Опыт преподавания православия

в НОУ "Православная общеобразовательная гимназия

Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского"

в 2000-2009 годах

 

 

"Нам нужно образовать не только ученых людей и полезных членов общества,

но и – что всего важнее и нежнее – добрых. Богобоязненных христиан…"

         Протоирей Иоанн Сергиев (св. праведный Иоанн Кронштадский)

 

 

"Воспитание – это есть создание условий для развития духовности обучающихся

на основе общечеловеческих и отечественных ценностей".

         Определение Министерства образования и науки РФ

 

 

"…образование человека есть путешествие… Это путешествие в стране духа, в море человеческой культуры…"

         С.И. Гессен.

 

"Факты, которые накопили в последнее время разные научные дисциплины, ставят под сомнение казалось бы незыблемые теории прошлого, такие как дарвинизм, теория самозарождения жизни на Земле, общепринятое начисление геологических эпох…"

         В.Е.Фортов, академик, вице-президент РАН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Рождение православной гимназии на базе языковой гимназии "Лингва". Начало духовного просвещения.

         В 2000г. в НОУ

 

"Языковая гимназия "Лингва" произошла смена учредителей. Учредителем гимназии стал общественный фонд "Укрепление православных традиций" (президент – Константинов А.Ф.). Следствием э ого стало появление новой идеи миссии школы – способствовать восстановлению российской духовной культуры.

         Школа расположена в типовом задании детского сдала )до 1992 года в здании располагался ведомственный детсад оборонного предприятия "Звезда") в окружении многоэтажных жилых домов (т.н. "спальный" район) в микрорайоне Веселый Поселок в Невском административном районе Санкт-Петербурга. Рядом расположены ОУ, которые предоставляют разнообразный спектр образовательных услуг: физико-математическая школа № 344, школа № 13 с углубленным изучением английского языка, гимназия № 343, общеобразовательная школа № 14. В микрорайоне проживает большое количество неблагополучных семей, вследствие чего наблюдается повышенная подростковая преступность. Район считается неблагополучным по распространению таких пороков как алкоголизм, наркомания и токсикомания.

         Тем не менее, подрастающее поколение, зачастую испытывая тяжелейшие трудности как морального, так и духовного характера, неуклонно стремится к духовному возрастанию, зачастую увлекая за собой и своих родителей, воспитанных в атеизме. Однако, школы, оказавшись в нынешних условиях жесткой конкуренции, в подавляющем большинстве пошли по технократическому пути, предоставляя, прежде всего, большой выбор образовательных услуг, став учреждением, в котором, по выражению известного психолога А.Н. Леонтьева "происходило обнищание души при пресыщении информацией".

         Очевидно, что главной причиной, породившей проблемы нынешней молодежи и школы, является бездуховность и безнравственность современного общества. Недаром наши крупнейшие мыслители эпохи А.и.Солженицын, А.Д. Сахаров, Д.С.Лихачев и др. приходили к выводу, что коренной причиной кризисов нашего общества является упадок его духовной культуры. Евангельское "Блажен, кто верует" в современной России не работает, т.к. религиозная вера, к сожалению, почти уничтожена. Отсюда следует, что приоритетной задачей развития нашего общества является восстановление духовности, традиционной культуры и традиционного духовно-нравственного воспитания. Возвращение к православным ценностям есть не только путь возрождения России, но и условие ее выживания. Православная традиция – это путь, к которому нас возвращает само государство: "Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая жизни общества" (из российской государственной программы воспитания в системе образования школьников). Поэтому и возникла необходимость создания школы, которая бы отвечала духовным потребностям учащихся, их родителям, обществу и государству.

         Именно поэтому в нашей школе были установлены на 2000/2001 учебный год следующие составляющие православного просвещения:

- утренние молитвы перед началом учебных занятий;

- еженедельные беседы православных священников с учащимися;

- совершение священниками молебнов в актовом зале по случаю крупных (великих, двунадесятых) церковных праздников, а также в дни исторической памяти (День снятия блокады и т.п.).

