную информацию о советских войсках. Необходимо ее найти и обезвредить…

«Подводная лодка»

1981 (Германия)

    Один из самых достоверных зарубежных фильмов о Второй мировой войне, который рассказывает о боевом походе немецкой подводной лодки. Неоднозначное отношение к войне немецких солдат и офицеров, трагедии человеческих судеб в «мясорубке» войны.

 «Летят журавли»

М. Калатозов 1957

    Драматическая история любви, предательства, покаяния…

«Подранки»

Н. Губенко 1977

    Детство и война… Интернат, мальчишки лишенные родительской любви и семейного тепла; раннее взросление и восприятие всех тягот военного и послевоенного времени  со взрослой «недетской» мудростью.

 

 

«Обыкновенный фашизм» (документальная эпопея)

 М. Ромм 1965

    Картина является примером антифашистской публицистики. Контраст мирной жизни  и страшных военных хроник, фотодокументов с особой остротой показывает нечеловеческую сущность фашизма.

 

 

2.3. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

 

        Успешность воспитательного процесса во многом зависит от того, как складываются отношения между педагогами, обучающимися и родителями.

        Основной формой работы с родителями являются  родительские собрания и работа Родительского комитета, где обсуждаются основные проблемы жизни класса.   

        Соответственно целью воспитательной работы является, равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве.

        Задачи данного направления на новый учебный год:

- создание единого школьного коллектива;

- привлечение родителей к более тесному сотрудничеству с классными руководителям и школой

- привлечение родителей к классным мероприятия;

- оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении ребенка;

- организация общественно значимой деятельности родителей и обучающихся. 

 

План мероприятий работы с родителями на новый учебный год:

 

Мероприятия

             Сроки

1

Организационное родительское собрание.

сентябрь

2

Родительские собрания, традиционно посвященные анализу успеваемости, посещаемости обучающихся, беседам с учителями-предметниками, обсуждению хозяйственных вопросов.

1 раз в четверть

 

3

Заседания родительского комитета

В течение года не реже 2 раза в четверть

4

Консультации, тестирование и анкетирование  отдельных родителей и лекции о психологических особенностях данного возраста.

В течение года

5

Привлечение родителей к экскурсионной деятельности класса

 Ежемесячно

6

Совместные встречи детей и родителей, организация вечеров отдыха, совместных праздников:

-         «День учителя»;

-         «День толерантности»

     - «День матери»

     - «Новогодний праздник»;

     - «День здоровья»;

     - «Последний звонок»;

     - «Выпускной вечер»;

     - «Папа, мама, я – спортивная  семья»и др.

По плану

 

7

Приобщение родителей к помощи классу и школе, благоустройство и озеленение школьной территории, совместное участие в субботниках.

В течение года

8

Открытые уроки для родителей

В течение года   

 

 

 

 

 

    2. 4. Условия реализации программы через организацию экскурсионной деятельности в регионы страны

 

Одним из основных направлений моей воспитательной работы с классом является воспитание  толерантности  школьников    через  экскурсионную деятельность. Когда я впервые познакомилась с составом моих учеников и выявила непростые взаимоотношения среди них, то решила, что в первую очередь я должна сдружить класс. Ученики должны адекватно воспринимать всех учителей школы и быть в хороших отношениях со своими родителями. Класс непростой, в нем обучаются дети 5 национальностей со своими привычками и обычаями. Я стала проводить анкетирование детей и родителей с целью выявления их интересов. Кроме этого, занимаясь, продолжительное время экскурсионной работой и имея положительные результаты,  решила попробовать и на этот раз. Мной была  составлена программа экскурсионной работы, предусматривающей вывоз учеников совместно с их родителями в другие города и регионы страны. Попадая в другую ситуацию, дети начинают иначе себя вести и проявлять те положительные черты характера, которые в обычном учебном процессе раскрываться не могут. Кроме этого дети могут увидеть со стороны и своих родителей, так как они вынуждены обращать внимание на всех детей, и главное ученики начинают высказывать мнение о родителях, что возвышает их в лице своих детей. Дети начинают с гордостью думать о своих родных и близких. Конечно это очень сложный и тонкий процесс, в какой-то степени риск, но познакомившись с классом можно на него идти.

    Воспитание толерантности, терпимости среди учеников моего класса, как я считаю, это в первую очередь чуткое отношение к своим близким и к тому, с кем ты общаешься. Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки и взаимопонимания.

     Экскурсии продолжительностью от 3 до 5 дней дают большой заряд энергии, впечатлений, новых открытий и желание узнать больше. Побуждает моих учеников расширять свой кругозор и смотреть на окружающий нас мир немножко другими глазами.

     Этап подготовки: Составление плана работы. Согласование маршрутов экскурсий. Анкетирование учеников и родителей. Определение состава группы. Расчет стоимости экскурсии. Совместное собрание учеников и родителей. Определение сроков экскурсии. Согласование с администрацией. Инструктаж учеников и родителей, совместно участвующих в экскурсии. Постановка целей и задач. Определение необходимых принадлежностей, необходимых в дороге. Первичное ознакомление с местом экскурсии с помощью аудио и видеоинформации.  Подготовка развлекательных мероприятий на период свободного времени. Распределение обязанностей среди родителей. Согласование времени проведения всех экскурсий. Приобретение билетов.

     Этап проведения экскурсии:Начало экскурсии. Отъезд. Обязанности ребят во время передвижения Проведение мероприятий, если это возможно, в транспорте при продолжительном передвижении. Средства связи во время перемещений в других городах. Подготовка учеников при проведении экскурсии, предусмотренных путевками. Фиксация основных моментов на кинокамеры и фотоаппараты. Обсуждение экскурсии по её окончанию. Организация питания учеников и их родителей. Основные правила принятия пищи в дорожных условиях. Связь с родителями, оставшимися дома. Соблюдение правил личной гигиены и оказания первой медицинской помощи. Эмоциональная разрядка.

     Этап окончания экскурсии:Прибытие учеников в город и встреча их родителями. Решение непредвиденных ситуаций. Организация отдыха детей после экскурсии. Совместное обсуждение итогов экскурсии монтирование фильмов, размещение фотоматериалов. Обобщение результатов, анализ проведенной экскурсии. 

 

            План проведения экскурсий на 2010-2011 учебный год:

 

 Сентябрь -  город Москва  - осмотр Красной площади, Собора Василия             Блаженного, Третьяковской галереи.

 Октябрь -      город Нижний Новгород.

 Ноябрь –       город  Великий Новгород.

 Декабрь –      город Волгоград – Малахов курган, окрестности Волги.

 Январь   -      по Золотому кольцу – памятники деревянного зодчества.

 Февраль – город Александров – исторические места, связанные с          Российскими царями.

Март      -       город Москва – архитектурные памятники Москвы 18-19 века.  

Апрель   -       Пушкинские  Горы   

 Май       -       город Пушкин – Царскосельский лицей и парк. 

 

 

2.5  Условия реализации программы с использованием потенциала города Санкт-Петербурга.

 

     Санкт-Петербург представляет собой уникальный музей – собрание выдающихся исторических, культурных и архитектурных достопримечательностей, и познание его сокровищ является делом необходимым и бесконечно увлекательным. Мозаика сведений о памятниках истории, культуры, архитектуры, культовых сооружений, реликвиях прошедших веков и десятилетий дает возможность в целом создать образ города, постоянно меняющегося во времени. Реализуя программу воспитания толерантности у школьников 7-х классов через экскурсионную деятельность, нельзя не использовать огромный потенциал, который несут в себе исторические и архитектурные памятники, музеи города.

          Темы для изучения: Основы экскурсионного дела. Имя города, эмблема, символы. Герб. Флаг. Гимн. Рождение города. Реки, каналы, мосты, острова. Выдающиеся зодчие Санкт – Петербурга. Памятники архитектуры. Городская скульптура. Улицы. Проспекты. Площади. Сады и парки. Памятники военной славы. Памятники морской славы. Храмы Санкт – Петербурга. Литературный город. История развития города: вначале была река. Вслед за «Невской флотилией», Сквозь огонь и воду. Исчезнувшие дворцы. Новая жизнь старых камней. Гении местности. Адмиралтейство. Смольный. Медный всадник. Военный Ленинград. Блокада. История развития. Духовная жизнь. Театры и выставки. Санкт – Петербург – центр образования и просвещения. Санкт – Петербург архивный и книжный. Столица российского туризма. Городские власти. Санкт – Петербург промышленный. Население и городские проблемы. Экология города.