         Эти меры можно рассматривать лишь как промежуточные на пути к созданию конфессионального общеобразовательного учреждения.

         В 2001/2002 году циклы православных бесед приняли упорядоченный характер, были включены в расписание учебных занятий на правах факультатива, была составлена программа бесед по тематическим циклам (православное богослужение, библейская история и христианская этика). К числу проводящих беседы были привлечены студенты Санкт-Петербургской Духовной Академии.

         На 2002/2003 учебный год в деле духовного просвещения были поставлены более масштабные задачи:

- подготовка к созданию домового храма во имя святого Александра Невского;

- разработка и согласование программы факультативного курса "Православие" с 11 по 11 класс;

- поиск постоянных кадров для преподавания православия.

         В этом учебном году было перестроено и отремонтировано под домовый храм помещение. Группой студентов СПб Духовной академии были разработаны учебные программы по курсу "Православие" Они включали в себя составные части: христианская этика, библейская история и церковное пение.

 

II. Создание Совета по православному образованию и воспитанию. Введение факультативного курса "Православие". Освящение храма. Для координации действий по реализации программ духовного просвещения в феврале 2003 года был создан Совет по православному образованию и воспитанию, который возглавила Елена Михайловна Гундяева (в 2005-2006гг. – директор гимназии). Под руководством Совета были решены поставленные задачи:

- в декабре 2003 года в День св.Александра Невского был освящен домовый храм;

- учебная программа по курсу "Православие" для 1-11 классов получила благословение Митрополита Санкт-Петербургского Владимира, одобрение отдела религиозного образования и катехизации СПб епархии и кафедры истории педагогики СПб АППО;

- подобраны квалифицированные преподавательские кадры для преподавания православия.

         В 2003/2004 учебном году православные дисциплины (христианская этика, церковное пение основы православия и библейская история) преподавались факультативно, по окончании основных учебных занятий, но их посещение было обязательным. Оценки по ни выставлялись в классные журналы, а отметка по христианской этике заносилась в аттестат за 11 класс.

         Этот учебный год в деле православного просвещения можно считать временем проб и ошибок.

         Совет по православному воспитанию контролировал прохождение учебных программ по православию, но системы методического контроля не существовало. Преподающие православие учителя были выведены Советом из-под общешкольного контроля заместителей директоров по учебно-методической и учебно-воспитательной работы. Не существовало методического объединения учителей православия, не было обмена опытом.

Следует отметить, что учащимся нравились предметы православного цикла. Видимо потому, что они отличались новизной от всего того, чему их учили, и от того, как их учили. Работа учителей была схожа с деятельностью катехизаторов - миссионеров. Миссионерские приемы, которым эти учителя были обучены в стенах религиозных учебных заведений, сыграли в тот момент положительную роль. Многие учащиеся проявили интерес к богослужению, стали алтарниками в домовом храме.

Наибольшим уважением среди преподавателей православия пользовался заслуженно дьяк Глеб Грозовский, тогда бывший студентом духовной академии, за спиной которого уже было полученное светское педагогическое образование.

В этом году установились традиционные теперь для гимназии праздники, связанные с Православием - День гимназии ( 6 декабря в День св. Александра Невского), День св. Александра Невского ( 12 сентября ), Покров Пресвятой Богородицы.

В декабре 2003 года освятили домовой храм гимназии во имя. Александра Невского.

Гимназия в этом году стала узнаваемой, стала иметь свое лицо, произошло становление её новой специфики. Однако, говорить о глубокой интеграции православия в другие дисциплины не приходились. Только учитель русского языка и литературы Чемыхина Наталья Валерьевна взяла на себя почин преподавания по православно-ориентированной программе. Она использовала авторскую программу по литературе для 5-7 классов (автор программы - Белова Маргарита Григорьевна, методист СПБ АППО).

Другие учителя были к этому не готовы. Одной из причин этого было и то, что не было разработанных православно ориентированных программ по естественнонаучным и другим гуманитарным дисциплинам.

 

III. Появление существующей ныне системы православного образования в гимназии. Ликвидация Совета по православному образованию и воспитанию и образование методического объединения учителей образовательной области "Православие".

Весной 2005 года прекратил существование Совет по православному образованию. Он канул в историю потому, что выполнил свои задачи и себя исчерпал. Критериями результативной деятельности совета стало воцерковление учителей и учащихся, включение конфессиональных предметов в учебный план школы, для инициативных учителей стало возможным использование авторских программ для преподавания учебных предметов на основе православия.

Недостатком деятельности гимназии в условиях существования Совета как руководящего органа стало разделение центра принятия решений между председателем Совет и директором, тогда как юридическую ответственность за исполнением решений нес только директор. Теперь была построена вполне логичная схема управления, носящая иерархический характер. Зам. директора по учебно - методической работе Федоренко С. А. возглавил МО учителей образовательной области "Православие".

В марте 2005 года ОУ прошло государственное лицензирование на образовательную деятельность. В приложение к лицензии были включены факультативные курсы: христианская этика, основы православной культуры и библейская история.

Христианская этика освящала библейский, общехристианский и специфически православный  взгляд на различные стороны морали современного общества. Нравственные понятия христиан были представлены в богословском освещении (нравственное богословие). Преподавалась этика в 10 - 11 классах. Среди учащихся был устойчивый интерес к этому курсу.

Библейская история согласно учебного плана преподавалась в 8-9 классах. С научной и методической точки зрения этот курс был наиболее проблематичным. В те годы отсутствовали адекватные нашему современному восприятию евангельской истины труды, могущие служить пособиями для преподавателей и учащихся. Все имевшиеся труды по священной истории отстояли от нас, по меньшей мере, почти на столетие. И несмотря на богатство содержания, несли печать своего времени, наиболее беспомощно, наивно изображая события сотворения мира, грехопадения, изгнания из рая, Воскресения и Вознесения Спасителя.

"Основы православной культуры" состояли из курсов "Основ православия" (Закон Божий), базирующегося на известном учебнике отца Серафима Слободского, для 1-5 классов и "Церковное искусство"  (Церковное пение) для 1-8 классов. Преподавание церковного пения зиждилось на энтузиазме и таланте учителей музыки Н. Котиковой и М. Борисенковой. Их усилиями был создан хороший церковный хор из учащихся и учителей, который выступал на районных и городских фестивалях. В 2005г. школьный хор занял третье место на фестивале духовной музыки в Александра - Невской Лавре. Хор просуществовал до 2008 года, когда выпустились музыкально одаренные дети и ушли в отпуск по уходу за ребенком учителя музыки.

Однако в этом же году был дан старт процессу разработки новых учебных программ по православию, весьма активно работало методическое объединение.

 

IV. Разработка, утверждение и внедрение новых учебных программ по курсу "Православие" для 1-11 классов.

В течение 2005-2006 года были разработаны новые учебные программы. Составителями их выступил зам.директора по учебно-методической работе, преподаватель истории, бакалавр теологии Федоренко Сергей Александрович (1-4, 5-7,8,9 и 10-11 классы).

Из курса "Православие" в отличии от предыдущей программы были изъяты курсы библейской истории и церковного пения. Церковное пение было изъято ввиду отсутствия квалифицированных преподавательских кадров.

Библейская история было интегрирована в курсы "Основы православия" (1-4 классы), "Православие" (5-7 классы), "Основы православной культуры" (8кл.), "История христианской Церкви" (9кл.).

К сожалению, рассмотрение библейской истории, как самостоятельного курса требует детальной методической и богословской проработки многих трудных для восприятия учащимися вопросов.