 

Организация  экскурсий:

1. Подготовительный этап: планирование работы с учетам возрастных особенностей. Определение целей и задач.  Распределение экскурсий: пешеходные, автобусные, экскурсии в музеи. Привлечение членов родительского комитета и родителей, обозначение их функций. Инструктажи школьников. График проведения экскурсий. Материальные затраты. Режим работы музеев для школьников города. Целесообразность проведения в соответствии с погодными условиями и уроками. 

 

         2. Посещение музеев города и тематических выставок, Музей народ мира, Кунсткамера,   Центральный выставочный зал, выставки при Манеже, Музей обороны Ленинграда, Центральный военно-морской музей, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Музей Истории Ленинграда – Петропавловская крепость, «Гангутский мемориал», Монумент героическим защитникам Ленинграда, Крейсер «Аврора», Некрополь / Литераторские мостки/, Домик-музей Петра 1, Военно-исторический музей А.В. Суворова, музей «Чесменская победа», филиал Центрального военно-морского музея. Государственный Эрмитаж, Государственный музей-заповедник в Павловске, в Петродворце, в Пушкине, в Ломоносове.

 

3. Посещение памятных мест Санкт – Петербурга: Пискаревское мемориальное кладбище. История. Архитекторы. Мемориальный комплекс. Памятник Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, на площади Восстания. Московский парк Победы. Приморский парк Победы. Парк воинам – интернационалистам. Никольский собор. Троицкий собор.

/ Измайловский / собор. 

         4.  Городские праздничные мероприятия: посещение праздничного шествия ветеранов войны по Невскому проспекту, шествие полковых оркестров. Участие в торжественном возложении цветов на Пискаревском мемориальном кладбище и к могилам солдат, памятным местам, праздничные мероприятия, посвященные Дню города.

             Инструктаж учеников по правилам поведения в общественных местах, правилам этикета. Участие в народных гуляниях, праздничных салютах, посвященных праздничным датам.

5.       Мероприятия посвященные 200-летию Царскосельского лицея.

 

  В 2011 году исполняется 200 лет со Дня открытия Царскосельского лицея. Царскосельский лицей, высшее привилегированное закрытое учебное заведение в дореволюционной России для детей дворян; предназначался для подготовки преимущественно высших государственных чиновников. Основан в 1810 в Царском Селе (ныне г. Пушкин Ленинградской области); открыт 19 октября 1811 (корпус лицея перестроен из старого здания в 1811, архитектор В. П. Стасов). Находился в ведении министерства народного просвещения, с 1882 — военного ведомства. В лицей принимались дети 10—12 лет, число воспитанников составляло от 30 (в 1811—17) до 100 (с 1832). За 33 года существования Царскосельского лицея его окончили 286 человека, в том числе 234 по гражданской части, 50 по военной, 2 по флотской. Многие из них пополнили ряды чиновной знати Российской империи (А. М. Горчаков, А. К. Гире, Н. К. Гире, А. В. Головнин, Д. Н. Замятнин, Н. П. Николаи, Н. А. Корсаков, М. А. Корф, С. Г. Ломоносов, Ф. Х. Стевен, Д. А. Толстой и др.), становились министрами, дипломатами, сенаторами, членами Государственного совета. Чиновной карьере предпочли научную деятельность К. С. Веселовский, Я. К. Грот, Н. Я. Данилевский и др. Историческую славу Царскосельскому лицею принесли прежде всего выпускники 1817 — А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг,  В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин. В 40-е гг. 19 в. его окончили поэт Л. А. Мей, М. В. Петрашевский, 5 лет в нём учился М. Е. Салтыков-Щедрин.

 

     Мероприятия:

 

1. Классные часы: История Царскосельского лицея.

                               Пушкин и его лицейские товарищи.

                                Лицей – как памятник архитектуры.

2. Экскурсии:        Мойка –12

                               Пушкинский Петербург

                               Царское село с посещением Лицея.

3. Конкурсы:             Лучший видеоотчет  о поведенных мероприятиях.

                                Царскосельский лицей в художественном образе / через творческие работы учеников.

                                Семейное посещение Лицея.

4. Литературные чтения:  История лицея в прозе и стихах.

5. Итоговое мероприятие: Подведение итогов. Награждение победителей и           участников

 

                               

     2. 6.  Условия реализации программы с использованием потенциала библиотеки.