Для ясности рассмотрим некоторые из этих недоуменных вопросов. Возьмет библейский рассказ о сотворении мира. Как его воспринимать в целом? Как толковать? Существуют различные проходы, главными из которых считается три подхода: хронологический, иерархический и визионерский . Самым привычным благодаря устаревшим репринтным пособиям является хронологический подход. Однако такому подходу, как показала практика, отпор дали сами учащиеся. В чем суть подхода? Это такой подход, когда пытаются все дни творения выстроить хронологически - один за другим во времени. Был 1-й день, потом 2-й, а за ним 3-й, 4-й и т.д. И что-то получается. Но... Здесь, к сожалению, есть одно большое "но". В одном месте получатся несуразица, потому что произведение растительного мира на суше предшествует созиданию светил.

Объяснение сторонников этого подхода наивны и неубедительны: якобы при создании Богом растений были облака на земле и за ними ничего не было видно, светила же на небе появились, когда облака рассеялись.

Авторы пособий по Закону Божьему являются приверженцами этого подхода, как будто - бы сами присутствовали при акте Творения. Искусственность такого подхода очевидна даже для учеников.

Сейчас для преподавания более плодотворны другие подходы. Иерархическое толкование говорит, что последовательное шестидневное творение лучше определяется иерархическим принципом. В нем ставится акцент на возрастающей аксиологической (ценностной) оценке возникающих в мире принципиально новых форм: все "дни" творения - концентрические круги бытия твари, в центре - человек, в ценностном и целевом отношении иерархически возвышающийся над всем творением. С точки зрения этого подхода рассказ начинается с творения простого мира и со света, некоей энергии в нем и заканчивается человеком. Складывается не просто хронологическая, а иерархическая структура и последовательность миротворения. Однако и в этом подходе есть натяжки:  не всегда очевидно, почему вдруг что - то одно оказывается иерархически выше и ценнее другого.

Наиболее полным и поэтому наиболее верным является все же третье толкование - визионерское ("визио" - видение), которое предполагает, что весь этот библейский рассказ возник на основании совокупности откровений (видений), данных, быть может, еще Моисею в XIV. до Р.Х., или, во всяком случае, в своей традиции восходящих к нему. Хотя, как мы знаем, этот рассказ и был изложен в VI  до Р.Х., но ведь его содержание могло передаваться в течение многих веков в устной традиции.

Если ряд визионерских картин был положен в основу первого библейского рассказа, то он, бесспорно, был построен на основании некоего реального бывшего живого откровения. а не просто чисто человеческого опыта или домысла. Если правильно понять первые главы книги Бытия,  а значит и их мифопоэтический язык, способный говорить о чем-то глубоко духовном и основанном на видениях от Бога, то мы поймем, что за этим может стоять даже прямо Божественное откровение. Иначе все бы это давно устарело, т.к. научные картины мира устаревают каждые 20-25 лет, а библейская картина не устарели за 3-3,5 тысячи лет! И не устареет никогда благодаря ее содержанию и специфическому языку.

Если в начале библейской истории находится творение Богом мира и человека, то на другом ее полюсе - Воскресение и Вознесение Господа Иисуса Христа.

Каким образом мы можем дать учащимся представление о смысле свидетельства Бога о Самом Себе? Как мы можем понять ту силу, которая действует в наступающем Царстве Божьем? Традиционный ответ гласит: мы должны ориентироваться на Божественное откровение в распятом и воскресшем Христе. Однако самораскрытие силы Божьей в Воскресении Распятого Господа наводит богословское изложение истины на серьезные трудности. При условии принятия современного понимания действительности эти трудности кажутся просто непреодолимыми , ибо мы сталкиваемся с особой телесностью Воскресшего. Разве тем самым наше понимание не достигает положенного ему предела? Как донести до учащихся представление о Воскресении, избежав наивности, граничащей с кощунством? Не выходит ли Воскресение за пределы нашего опыта и возможностей нашего познания?