 

  Для реализации данной программы используется потенциал школьной библиотеки. В настоящее время эти  возможности как бы отошли на второй план. На самом деле, имея перечень: художественной литературы, энциклопедий по географии, энциклопедий народов мира, энциклопедию Аванта+ город Москва, город Санкт-Петербург, города России можно учеников направлять для ознакомления с различными регионами страны и памятными местами городов России.  В состав библиотеки входит  читальный зал, а также помещение для хранения книг. Фонды библиотеки содержат несколько тысяч экземпляров книг.

    Заведующая библиотекой оказывает методическую помощь по подготовке к проведению мероприятий, подбору литературы. Для учеников производится подбор литературы, оказывается помощь в написании письменных работ, подбор стихотворений для конкурсов и составления сценариев. На базе библиотеки организуются постоянно действующие выставки. На базе библиотеки проводятся  различные мероприятия: беседы, конференции, уроки – мужества, диспуты и другие. Заведующий библиотекой организует библиотечный актив из числа учеников. Составляется план работы. Приглашаются лекторы, научные работники, актеры.

   Часть  мероприятий организуются и проводятся совместно с районной библиотекой.  Организуется выпуск стенгазет силами учеников. В наглядной форме отражаются важнейшие события и даты истории.     

 

           

   

3.     Условия реализации программы.

 

    Для успешной реализации, намеченных  данной программой мероприятий, в школе имеется достаточная материально- техническая база, которая постоянно расширяется. Все этапы работы заранее планируются по различным видам деятельности. Осуществляется повышение моей квалификации. Для осуществления намеченных целей планируется определенная сумма средств.

 

 

3.1  Материально- техническая база школы.

 

   В школе  созданы достаточные материально-технические условия для реализации  задач, поставленных данной программой. В школе имеются актовый зал, библиотека, читальный зал, спортивный зал, стадион, медицинский кабинет.

Учебный класс оснащен современным оборудованием, имеются современные технические средства обучения: аудио-видеотехника, средства наглядности. В достаточном количестве учебная и художественная литература, в методическом кабинете педагогическая литература.

 

3.2   Планирование работы.

 

    Этап планирования  воспитательной работы в классе наступает вслед за этапом целеполагания и отделяется от него только теоретически, практически это единый неразрывный процесс. На этом этапе стоит важнейшая задача – во всех деталях определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав не только то, что должно быть сделано, но и то, как это должно быть сделано. От качества планирования и организации зависит, как будут выполнены поставленные задачи, чтобы не  упустить главное и не сбиться с намеченного курса, чтобы достичь поставленной цели. Все вопросы необходимо решать комплексно: делая одно, делай многое.

      7 класс: социально-психологическая адаптация в новых условиях. Создание необходимых условий учебы. Изучение духовных интересов и запросов семиклассников. Организация коллектива класса. Организация познавательной внеурочной деятельности с учетом уровня  подготовленности. Вовлечение учеников в различные формы общественной деятельности, военно-спортивной работы, кружки художественной самодеятельности, технического творчества, а также формы разумного досуга. Участие в экскурсионных мероприятиях.

    Годовой план воспитательной работы, месячные планы воспитательной работы. План экскурсионной работы. План работы с родителями школьников.

 

 

 

 

3.3Повышение педагогического мастерства.

 

    Функции обучения – познавать методы воспитания, образования и на этой основе указывать лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Теория вооружает педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований; умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность.

     При определении воспитания  как науки будем исходить из положения, что ни общества, ни  воспитания «вообще» не существует, а есть конкретное общество на определенном этапе исторического развития и есть воспитание, направленность и уровень которого объективно отражают достигнутый уровень развития общества.

        Повышения своего педагогического мастерства я планирую в нескольких направлениях:

1.           Повышение профессионального мастерства на курах повышения квалификации в АППО

2.           Повышение педагогического мастерства на факультете культуры семьи и детства  под руководством педагога Нагавкиной Л.С.

 3.     Самообразование

 

3.4    Материальное обеспечение

 

    Для успешной реализации запланированных мероприятий программы школьников необходимо учитывать и материальные затраты. Часть затрат заложена в бюджетном финансировании школы. Основная часть затрат ложится на плечи родителей. Не исключается финансовая поддержка районных депутатов.