Первейший и чрезвычайно важны шаг к богословски ответственному пониманию Воскресения связан со следующим положением: телесность Воскресшего не может сводиться к простому оживанию, к возвращению сознания распятого Иисуса Христа. Мы не найдем в библейских текстах ни одного намека. могущего заставить на поверить в то, что Господь, встал с погребального ложа, сбросил плащаницу и отправился к ученикам, чтобы жить и проповедовать с ними как прежде (до распятия). Как мы должны понимать реальность видений Распятого и Воскресшего? Почему Воскресение, по всей очевидности, не сводится ни к возобновлению плотского существования, ни к одним лишь видениям, бывшим у различных людей со времени возвращения учеников в Галилею и до явления Иисуса Христа апостолу Павлу приблизительно через три года после Его смерти?

Свидетельства о воскресшем Иисусе Христе совершенно сознательно описаны как свидетельства о Его явлениях. Появление Воскресшего в них описывается как нечто невозможное, если исходить из основ всего остального человеческого общества, сознательно провоцируя вопрос: а не имели ли дело те, кто видел Воскресшего, просто-напросто со своими собственными представлениями или даже фантазиями ? но те же рассказы и сводят подозрение в иллюзорности происходящего, делая акцент на чувственном контакте с Воскресшим. Очевидно, что они совершенно сознательно сохраняют напряжение между подозрением в иллюзорностью и его опровержением.

В Евангелие от Луки (ЛК.24:30) фиксируется, что Господь возлежал с двумя учениками за трапезой в Эммаусе и преломил с ними хлеб. Евангелисты Лука и Иоанн (Лк.24:39;Ин.20:27) сообщают, что Господь призвал учеников и апостола Фому прикоснуться к нему и Его ранам. В Лк. 24:41 сказано: "Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел перед ними".

Удивляет при этом то, что, несмотря на подчеркнутую безусловность телесного присутствия Воскресшего, евангелисты делают немало указаний на то, что Воскресший Господь был и остается явлением. Так в Евангелии от Марка (Мк.16:12) мы находим примечательное выражение: "После сего (Он) явился в ином образе двум из них на дороге". И хотя у Евангелиста Матфея (Мф.28:17) сказано, что ученики, увидев Господа, "поклонение Ему", тут же добавляется: "а иные усомнились".

То, что присутствие Воскресшего Господа на земле носит характер явления важно осознать по многим причинам. При этом совершено неуместны опасения, что тем самым будут размыты историчность, действительность и действенная сила Воскресения и Благой Вести о Нем. Напротив. Не ради того лишь, чтобы остаться верным свидетельством Библии, но по самой сути вещей необходимо осознать и ясно сформулировать следующее: присутствие Воскресшего носит характер явления, поскольку Он принадлежит к Им Самим установленной реальности редукцию которой представляет собой земная жизнь.

Очень сложно преподнести учащимся сущность события Вознесения Воскресшего Христа.

Обращение к Вознесению помогаем прояснить позитивную сторону того, что было выражено посредством кажущегося отрицания в Его явлениях. По причине одностороннего натуралистического представления о небе Вознесение и связанная с ним сложная реальность зачастую понимались неправильно. Вознесение Иисуса Христа "на небо" означает, согласно Библии, что Господь вступил в область, где естественные и социальные силы, познаваемые нами на земле лишь неполно и недостаточно, представлены в своей совокупности и полноте. На небе сосредотачиваются движущие силы природы, социальных сфер, истории, прошлого и будущего. Небо превосходит все, что мы знаем из опыта. Это относительно недоступная для нас область действительности, неподвластная нашим манипуляциям, которая, однако, решающим образом определяет жизнь на земле.

Воскресший Господь входит в эту реальность, освобождаясь от ограничений и односторонностей одного определенного мира, от определенностей времени и культуры. Речь идет об исключительно многостороннем и сложном представлении о действительности, которая тем самым не должна восприниматься как бессмысленное или попросту фантастическое. Это представление находится свое выражение в доксологиях: "Всегда, ныне и присно и во веки веков" или в Послании к евреям (13:8): "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же". Этой силы и широты не достигает реальностью, подлежащая лишь естественным формам измерения. Вознесение Господа Иисуса Христа - это распространение воскресшего Иисуса Христа на весь пространственно временной континуум, иначе говоря, - это возвращение Сына в Славу Отца. В соответствии с этим Господь обещает верующим в Него быть с ними в различных регионах мира и во все дни до скончания века", что означает, что Он не может быть адекватно воспринят как объект одного-единственного представления. На признании Воскресения и Вознесения Иисуса Христа основано таинство евхаристии. Путем библейски - богословски ориентированного анализа проблематики Воскресения и Вознесения мы можем приобщиться ( и приобщить учащихся) к богатству Священного предания и литургической жизни.

Не вполне понятно учащимся: зачем нужны были эти сорок дней (от Пасхи до Вознесения)? Но в этот сорокоднев произошло очень значимое: Господь открыл ученикам ум " для разумения Писаний", дал им возможность общения с Собою, потребовал от них остаться в Иерусалиме, чтобы "родиться свыше" под действием Духа Своего, т.е. ожидать Пятидесятницы. Новый Завет был заключен на Кресте и в Воскресении, но действовать он начал в мире не сразу, а с момента Сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы.

Преподавание библейской истории напрямую связано с методикой толкования Священного писания. Обычно выделяют следующие традиционные методы толкования: телесно - буквальный (т.н. "антиохийский"), душевно-этический, символически - аллегорический (т.н. "александрийский"), (духовный), типологический ( преобразовательный ), литературно-критический и историко-богословский. Совершенно очевидно, что телесно-буквальный метод толкования менее всего подходит для детей, адекватных современному окружающему миру. Это подтверждено уже пятилетней практикой знакомства учащихся с православием в нашей гимназии. Таково же мое отношение к душевно-этическому методу. Этот метод часто используется в церковных проповедях, по традиции ориентированных на пожилых прихожан. Суть метода состоит в выведении из текста Библии этических рекомендаций. У учащихся такое наивное морализаторство иногда вызывает положительный отклик, желание задуматься и переосмыслить свое поведение, но нередко вызывает и улыбку, которая девальвирует всю моральную ценность сказанного. Заметим, что этот метод был любим и многими авторами пресловутых пособий по Закону Божьему, вышедших на рубеже XIX- XX веков.

Типологический ( преобразовательный ) метод позволяет увидеть в сюжетах Ветхого Завета прообразы каких-то вещей, характерных для эпохи Нового Завета. Этот метод был развит в среди отцов церкви. Его родоначальники - члены кумранской общины в Палестине еще дохристианского времени. В настоящее время этот метод является дополнительным к какому-либо основному.

Литературно - критический метод является относительно новым и прогрессивным, он использует результаты научных, археологических и исторических работ. Близок к нему и историко-богословский метод. Оба метода дали новый материал, говорящий о времени и истории возникновения библейских книг, внесли ясность и в основные понятия библейского богословия. Эти методы толкования нашей церкви развиты мало в связи с нашим отставанием в области библеистики. От учащихся использование этих методов требует глубоких знаний в области истории Дальнего Востока, кои современными стандартами образования не предусмотрены.

Символически -аллегорический (духовный) метод - единственно бесспорный в преподавании библейской истории, он может быть дополнен историко-богословским, типологическим и литературно-критическим методами.

Главная проблема в преподавании библейской истории - это отсутствие доступных пособий даже в печатном виде, не говоря уже об электронном. К числу рекомендуемой литературы по библейской истории бы отнес следующие ( к сожалению, не очень доступные ) издания:

1.Мень А.., протоиерей. Как читать Библию.Брюссель,1991.

2.Александр (Семенов Тян-Шанский), епископ. Православный катехизис. М..,1990.

3.Кочетков Г., священник. В начале было слово. Слово Катехизис для просвещаемых. М., 1999.

4.Кочетков Г., священник. Таинственное введение в православную катехетику. М., 1999.

5.Михаил (Грибановский), епископ. Над Евангелием. СПБ., 1994.

6.Павел Финаяндский, архиепископ. Как мы веруем. Вилюнюс,1991

7.Булгаков С., протоиерей. Православие. Киев.1991.

8.Мень А., прот. Домашние беседы о Христе и Церкви. М., 1995.