 

4. Мониторинг работы над программой

 

     Формы реализации  программы требуют с одной стороны постоянного и непрерывного учета и контроля, как с моей стороны, так и со стороны родителей и администрации школы. Для контроля  качества проведенных мероприятий служат планы работы в различных направлениях, а также отметка об их выполнении. Рекомендуется  на начальном этапе отметку о выполнении производить в самих планах, а также составлять короткий отчет о проведенном мероприятии и экскурсии.  В отчете отражать положительные и отрицательные моменты, дать краткий анализ, отметить особо отличившихся. Следить за равномерной загрузкой, чтобы по возможности все ученики и их родители приняли участие. Итоги мероприятий могут быть представлены в виде фильмов, стенгазет и других формах. Периодически проводить подведение итогов: классные собрания, родительские собрания. тематические вечера. Прежде чем подводить итоги, необходимо проанализировать результаты мероприятий

    Анализируя, надо выявлять связи между явлениями, искать зависимости, наиболее эффективные формы взаимодействия, находить причины и следствия. Ставится цель: вскрыть причины успехов и неудач. Целесообразно придерживаться апробированной системы анализа:

1.     Все ли позиции планов нашли отражения.

2.     Отвечало ли содержание программы намеченной цели.

3.     Отвечал ли намеченной цели, задачам требованиям  уровень организации мероприятий.

4.     Все ли запланированные меры в достаточной степени были подкреплены ресурсами.

5.     Какие мероприятия, удались лучше и почему?

6.     Выдержано ли мероприятие по времени?

7.     Кто и почему срывал сроки?

8.     Удовлетворяло ли качество мероприятий отношению к нему ученикам.

9.     Какой оценки заслуживало то или иное мероприятие.

10.         От каких экскурсий и мероприятий необходимо отказаться либо видоизменить.

11.         Какие новые формы, мероприятия  необходимо ввести?

 

      Большое значение для получения положительных результатов имеет их прогнозирование и включение наряду с обязательными мероприятиями и новые виды по усмотрению учеников. С этой целью рекомендуется проводить анкетирование учащихся, их родителей. Вопросы анкет могут касаться всех направлений работы. Анкетирование учащихся можно проводить с указанием фамилии ученика либо  анонимно. 

     Другой формой подведения итогов могут быть беседы с учениками, круглые столы, проведение итоговых мероприятия, выпуск стенгазеты, кинофильмов.

 

   По окончанию различных мероприятий учащимся предлагается  написать отзыв, рассказ или сочинение. Уже по активности учеников можно судить о качестве проведенных мероприятий.

     Подведение итогов, проведенных мероприятий, имеет огромное педагогическое значение и относится к моральному стимулированию.

    Итоги необходимо подводить как можно быстрее, чтобы у школьников не пропал интерес. К формам поощрения  относится: благодарность в устной или письменной форме, письмо на работу или домой родителям, награждение грамотой, дипломом направлением лучших работ на городские конкурсы.     

    Использование различных форм учета, контроля и анализа проведенных мероприятий и доведение итогов до сведения коллектива учеников имеет большое педагогическое значение, заставляет улучшать показатели работы, искать новые формы и пути реализации  творческих возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Луценко Людмила Степановна родилась в 1965 году в городе Ленинграде. Свой педагогический путь начала в 1982 году, поступив на обучение в  Ленинградское педагогическое училище № 1 им. Некрасова Н.А. на отделение начальных классов, и успешно закончив его в 1984 году. Практику проходила в школе № 205 Фрунзенского района.

 

           С 1988 по 1992 год проходила  обучение на кафедре начальных  классов  с углубленным  изучением  естественно-математического цикла Российского государственного педагогического Университета.

 

          С 1984 года по 2000 год до рождения дочери работала учителем начальных классов школы № 210. Работая учителем начальных классов входила в рабочую группу при Академии наук по теме «Социальная адаптация учеников младших классов в коллективе».  В 1989 году стала призером конкурса молодых классных руководителей Куйбышевского района.

    С 1992 по 1998 год в составе рабочей группы под  руководством профессора  Валицкой А.П.  при кафедре Этики и эстетики Российского государственного педагогического Университета принимала участие в программе « Приобщение к  прекрасному».

 

          С 1989 – 1991 год, принимала участие в проекте «Школа – родители»    (клуб «Контакт») в школе  № 260 Адмиралтейского района, (Директор Покровская Н.А.)   

           В 2001 году продолжила работу в качестве учителя математики в гимназии № 227  по направлению «Социальная адаптация учеников средней школы в коллективе». 

           В 2005 году, работая в школе № 367, приняла участие в городском конкурсе, посвященном 60-летию Победы в Великой отечественной войне. По итогам конкурса награждена    грамотой.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

Кто на сайте

Сейчас на сайте 2619 гостей и нет пользователей