9.Мень А., прот. Таинство, слово и образ. М.,1991.

10.Шмеман А., прот. За жизнь мира. (Или: Его же. Мир как таинство . Или: Его же: Таинства и Православие). Любые годы издания.

11. Шнакенбург Р., проф. Новозаветная христология М., 2000.

12. Шестун Е., протоиерей. Православная педагогика М., 2002

13. Вертьянов С. происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства М., 2007.

14. Хокинг С. Краткая история времени от Большого взрыва до черных дыр. СПБ, 2001.

В крайнем случае можно использовать составленную в начале XX (ныне во многих толкованиях весьма устаревшую ) книгу:

15.Лопухин А., проф. Библейская история Ветхого и Нового Заветов. Полное издание в одном томе. М., 2008.

Весьма неплохо написан труд англиканского епископа Джона Чарльза Райла (1816-1900):

16.Джон Райл. Размышления над Евангелием от Марка Минск, 2002.

Курс "Православие" для 5-7 класса можно считать универсальным курсом Закона Божьего. Курс во многом ориентирован на учебник Серафима Слободского, однако из него исключено изучение церковнославянских букв и цифр, сокращено изложение чинопоследования богослужений. Опыт преподавания показал, что изучение церковнославянского языка для школьников представляет значительные трудности и требует большого числа учебных часов. Было бы целесообразно богослужебный язык Русской Православной Церкви выделить особый курс, но из-за дефицита учебного времени в наш блок православных дисциплин не вошел. Такое решение приняло методическое объединение учителей правление и методсовет школы, хотя черновой вариант курса был разработан. Возможно, в будущем он будет востребован.

"История РПЦ" и "История Христианской Церкви" преподаются на основе методик, типичных для преподавания курса гражданской истории в школе.

Историю церковного искусства вполне моно было отнести к образовательной области "Искусство". Здесь важна именно православная, богословская интерпретация христианских произведений искусства, доступная понимаю учащихся.

17.Хейз Р. Этика \нового Завета (пер. с англ. (Серия" Современная библеистика") - М .: Библейско-Богословский институт св. ап. Андрея. 2005.

Христианская этика - важнейший мировоззренческий курс для учащихся, он является своего рода учением о практическом применении Закона Божьего в современной жизни. Библиография этого курса значительна обогатилась в последние годы. В 2005 году вышло переводное первоклассное издание по этике (нравственному богословию) Нового Завета австралийского англиканского богослова Ричарда Хейза, преподающего в США - "Этика Нового Завета". В своей книге Хейз использует достижения современной библеистики и богословия. Книга делится на четыре части: описание этических позиций новозаветных авторов и синтез этих позиций, проблема использования Нового Завета в христианской этике, применение новозаветного подхода к современной жизни. Подробно рассмотрены важнейшие этические проблемы современного мира: использование насилия в защиту справедливости, развод и повторный брак, содомский грех (гомосексуализм, инцест и др. половые извращения), национализм, аборты. В многоликом христианском мире эта книга была принята хорошо теми читателями, кто считает, что церковная жизнь должна строиться в соответствии со свидетельством писания. Наиболее остро эту книгу критиковали те, кто отвергает те или иные специфические нравственные учения Нового Завета частности, по вопросам насилия и сексуального поведения. Сам автор подчёркивал свою позицию: " Я же совершенно убежден, что стремление тщательно следовать новозаветному представлению о жизни в послушании Богу представляет для нас огромную ценность даже тогда  (и в особенности тогда), когда это представление входит в конфликт с культурными нормами и предпосылками современности".

Книга Хейза в ряде элементов схожа с учебником для богословских или философских вызовов, но сам автор именует книгу "большим эссе о том, каким образом Новый Завет может формировать христианскую этику". Автор с горечью констатирует, что принадлежит к нации, которая хотя и называет себя христианской, но на деле почти потеряла представление о новозаветном богословии.

18. Свешников В.В. протоиерей. Очерки христианской этики. - М.: Лепта Книга, 2010.

Появление этого фундаментального труда стало значительным явлением в православной педагогике. Автор анализирует поведение человека и его мотивы, ориентируя читателя на правильный нравственный выбор. Отец Владислав не только собрал учение святых Отцов и духовных писателей православной Церкви, но и осуществил их синтез.

Фундаментальный труд отца Владислава существенно дополняет интереснейший труд предыдущего автора - протестантского богослова.

19.Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии - СПБ., Речь, 2005.

Данная работа православных психологов посвящена рассмотрению важней категории христианского учения о человеке - души, её основных и дополнительных сил и частей: ума, чувства, воли, памяти, внимания, воображения и органов чувств. Это знание соотносится с соответствующими психологическими теориями. Современная безрелигиозная психология отвергает сам объект своего исследования - душу, все сводя лишь к телу и сознанию. Наука так или иначе всегда проповедовала культ тела и оправдывала его потребности, ветхозаветная иудейская религия отстаивала культ духа. Лишь в христианстве тело и дух соединились вместе в душе, где постоянно присутствует любовь (вспомним заповедь блаженства о нищих духом). С эпохи Возрождения эта любовь в душе стала оскудевать, а гармония трёхсоставного человека - разрушаться. Если любовь уменьшается, противоположности (тело и дух) теряют ощущения единства и в своём развитии начинают истреблять друг друга. Сначала побеждает дух, а потом тело, но в итоге они оба погибают. Возникает перспектива гибели нынешнего человечества, катастрофически ориентированного на общество потребления.

Вопросы психических состояний в психологии и христианстве, рассматриваемые авторами, тесно примыкают к проблематике христианской этике. Состояние прелести в христианстве как следствие углубления страстей является опасными синдромами  того, что религия стала агрессивной, началось жёсткое отстаивание приоритета духа над телом в ответ на господствую в безрелигиозном обществе тиранию тела над духом. Там, где в душе нет любви , у представителей религии появились чё1рствость, лицемерие жестокость. Религиозное мышление становится компромиссным, половинчатым. Эти симптомы ещё в XIX  веке узрели святители Игнатия Брянчанинов и Феофан Затворник. Они отметили поиск верующими чудес и духовных утешений, а не Бога. Неправильные действия ума и сердца приводят верующих к духовному пленению демоническими силами и разрушению сознания и тела.

V. Преподавание Основ Православной Культуры в 2009 - 2011 годах.

В период подготовки к очередной процедуре лицензирования курс "Православие" изменил название на более известное педагогическому сообществу- "Основы Православной Культуры".

Гимназия перешла на пятидневную рабочую неделю и предметы, входящие в курс ОПК, оказались вынесенные в качестве дополнительного образования на вторую половину дня.

Все предметы ОПК нашли своё отражение в Учё1бном плане дополнительного образования. Изучение ОПК в рамках дополнительного образования позволяет Закон РФ "О национально-культурной автономии" от 05.06.96.

В связи с тем, что даже начальная школа стала посещать уроки ОПК во второй половине дня, встал вопрос о более эффективной работе по существующим программам с младшими школьниками. Были определены следующие методические выводы:

- в связи с преобладанием у младших школьников непроизвольного внимания и эмоционального восприятия учебного материала целесообразно использовать те события из Ветхого и Нового Завета, из житий святых, истории Церкви и т.п., которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию - например, младшим школьникам будет интересно слушать про детство святых;

-использование приема словесного иллюстрирования, т.к. у младших школьников воображение непроизвольное и его надо направлять на воссоздание данного образа;

-опорой для наглядно-образного мышления могут стать используемые для проведения урока иконы, печатные репродукции, слайды, фрагменты из фильмов на DVD;

-для развития словесно-логического мышления необходимо на уроках задавать вопросы на установление логических связей событий и поступков. Для этого можно ставить, например, такие вопросы: что побудило этого человека так поступить? К чему это могло привести?

 

Федоренко Сергей Александрович, зам директора по УВР.